Сделай Сам Свою Работу на 5

Пожелания к изучению отдельных тем курса

 

1.Введение в дисциплину.

План:

1.1Развитие дисциплины как отрасли научного знания. Связь дисциплины с другими науками.

Регион как объект хозяйствования и управления.

1.3 Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства.

При изучении первого вопроса темы необходимо уяснить, что региональная экономика и управление - дисциплина, изучающая научно-методологические и практические аспекты управления хозяйством региона. Хотя наука об управлении региональной экономикой— сравнительно молодая отрасль знаний, нельзя сказать, что она формируется только сейчас. Наука об управлении региональной экономикой имеет своих классиков. Это немецкие ученые И. Тюнен, А. Вебер, В.Кристаллер, А. Леш, русские ученые Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский и др.

Крупными представителями современной региональной науки можно считать В. Леонтьева, У. Изарда, П. Хагетта, Т. Хегерстранда, Ф. Перру.

В России управление региональной экономикой складывалось сначала в рамках экономической географии, с трудов Н.Н. Баранского и Н.Н. Колосовского. В дальнейшем проблемы регионального управления экономикой изучали российские ученые Кистанов В.В., Пробст Е., Алаев Э.Б., Архангельский В.Н., Суспицин С, Рыбалкин В.Е, Бутов В.И. Игнатов В.Г., Кетова Н.П., Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И., Дульщиков Ю.С, Морозова Т.Г, Степанов М.В., Павлов К.Л, Смирнов С.Н, Лексин В., Швецов А и др.

При изучении второго вопроса темы основное внимание необходимо уделить рассмотрению понятия «регион». Важно уяснить, что понятие «регион» в наиболее общем виде - это определенная территория, отличающаяся от других территорий рядом признаков и обладающая некой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. В каждом регионе наблюдается наличие специфических условий функционирования хозяйствующих субъектов, связанных с особенностью течения социально-экономических процессов. Регионы отличаются друг от друга степенью развития и специализацией экономики, природно-экологическими условиями, не везде одинакова развита инфраструктуры рынка и т.д. Поэтому каждый регион - это своеобразная область хозяйствования, наделенная специфическим набором ресурсов, что обусловливает необходимость использования дифференцированного подхода в управлении отдельными регионами.



Под управлением региональным развитием следует понимать специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития региона, имеющим главный целевой ориентир - улучшение качества жизни населения. Совокупность действий составляет содержание региональной политики, которая включает комплекс мероприятий: политических, правовых, организационных, финансовых и конечно экономических.

Региональное управление можно представить в виде системы, состоящей из трех уровней: федерального, регионального (на уровне субъекта федерации).

Основное внимание в рамках третьего вопроса темы необходимо уделить методам анализа территориальной организации хозяйства, включая: балансовый, картографический, экономико-статистический, метод системного анализа, метод экономико-математического моделирования.

Вопросы для самоконтроля.

1.Что понимают под терминами: «регион», «территория», «управление региональной экономикой»?

2.Чем обусловлена необходимость выделение экономики отдельного региона как объекта управления?

3. Какие задачи по управлению экономикой решаются на разных уровнях управления?

4.Какие методы исследования используются в решении прикладных задач управления региональной экономикой?

 

Тема 2.Территориальная организация хозяйства России.

План:

2.1Принципы районирования. История формирования районов на территории России.

2.2 Практические аспекты современного районирования в управлении регионами.

При изучении первого вопроса темы, прежде всего, необходимо рассмотреть принципы разделения территории на районы. При этом необходимо иметь в виду, что экономический принцип рассматривает район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Национальный принцип учитывает национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта. Административный принцип - определяет единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

Далее в рамках первого вопроса необходимо остановится на рассмотрении истории формирования районов на территории России. При изучении вопроса обратите внимание на то, что деление России на отдельные районы (административные единицы) впервые было предпринято в 1708 году Петром I, когда реформа поделила Россию на 8 губерний — Петербургскую, Московскую, Архангельскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Позднее, в период царствования Екатерины II, число губерний возросло сначала до 40, а к концу ее царствования до 60. Были изменены и низовые звенья административного деления. Губернии подразделялись на уезды, а уезды — на волости. Для поддержания порядка в такой огромной империи, как Российская, и особенно на завоеванных окраинных территориях, кроме того, были созданы военизированные органы управления — генерал-губернаторство и наместничество. Перед революцией 1917 г. в России насчитывались 68 губерний, 8 генерал-губернаторств и одно наместничество.

Практически созданное в Екатерининский период административное устройство оставалось неизменным не только в предреволюционный период, но и вплоть почти до конца двадцатых годов двадцатого века. Ликвидация губернского деления происходила постепенно в период с 1924—по 1929 гг. двадцатого века.

Новыми органами власти стали Советы. Губернии были заменены областями, а уезды— районами.В национальных районах на окраинных территориях были созданы союзные республики. В 1991 г. Советский Союз распался, союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами,

Далее в рамках первого вопроса необходимо ознакомиться с современным административно-территориальным разделением РФ. При этом следует обратить внимание на то, что современное административное деление не соответствует экономическому районированию, которое является основой наиболее эффективного размещения производительных сил, основой комплексного развития и установления рациональных связей на такой огромной территории, как Россия.

Запомните, что в настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский. Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Экономические районы объединяются в макрорегионы и экономические зоны.

При рассмотрении второго вопроса темы важно уяснить, что практические аспекты современного районирования, включая использование нетрадиционных критериев, связаны с выделением территорий для решения конкретных народно-хозяйственных задач. К числу таких задач, к примеру, можно отнести: рациональное использование национальных природных ресурсов, строительство магистральных нефте- и газопроводов, строительство автомобильных и железных дорог, развитие экономики депрессивных районов страны, решение жилищных проблем и т.д.

Вопросы для самоконтроля.

1.Перечислите и дайте краткую характеристику принципам районирования.

2.Из истории районирования территории России, приведите примеры реализации административного, национального и экономического принципов районирования.

3.Поясните, какие критерии могут быть использованы в разделении территории РФ при решении задач управления на общегосударственном уровне управления, управления на уровне субъектов федерации и на местном уровне управления.

 

Тема 3. Комплексная характеристика экономических районов РФ.

 

Изучение темы должно предполагать рассмотрение 11 крупных экономических районов РФ: Северного, Северо-Западного Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского, Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного. В процессе рассмотрения основное внимание необходимо уделить: роли экономического района в экономике страны, ресурсной обеспеченности региона, специализации хозяйства региона.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Назовите состав всех одиннадцати крупных экономических районов РФ.
  2. Какова роль каждого экономического района в экономике РФ?
  3. Какие основные ресурсы расположены на территории каждого экономического района?
  4. В чем сходство и различие хозяйственной специализации Северного, Северо-Западного Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского экономических районов? Каковы причины?
  5. В чем сходство и различие хозяйственной специализации Поволжского, Северо-Кавказского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов? Каковы причины?

 

Тема 4.Размещение производительных сил в регионах.

План:

4.1.Отраслевая структура экономики.

4.2 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

4.3 Экономическое обоснование размещения отраслей хозяйства в регионе.

 

При рассмотрении первого вопроса темы важно исходить из того, что экономика России представляет собой единый народнохозяйственный комплекс, возникший на базе социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов интеграции. Народнохозяйственный комплекс России отличается сложной структурой, в которой можно выделить два основных соотношения: территориальное (рассмотренное в предыдущем разделе) и отраслевое. Отраслевая или компонентная структура отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей.

При изучении первого вопроса обратите внимание на то, что весь народнохозяйственный комплекс традиционно подразделяется на три компонента: отрасли материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, то есть заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание); отрасли непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.д.); социальное обслуживание населения (здравоохранение, наука, искусство, просвещение, отрасли управления и обороны).

Для решения вопросов управления народнохозяйственным комплексом, отрасли могут также классифицироваться по отраслевому функциональному признаку. Согласно данному признаку выделяют: первичные отрасли (добывающая промышленность и сельское хозяйство), вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность), транспорт, торговлю, жилищное строительство, здравоохранение, предприятия по обслуживанию производства и населения, управление, науку и научное обслуживание.

На макроуровне управления при классификации промышленности принято выделять пять комплексных отраслей: топливно-энергетический комплекс черную и цветную металлургию, машиностроительный комплекс, химико-лесной комплекс, легкую промышленность.

По экономическому назначению продукции, промышленность делится на две большие группы: производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б).

Отдельно принято выделять агропромышленный комплекс (АПК) Российской Федерации, который включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

При рассмотрении второго вопроса темы необходимо четко уяснить сущность закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил. Запомните, что закономерности размещения производительных сил отражают наиболее общее представление о распределении производительных сил в регионе. В условиях развития рынка отмечаются следующие важнейшие закономерности размещения производства:

• рациональное, наиболее эффективное размещение производства;

• комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов Федерации;

• рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;

• выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Принципы размещения — это конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования, научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике.

В современном размещении производительных сил выделяются следующие принципы:

• приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

• первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

• оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию;

• использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономиче­ских связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов, экономические факторы и демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами.

Управление региональным развитием предполагает использование научно-обоснованных рекомендаций по рациональному размещению отраслей народнохозяйственного комплекса, где особо важную роль играет система показателей и методов анализа. Среди методов, которые можно использовать в экономическом обосновании размещения производительных сил выделяют: метод оценки затрат по производству и реализации продукции; метод системного анализа, метод балансовых расчетов, экономико-математические методы, методы оценки эффективности функционирования уже существующих в регионе отраслевых предприятий.

Вопросы для самоконтроля.

1.Дайте характеристику отраслевой структуры хозяйства РФ.

2.Назовите и охарактеризуйте закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

3.Какие экономические показатели и методы анализа могут быть использованы в обосновании размещения в регионах отраслевых предприятий? Расскажите о правилах их использования.

 

Тема 5. Характеристика отраслей хозяйства.

Изучение темы должно предполагать рассмотрение комплексных отраслей хозяйства РФ: топливно-энергетического, черной и цветной металлургии, машиностроения, химико-лесного, транспортного, легкой промышленности и АПК. В процессе рассмотрения необходимо основное внимание обратить на состав отраслей, их размещения по территории РФ и специфику их современного развития.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Назовите основные центры концентрации отдельных отраслей хозяйства по территории РФ.
  2. В чем заключается специфика изменения отраслевой структуры производства в РФ в 90-2000 гг.?
  3. Какие отрасли хозяйства наиболее развиты в Волгоградской области, в Поволжском экономическом районе и Южном федеральном округе?

 

Тема 6.Трудовые ресурсы региона.

План:

6.1 Основы управления трудовыми ресурсами.

6.2 Характеристика современного рынка труда.

Предпосылкой развития общественного производства, главной производительной силой выступает население, точнее его часть, обладающая совокупностью физических и духовных способностей, позволяющих ему трудиться.

В процессе изучения первого вопроса темы необходимо более подробно остановиться на рассмотрении таких понятий, как: понятие «трудовые ресурсы», «трудоспособное население», «качество трудовых ресурсов», «количество трудовых ресурсов».

В процессе рассмотрения обратите внимание на то, что трудоспособное насе­ление ограничено определенными возрастными границами, которые имеют подвижный характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека. Решающую роль в нормировании границ трудоспособного возраста играют социально-экономические условия. Максимальная возрастная граница соответствует физиологическому пределу участия старших возрастов в трудовой деятельности, предусмотренному законом о пенсионном обеспечении. Начальная граница определяется физиологическим развитием молодежи, ее знаниями, уровнем образования, продолжительностью обучения. В России период трудоспособности мужчин составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а женщин — 39 лет ( от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью. Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

• общей численностью трудоспособного населения;

• количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями, как:

• состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

• качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Запомните, что численность трудовых ресурсов определяется как занятым, так и незанятым в экономике трудоспособным населением. Общая численность охватывает две категории лиц. Первая — трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая — работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров. При этом принято различать трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное использование трудового потенциала. В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Экономически пассивное население составляет та его часть, которая не стремится к трудоустройству.

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Ее решение предполагает целенаправленные действия органов государственной власти по управлению трудовыми ресурсами, включая объективную оценку трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.

При рассмотрении первого вопроса важно так же уяснить, что важнейшей проблемой рационального управления трудовыми ресурсами является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе — повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства.

При рассмотрении второго вопроса темы необходимо исходить из того, что рынок труда рассматривается как система общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда. Объектом купли продажи на рынке труда является труд. В качестве основных субъектов купли-продажи выступает работодатель-покупатель труда и собственник труда, то есть его продавец.

Как любому рынку, рынку труда свойственны такие характеристики, как спрос, предложение и цена. Развитие ситуации на рынке труда, или конъюнктуры, происходит под влиянием конъюнктурообразующих факторов. К числу основных из них относят: демографические, социальные, экономические, научно-технические.

При рассмотрении вопроса обратите внимание на то, что формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для государств бывшего СССР, так и специфических для современной России конъюнктурообразующих факторов, оказывающих влияние на современные тенденции и условия занятости населения. К числу наиболее значимого фактора, влияющего на развитие рынка труда, относится экономический. Современный рынок труда в РФ формируется в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни — не только ее социально-экономические, но и правовые, политические, этнические и моральные аспекты. Следствием экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, но и нарушение ранее существовавшей системы стимулов и мотиваций к эффективной трудовой деятельности, приобретению профессий, росту квалификационного уровня.

В качестве ключевых направлений политики Правительства Российской Федерации и основных задач на рынке труда выступают:

• Преодоление дефицита рабочих мест, повышение инвестиционной активности за счет всех источников, дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, корректировка экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда.

• Последовательная стабилизация уровня жизни, совершенствование социальной поддержки населения.

• Развитие системы переподготовки рабочей силы и непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства поддержки качества рабочей силы.

• Проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, включая новую концепцию освоения северных и восточных регионов, обустройство мигрантов, защиту внутреннего рынка труда.

При рассмотрении вопроса следует уделить внимание также и такому важному элементу рынка труда как инфраструктура, по которой принято понимать государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды, обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда.

Активную роль в управлении трудовыми ресурсами играет Федеральная государственная служба занятости населения, которая была создана в 1991 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и является организационно самостоятельной службой на территории РФ. Эту работу возглавляет и организует соответствующий орган исполнительной власти - Департамент федеральной государственной службы занятости населения.

В соответствии с положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости населения основными направлениями его деятельности являются:

* анализ ситуации на территориальном рынке труда и выработка мер по предупреждению или сокращению негативных социально-экономических последствий массового высвобождения работников;

* организация работы по приему безработных граждан, их регистрация в целях содействия им трудоустройства, выплат пособий по безработице, стипендий в период учебы, оказания материальной помощи;

* обеспечение государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

* организация профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения:

* организация работы городских управлений и районных отделов занятости населения по выполнению федеральных, межрегиональных, территориальных программ занятости населения;

* заключение договоров с образовательными учреждениями на профессиональное обучение безработных граждан;

* содействие развитию малого бизнеса, организации предпринимательской деятельности самостоятельной занятости граждан;

* создание территориальных банков данных о вакансиях рабочих мест, а также о наличии свободных мест по необходимым профессиям и специальностям;

* осуществление специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В структуру Департамента на правах филиалов входят городские и районные управления и отделы занятости населения, расположенные на территории РФ. Работа территориальных органов занятости проводится в соответствии региональными программами содействия занятости населения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что называют трудовыми ресурсами региона?

2. Что подразумевается под качественной и количественной характеристикой трудовых ресурсов?

3. В чем разница между экономически активным и экономически пассивным населением?

4. В чем заключается сущность управления региональными трудовыми ресурсами.

5. Что понимают под спросом и предложением рабочей силы?

6. Какие факторы наиболее ощутимо влияют на развитие конъюнктуры современного рынка труда в РФ?

7. Назовите основные функции службы занятости населения в РФ.

 

Тема 7. Управление региональным развитием.

7.1 Региональная политика государства на современном этапе.

 

План:

7.1.1 Характеристика функций по управлению регионом.

7. 1. 2 Основные аспекты региональной политики государства на современном этапе.

 

При рассмотрении первого вопроса, во-первых, необходимо уяснить, что под сущностью управления экономикой понимают систему функций государства, реализация которых обеспечивает достижение целей экономического развития страны.

В современных условиях государство должно являться активным управляющим центром экономической системы, который определяет параметры и индикаторы ее развития. Отсюда вытекает необходимость реализации в управлении экономикой всех без исключения функций управления: анализа, планирования, организации, мотивации, координации и контроля.

Важно уяснить, что региональное управление экономикой имеет отличительные черты от управления экономикой на макроуровне. К объективным причинам выделения регионального управления как самостоятельной части в государственном управлении следует отнести:

1. Невозможность успешного развития экономики вне определенности ее территориального пространства. Интересы субъектов экономических отношений реализуются на конкретном географическом пространстве, имеющем определенную территориальную организацию хозяйства.

2. Необходимость постоянного поддержания благоприятной среды функционирования экономики с учетом влияния региональных факторов на ее развитие. При формировании региональной экономической политики должны учитываться факторы природно-ресурсного потенциала региона, социально-демографические факторы, культурные традиции и обычаи, состояние экологии и т.д.

3. Неоднородность влияния внешних факторов на функционирование регионального хозяйства, возможное влияние ряда факторов внешнего окружения, связанного, например, с пограничным характером расположения территории.

4. Поступательное развитие регионов невозможно без корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением, имеющих достаточно четкую территориальную принадлежность.

5. Влияние на эффективность управления степени развития коммуникационной, информационной и рыночной инфраструктуры, которые обладают выраженными организационными границами, зачастую имеют в своем составе иерархические структуры и экономическую самостоятельность.

Эти и другие особенности обуславливают выделение регионального управления экономикой в отдельный раздел экономической науки.

При рассмотрении второго вопроса следует исходить из того, что региональную политику государства можно обозначить как сферу деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанную с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1) определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный секторы экономики, внутренние и внешние факторы раз­вития региона и средства);

2) соотношение общегосударственного и регионального аспек­тов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;

3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых рай­онов и ресурсов;

4) национально-экономические вопросы (в условиях много­национального государства);

5) проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.

Основная цель региональной экономической политики – всемерное развитие экономики региона, уровня и качества жизни населения на основе совершенствования рыночных отношений, включает целый ряд подцелей: экономических, социальных, экологических.

В рассмотрении второго вопроса следует также остановиться на экономической безопасности региона, включая рассмотрение причин возникновения кризисных ситуаций в регионе.

Вопросы для самоконтроля.

1.В чем заключается государственное управление экономикой?

2.Назовите причины выделения регионального управления экономикой как самостоятельной части в государственном управлении?

3.Дайте характеристику основным направлениям региональной политики в РФ.

 

7.2.Анализ и диагностика экономики региона.

План:

7.2..1.Задачи анализа и диагностики в системе регионального управления экономикой.

7.2.2.Показатели, используемые в анализе и диагностике экономики региона.

 

При изучении первого вопроса темы важно усвоить, что наряду с анализом, в управлении региональной экономикой используется диагностика. Термин диагностика предполагает использование системы индикаторов, которые в данном случае относительны. Условия функционирования отдельных регионов на обширном географическом пространстве России весьма разнообразны. Поэтому «нормы» для разных регионов могут варьировать в весьма широких пределах. Более того, понятие «норма» может вообще отсутствовать вследствие уникальности какого-либо признака или группы признаков.

Основными задачами анализа и диагностики экономики региона выступают:

разработка паспорта региона для выработки тактики и стратегии его развития;

* составление банка информации для его использования в вышестоящих уровнях государственного управления (для отраслевой реструктуризации хозяйственного комплекса, составления среднесрочных и долгосрочных планов социально-экономического развития страны и др);

* формирование системы маркетинговой информации для последующего использования в управлении хозяйствующими субъектами рынка.

Задачи анализа и диагностики экономики региона предполагают, прежде всего, изучение определенного круга статистических показателей, необходимых в достаточной мере для характеристики ситуации. К числу основных экономических показателей принято относить: динамику выпуска продукции промышленными и сельскохозяйственными предприятиями; объем услуг транспорта и связи; объем работ, выполненных по договорам строительного подряда; показатели демографической ситуации; показатели уровня безработицы; объемы продаж и цены в розничной торговле; объемы продаж в оптовой торговле; динамику объема платных услуг населению; задолженность организаций и предприятий по заработной плате; денежные доходы населения.

Эти показатели характеризуют общее положение регионов. Другие показатели используются в более конкретных направлениях анализа.

В рамках второго вопроса необходимо более детально рассмотреть сущность проведения анализа и диагностики: природно-ресурсного потенциала, экономического уровня развития региона, отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства, комплексности хозяйства региона, динамических качеств региона, экологии, уровня и качества жизни населения.

 

Тема 7.3. Прогнозирование экономики региона.

План:

7.3.1 Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования.

7.3.2 Классификация методов прогнозирования.

 

В начале изучении темы важно уяснить сущность прогнозирования, исходя из того, что общем виде под прогнозом понимают научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем. Прогнозирование региональных процессов - важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления регионом. От качества прогноза в значительной мере зависит экономическое и социальное развитие региона, оптимальность использования в регионе всех его ресурсов. Выбор ошибочных управленческих решений из-за их недостаточной научной обоснованности может привести к негативным последствиям, дорогостоящим потерям. Поэтому общая формула «управлять - значит предвидеть» особенно актуальна в управлении экономическим развитием региона.

Согласно принятому Закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. (№ 115 ФЗ), региональные прогнозы являются составной частью социально-экономического прогнозирования. При этом, в национальном прогнозировании принято выделять три вида прогнозов: краткосрочное прогнозирование (2-3 года) среднесрочное прогнозирование (5-7 лет); долгосрочное прогнозирование (15-20 лет).

Далее при рассмотрении вопроса необходимо ознакомиться с содержанием отдельных этапов разработки государственных прогнозов, а также их видов.

Основное внимание при изучении видов прогнозов необходимо уделить: экономическим прогнозам, прогнозам природных ресурсов, научно-техническим прогнозам, демографическим прогнозам, прогнозам социального развития и экологическим прогнозам.

При изучении второго вопроса темы необходимо ознакомиться с методами прогнозирования, используемыми в государственном и региональном управлении, включая: метод экстраполяции ряда динамики, метод математического моделирования, метод нормативных расчетов, метод аналогии, метод экспертных оценок, метод стандартного распределения вероятностей.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что понимают под прогнозированием? Каково значение прогнозирования в управлении региональным развитием?



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.