Сделай Сам Свою Работу на 5

Лекция 1: Понятие, система и задачи криминологии. История развития науки криминологии

Рекомендовано

На заседании кафедры д.ю.н., проф. Рукавишникова И.В.

УПиК

Протокол № __________ _______________________

«____»______________200 __г. _______________________

Зав. кафедрой д.ю.н., проф. Улезько С.И. «___» ____________200__г.

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Криминология»

По специальности 030501 «Юриспруденция»

 

Составитель: к.ю.н., доцент кафедры «Уголовное право и криминология»

Е.В. Серёгина

 

Ростов-на-Дону

Содержание учебно-методического комплекса

Рабочая программа дисциплины………….………………………………………...3

Курс лекций…………………………….…………………………...........................35

Методические указания к выполнению контрольных работ…………………..193

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов…………………………………………………………………………..212

Контроль знаний……………….……….…………………………………………230

Сведения о ППС…………………………………………………………………..242

Деловые игры, используемые при проведении практических занятий……….243

Использование инновационных методов………………………………………..246

Краткий словарь терминов……………………….................................................254

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УТВЕРЖДАЮ:

ДИСЦИПЛИНЫ

Проректор Н.П.Маслова

___________________________

ОПДФ. 04. Криминология

(индекс) (наименование)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ(И)

030501 - Юриспруденция

(код) (наименование)

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ(И)

03050101 - Гражданско-правовая специализация, 03050102 - Уголовно-правовая специализация, 03050103 - Государственно-правовая специализация, - Информационное право, 03050104 - Финансово-правовая специализация.

(код) (наименование)

ФАКУЛЬТЕТ Юридический факультет ГОУ ВПО РГЭУ «РИНХ»
КАФЕДРА   Кафедра Уголовного права и криминологии

(код) (наименование)

ОБЩИЙ ОБЪЕМ* Работы студента в час. ГОС уч. план Очная форма Заочная форма
5 лет 5 лет 6 мес. 3 года 6 мес.
Всего аудиторных занятий, час, в том числе: 72 час. 14 час. 14 час.
- лекций, по семестрам 7 семестр 14 ч. 14 ч.
36ч. Итого: 36 ч.    
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам      
     
- практические занятия, по семестрам 7 семестр – 36 ч    
Итого: 18 ч.    
Индивидуальная работа, час      
Всего самостоятельной работы, час, в том числе: 72 ч. 129 ч. 129 ч.
- контрольные работы по семестрам 7 семестр – 6ч. 20 ч. 20 ч.
- курсовые работы по семестрам      
- курсовые проекты по семестрам      
- др. виды работы по семестрам 1. подготовка к семинарским занятиям   2. написание реферата 3. подготовка к экзамену   7 сем. – 18 ч. 6 ч. 6 ч. 9,35 ч.     14 ч.       12 ч.
Экзамены, по семестрам, час 7 семестр – экз. – 0,4 ч. Экзамен 0,4 ч. Зачет (д/з) 0,5 Экзамен 0,4 ч. Зачет (д/з) 0,5

* Объем часов по всем видам работ переносится из учебного плана.



ОСНОВАНИЕ

ГОС ВПО по специальности 030501 «Юриспруденция», Учебный план специальности 030501 «Юриспруденция» 2007 г.

Нормативные документы и реквизиты (ГОС, Учебный план, примерная программа и др.,)

 

АВТОР к.ю.н., доцент, доцент каф. УП и К   Серегина Е.В. 16 июня 2008
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

 

Кафедрой Уголовного права и криминологии   Улезько С.И.  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

 

Учебно-методическим советом специальности      

 

Учебно-методическим управлением      

 

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ГОС)

Целью изучения курса «Криминология» является формирование у студентов криминологического мышления, привитие научно-обоснованных взглядов на преступность, как негативного, исторически изменчивого, социального, массового явления, которое общество и государство должны сдерживать в определенных пределах для нормальных условий жизнедеятельности, а также выработать у студентов умение глубоко анализировать проблемные вопросы «стратегии» воздействия на преступность в современных условиях, подготовить их к самостоятельному, квалифицированному и компетентному решению профессиональных задач. Достижение вышеуказанной цели изучения курса «Криминология» предполагает решение следующих задач: - овладение студентами знаний об основных проблемах отечественной криминологии, ее предмете, методах изучения, исторических этапах развития; - формирование у студентов умения и навыков анализа и оценки данных о преступности, ее причинах и условиях, прогнозировании и планировании преступности и механизма индивидуального преступного поведения, организации планирования и осуществления профилактической деятельности; - воспитание у студентов чувства непримиримости к проявлениям преступности, решимости противостоять ей, отстаивать принципы социальной справедливости и законности. В процессе изучения курса «Криминология» студенты должны приобрести следующие знания: - уметь правильно составлять уголовную статистику, грамотно оценивать криминологическую ситуацию в стране, отдельном регионе; - владеть необходимыми приёмами прогнозирования преступности и планирования профилактической работы; - определять особенности лиц, совершивших преступление, с тем, чтобы правильно организовывать деятельность по их профилактике; - выявлять основные причины преступности в обществе и направления её предупреждения.

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать 1. Предмет криминологии как науки, ее место в системе правового знания; 2. Понятия и термины, используемые в криминологии; 3. Основные детерминанты и причины преступности, меры предупреждение преступности и разрушающего воздействия на преступность; 4. Основные методы криминологических исследований; 5. Сущность и основные направления виктимологической профилактики; 6. Формы, содержание и результаты международного сотрудничества в части борьбы с преступностью; 7. Основную литературу по курсу.
Студент должен уметь 1. Прогнозировать тенденции преступности с учетом изменения обстановки в стране и мире; 2. Владеть основами криминологического мышления; 3. Выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее; 4. Полученные знания при оценке текущих событий современной политической жизни страны и в мире применять на практике; 5. Работать с научной литературой по криминологии; 6. Вести дискуссию по проблемам изучаемого курса; 7. Подготовить научную работу, составить конспект по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.
Студент должен иметь представление 1. О влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики. 2. О роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности. 3. Об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие. 4. О специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода.

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
1.Уголовное право (Особенная часть) Т. 3 «Преступления против жизни и здоровья» Т.5 «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности» Т.7 «Преступления против семьи и несовершеннолетних» Т. 8 «Преступления против собственности» Т.9 «Преступления в сфере экономической деятельности» Т.11 «Преступления против общественной безопасности». 1. Актуальные проблемы криминологии Т.1. Периоды развития криминологии. Т.2 Научные направления, школы и теории криминологии: общая характеристика, достоинства и недостатки. Т.3 Актуальные проблемы криминологического учения о преступности Т.4. Личность преступника: дискуссионные вопросы Т.5 Проблема причин преступности Т.6 Криминологическая виктимология Т. 7 Проблемы предупреждения и профилактики преступности Т. 8 Актуальные проблемы криминологического законодательства Т. 9 Новые отрасли криминологии. 2. Юридическая психология. Т.2-6 3. Преступность несовершеннолетних. Т.1-8 4. Актуальные проблемы уголовного права Т. 2-8

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Объяснительно-иллюстративный метод(монологическое и проблемное изложение материала сопровождается демонстрацией дидактического и наглядного материала) О-И  
Интерактивный метод «работа в малых группах» Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждение полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов. РМГ
Творческие заданияиспользуются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах. ТЗ

 

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)

Неделя Кол. час Вид занятия, тема и краткое содержание Методы
Тема лекции: Понятие, система и задачи криминологии. История развития науки криминологии 1. Понятие и значение криминологии. 2. Предмет криминологии. 3. Система криминологии и её задачи. 4. История развития криминологии.     М М, Д, П М, П, ПБ РМГ, Э
Семинар: Понятие, система и задачи криминологии. История развития науки криминологии 1. Понятие и значение криминологии. 2. Предмет криминологии. 3. Система криминологии и её задачи. 4. История развития криминологии.     Д, ТЗ Д Э Д, И
    Тема лекции: Преступность и её основные характеристики 1. Понятие преступности. 2. Основные показатели преступности. 3. Латентная преступность и способы её выявления. 4. Виктимологические аспекты преступности.   М, П М, О-И, П М, Э М, Э
Семинар: Преступность и её основные характеристики 1. Понятие преступности. 2. Основные показатели преступности. 3. Современное состояние и тенденции преступности в России. 4. Латентная преступность и способы её выявления. 5. Виктимологические аспекты преступности.   Д ТЗ СД Д, Э РМГ, Э
Тема лекции: Личность преступника 1. Понятие личности преступника. 2. Структура личности преступника. 3. Типология личности преступника.   М, ПБ М, П М, П, Э
Семинар: Личность преступника 1. Понятие личности преступника. 2. Соотношение социального и биологического в личности преступника. 3. Структура личности преступника. 4. Типология личности преступника.   Д, РМГ Э, РМГ   Д, ТЗ Д, ТЗ
Тема лекции: Причины и условия преступности 1. Понятие причин и условий преступности 2. Классификация причин и условий преступности 3. Причины и условия преступности в современной России.   М, ПБ М, П М, Э, П
Семинар: Причины и условия преступности 1. Понятие причин и условий преступности. 2. Классификация причин и условий преступности. 3. Причины и условия преступности в современной России. 4. Ситуация и ее место в механизме конкретного преступления. 5. Виктимологические условия совершения конкретного преступления.   Э, РМГ Д И, ТЗ, РМГ Д, Э И, Э
Тема лекции: Методика и процедура криминологического исследования. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью 1. Понятие методики криминологического исследования. 2. Организация криминологических исследований. 3. Понятие и значение прогнозирования преступности. 4. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.   М, П М, П М, П, Э М, Э
Семинар: Методика и процедура криминологического исследования. Прогнозирование и планирование борьбы с преступностью 1. Понятие методики криминологического исследования. 2. Общенаучные и частнонаучные методы, применяемые в криминологических исследованиях. 3. Организация криминологических исследований. 4. Понятие и значение прогнозирования преступности. 5. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений   Д М, Д   И, С-Д М, Э Д
Тема лекции: Предупреждение и профилактика преступности 1. Понятие предупреждения преступности. 2. Характеристика системы предупреждения преступности.   М, ПБ М, П
Семинар: Предупреждение и профилактика преступности 1. Понятие предупреждения преступности 2. Характеристика системы предупреждения преступности 3. Классификация субъектов профилактики. 4. Правовые основы предупреждения преступности.   Д, РМГ РМГ Д Д, И, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика насильственных преступлений 1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений. 2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников. 3. Детерминация насильственных преступлений. 4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.     М, О-И М   М, Э ПБ, Э
Семинар: Криминологическая характеристика насильственных преступлений 1. Понятие и общая характеристика насильственных преступлений. 2. Криминологическая характеристика личности насильственных преступников. 3. Детерминация насильственных преступлений. 4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.     Д, П Д, ТЗ   С-Д, Э Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика преступлений в семейной сфере 1. Семья как предмет криминологического исследования. 2. Соотношение личности преступника и жертвы преступления. 3. Система криминогенных факторов семейной сферы. 4. Меры предупреждение семейного насилия.     М М, П М, Э ПБ, Э
Семинар: Криминологическая характеристика преступлений в семейной сфере 1. Семья как предмет криминологического исследования. 2. Личность преступника, совершившего преступление в семейной сфере. 3. Система криминогенных факторов семейной сферы. 4. Меры предупреждение семейного насилия.     Д, П Д, ТЗ   РМГ Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика корыстной преступности 1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности. 2. Лица, совершающие корыстные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения. 3. Причины и условия, генерирующие корыстную преступность. 4. Основные направления профилактики корыстной преступности.     М, О-И М   М, Э ПБ, Э
Семинар: Криминологическая характеристика корыстных преступлений 1. Современное состояние и тенденции корыстной преступности. 2. Лица, совершающие корыстные преступления, их типология, особенности образа жизни и поведения. 3. Причины и условия, генерирующие корыстную преступность. 4. Основные направления предупреждения корыстной преступности.     Д, П Д, ТЗ   С-Д, Э Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика экономической преступности 1. Понятие и особенности экономической преступности, оценка её состояние и криминологическая характеристика. 2. Характеристика личности экономического преступника. 3. Криминологическая детерминация и причинность экономической преступности. 4. Профилактика экономической преступности.     М, О-И М, П   М, Э   ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика экономической преступности 1. Понятие и особенности экономической преступности, оценка её состояние и криминологическая характеристика. 2. Характеристика личности экономического преступника. 3. Криминологическая детерминация и причинность экономической преступности. 4. Профилактика экономической преступности.     Д, П   Д, ТЗ С-Д, Э   Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика терроризма 1. Понятие и основные черты терроризма. 2. Современное состояние и тенденции терроризма. 3. Причины и условия преступлений терроризма. 4. Противодействие терроризму.   М М, О-И М, Э ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика терроризма 1. Понятие и основные черты терроризма. 2. Современное состояние и тенденции терроризма. 3. Причины и условия преступлений терроризма. 4. Противодействие терроризму.     Д, П Д, ТЗ С-Д, Э Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика организованной, рецидивной и профессиональной преступности 1. Общественная опасность, состояние и тенденции развития организованной преступности. 2. Понятие и особенности рецидивной преступности. 3. Обстоятельства, способствующие устойчивости организованной и рецидивной преступности и их профилактика. 4. Криминальный профессионализм: понятие, характеристика, предупреждение.     М   М, П М, Э   ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика организованной, рецидивной и профессиональной преступности 1. Общественная опасность, состояние и тенденции развития организованной преступности. 2. Понятие и особенности рецидивной преступности. 3. Обстоятельства, способствующие устойчивости организованной и рецидивной преступности и их профилактика. 4. Криминальный профессионализм: понятие, характеристика, предупреждение.     Д, П   Д, ТЗ С-Д, Э   Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика коррупционной преступности 1. Понятие коррупции и коррупционной преступности. 2. Современное состояние коррупционной преступности. 3. Детерминация коррупционной преступности. 4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.     М, О-И М, П М, Э ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика коррупционной преступности 1. Понятие коррупции и коррупционной преступности. 2. Современное состояние коррупционной преступности. 3. Детерминация коррупционной преступности. 4. Основные направления противодействия коррупционной преступности в современной России.     Д, П Д, ТЗ С-Д, Э Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика неосторожной преступности 1. Уровень, структура и динамика неосторожной преступности. 2. Особенности личности неосторожных преступников. 3. Причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений. 4. Предупреждение неосторожных преступлений.     М, О-И М, П М, Э   ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика неосторожной преступности 1. Уровень, структура и динамика неосторожной преступности. 2. Особенности личности неосторожных преступников. 3. Причины и условия, способствующие совершению неосторожных преступлений. 4. Предупреждение неосторожных преступлений.     Д, П Д, ТЗ С-Д, Э   Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних 1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних. 2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников. 3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних. 4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.     М, О-И   М, П   М, Э ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних 1. Понятие и общая характеристика преступности несовершеннолетних. 2. Особенности характеристики личности несовершеннолетних преступников. 3. Социальная среда и преступное поведение несовершеннолетних. 4. Предупреждение преступности несовершеннолетних.     Д, П   Д, ТЗ   С-Д, Э Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика женской преступности 1. Криминологическая характеристика, преступлений, совершаемых женщинами. 2. Личность женщины-преступницы. 3. Особенности детерминации преступности женщин. 4. Профилактика женской преступности.     М, О-И   М, П М, Э ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика женской преступности 1. Криминологическая характеристика, преступлений, совершаемых женщинами. 2. Личность женщины-преступницы. 3. Особенности детерминации преступности женщин. 4. Профилактика женской преступности.     Д, П   Д, ТЗ С-Д, Э Д, Э, ТЗ
Тема лекции: Криминологическая характеристика девиантных явлений 1. Формы девиантности, связанные с преступностью и их характеристика. 2. Взаимосвязь профилактики негативных девиаций и преступности.     М, П   ПБ, Э
Тема семинара: Криминологическая характеристика девиантных явлений 1. Формы девиантности, связанные с преступностью и их характеристика. 2. Взаимосвязь профилактики негативных девиаций и преступности.     Д, П   Д, ТЗ
Тема лекции: Изучение и предупреждение преступности за рубежом 1. Зарубежные криминологические теории. 2. Зарубежной опыт предупреждения преступности.     М, Э М, Э
Тема семинара: Изучение и предупреждение преступности за рубежом 1. Зарубежные криминологические теории. 2. Зарубежной опыт предупреждения преступности.     Д, П Д, ТЗ

 

3.1. Индивидуальная работа преподавателя со студентом

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.