Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Отдел покрытосеменные.





Работа 1. Строение цветка.

Ход работы:

1. На фиксированном материале изучить строение цветков капусты. Указать в тетради тип завязи, тип околоцветника, раздельнополый или обоеполый цветок.

2. Отметить на рисунке:

· околоцветник

· чашечка

· венчик

· чашелистик

· лепесток

· тычинка

· тычиночная нить

· пыльник

· пестик

· завязь

· рыльце

· столбик

 

3. На фиксированном материале изучить строение цветка гороха. Указать в тетради тип завязи, тип околоцветника, обоеполый или раздельнополый цветок.

 

4. Отметить на рисунке:

цветоножка

чашелистик

лодочка

весла

парус

тычинка

пестик

завязь

столбик

рыльце

 

5. На фиксированном материале изучить строение цветка яблони. Указать в тетради тип завязи, тип околоцветника, обоеполый или раздельнополый цветок.

6. Отметить на рисунке:

· цветоножка

· чашелистик

· лепесток

· тычинка

· пестик

· завязь

· гнездо завязи

· рыльце

· столбик

7. Изучить на фиксированном материале строение цветков ивы. Указать в тетради тип завязи, тип околоцветника, обоеполые или раздельнополые цветки, название плода.



8. Отметить на рисунке:

· тычиночный цветок

· пестичный цветок

· прицветный лист

· цветоножка

· тычинка

· пестик

Работа 2. Строение плода.

Ход работы:

1. Изучить на натуральном или фиксированном объекте строение плода вишни. Указать в тетради название плода, охарактеризовать его по всем принципам классификации.

2. Отметить на рисунке:

 

· цветоножка

· околоплодник

· экзокарпий

· мезокарпий

· эндокарпий

· семена

Работа 3. Разнообразие плодов. Апокарпные плоды.

Ход работы:

1. Изучить наборы натуральных и фиксированных апокарпных плодов.

2. Указать название растения и название плода возле каждого рисунка. Заполнить таблицу.

 

 

Название растения Число плодо-листиков Консистенция около- плодника Число семян в плодике Название плода
магнолия        
лютик        
лотос        
горох        
земляника        
вишня        

 



Работа 4. Разнообразие ценокарпных плодов.

Ход работы:

1. Изучить наборы натуральных и фиксированных ценокарпных плодов.

2. Указать название растения и название плода возле каждого рисунка.

3. Обвести цветными контурами рисунки сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов.

4. Заполнить таблицу.

 

Название растения консистенция околоплодника число семян в плоде название плода
томат      
лимон      
огурец      
крыжовник      
мак      
клен      
сурепка      
дурман      
лотос      
пастушья сумка      
одуванчик      
череда      
подсолнечник      
пшеница      
липа      
лещина      
дуб      

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какие особенности характерны для отдела покрытосеменных?

2. Охарактеризуйте цикл воспроизведения покрытосеменных, что такое двойное оплодотворение?

3. Какие классы выделяют в отделе покрытосеменных, по каким признакам?

4. Какие эволюционные преимущества дает покрытосеменным наличие завязи и плода?

5. Какие приспособления для переноса пыльцы и распространения семян есть у покрытосеменных?



6. Выполните тестовые задания с 46 по 59.

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Предмет, задачи, разделы ботаники.

2. Современные представления об объеме царства растений. Характерные признаки растений.

3. Клеточное строение растений, отличительные особенности растительной клетки.

4. Роль растений в природе, аспекты их практического использования. Меры охраны.

5. Разнообразие растений, принципы построения классификационных систем, таксоны, таксономические ранги.

6. Характеристика структурных компонентов растительной клетки.

7. Важнейшие отделы водорослей: зеленые, бурые, диатомовые, красные.

8. Уровни организации тела водорослей. Экологические группы водорослей. Значение водорослей в природе и хозяйственной деятельности.

9. Сходства и отличия грибов, растений и животных.

10. Царство грибы. Особенности строения, питания, размножения. Значение грибов в природе и жизни человека.

11. Важнейшие классы грибов, особенности их размножения и экологии.

12. Лишайники, их строение, питание, размножение, экология. Морфологические типы лишайников.

13. Низшие и высшие растения. Определение понятий, особенности строения тела, разнообразие.

14. Отдел мохообразные. Разнообразие, строение, размножение. Распространение в природе и экология.

15. Понятия о растительных тканях. Образовательные и постоянные ткани. Системы тканей.

16. Образовательные ткани: особенности строения, функции, происхождение, положение в теле растения.

17. Проводящие ткани: клеточный состав, происхождение, положение в теле растения, выполняемые функции.

18. Покровные ткани: клеточный состав, происхождение, положение в теле растения, выполняемые функции.

19. Строение тела высших растений. Вегетативные органы и генеративные органы, их строение и функции.

20. Побег, его строение и функции. Типы ветвления побегов. Почка – зачаточный побег. Типы почек.

21. Лист – боковой орган побега, его строение и функции. Разнообразие листьев, их классификация.

22. Корень и корневая система. Строение и функции корней. Типы корневых систем, их формирование.

23. Отдел плауновидные, их разнообразие, экология. Характеристика жизненного цикла на примере плауна булавовидного и селагинеллы.

24. Отдел хвощевидные. Характеристика жизненного цикла на примере хвоща полевого. Экология хвощей.

25. Отдел папоротникообразные. Характеристика жизненного цикла на примере щитовника мужского. Экология папоротников.

26. Разнообразие голосеменных. Характеристика класса хвойные. Размножение голосеменных на примере хвойных.

27. Покрытосеменные, их разнообразие, особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека.

28. Цветок – орган размножения покрытосеменных. Строение и разнообразие цветков.

29. Семя – орган размножения голосеменных и покрытосеменных. Строение семян, условия их прорастания.

30. Особенности полового размножения покрытосеменных. Образование гамет, опыление, двойное оплодотворение, формирование семени.

31. Строение и разнообразие плодов. Формирование плода из цветка. Приспособления к распространению плодов и семян.

32. Опыление. Приспособления цветковых и голосеменных растений к опылению.

33. Жизненные формы и экологические группы сосудистых растений.

34. Понятие о флоре и растительности. Характеристика растительности Пермского края.

 

Термины для словаря (определения указанных здесь понятий формулировать самостоятельно, в отдельной тетради)

 

Автотрофы; Анабиоз; Андроцей; Анизогамия; Антеридий; Апотеций; Арктическая пустыня; Архегоний; Базидия; Белки; Бентосные водоросли; Болото; Ботаника; Ботаническое ресурсоведение; Вайя; Вакуоль; Венчик; Вертикальная структура сообщества; Водоем (как растительное сообщество); Водоросли; Водоросль; Волокна; Воспроизведение; Вторичный рост; Высшие растения; Гамета; Гаметангий; Гаметангиогамия; Гаметофит; Генеративная клетка; География растений; Гетероморфная смена поколений; Гетеротрофы; Гинецей; Гифа; Гликоген; Годичное кольцо; Гомойогидрический организм; Горизонтальная структура сообщества; Грана; Двойное оплодотворение; Диаспора; Дождевой тропический лес; Доминант; Древесина; Древостой; Завязь; Зародыш; Зародышевый мешок; Изогамия; Изоморфная смена поколений; Интегумент; Камбий; Каротиноиды; Клетка; Клетка пыльцевой трубки; Клеточная оболочка; Клубень; Коккоидный таллом; Колленхима; Комменсал; Комплекс Гольджи; Конкретная флора; Конус нарастания; Корень; Корка; Корневая система; Корневище; Корневые волоски; Крахмал; Ксилема; Ламелла; Лейкопласт; Лепесток; Лес; Лигнин; Липиды; Лист; Листовой рубец; Листовой след; Локальная флора; Луб; Луг; Луковица; Мегагаметогенез; Мегаспора; Мегаспорогенез; Мегаспорофилл; Мегастробилл; Междоузлие; Мезофилл; Мейоз; Меристема; Метаморфоз; Микрогаметогенез; Микроспора; Микроспорогенез; Микроспорофилл; Микростробилл; Микротрубочки; Митоз; Митохондрия; Мицелий; Мозаичность; Монадный таллом; Морфология; Наземные водоросли; Настия; Низшие растения; Нитчатый таллом; Нуклеиновые кислоты; Нуцеллус; Околоцветник; Оогамия; Опыление; Основная ткань; Палеоботаника; Паразит; Паренхима; Пектин; Первичная кора; Перидерма; Перицикл; Пестик; Пластида; Пластинчатый таллом; Плод; Плодолистик; Побег; Подлесок; Подрост; Пойкилогидрический организм; Почвенные водоросли; Почечная чешуя; Почечное кольцо; Почка; Придаточные корни; Пробка; Проводящий пучок; Прозенхима; Прокариоты; Проталлиальная клетка; Протопласт; Пустыня; Пыльца; Пыльца; Развитие; Размножение; Растениеводство; Растительное сообщество; Растительность; Рибосома; Ризодерма; Рост; Рыльце; Сапротроф; Семя; Семязачаток; Симбионт; Систематика; Ситовидные; Сифональный таллом; Склереиды; Склеренхима; Слоевище; Соредия; Сорус; Сосудистые растения; Сосуды; Соцветие; Сперматозоид; Спермий; Спора; Спорангий; Спорофилл; Спорофит; Стебель; Степь; Столбик; Столон; Стробил; Сумка=Аск; Тайга; Таксономический ранг; Таллом; Темнохвойный лес; Тилакоид; Ткань; Тонопласт; Торф; Трахеиды; Трихомы; Тропизм; Тундра; Тычинка; Углеводы; Удлиненный побег; Узел; Укороченный побег; Устьице; Фагоцитоз; Феллоген; Феллодерма; Физиология растений; Фитопланктон; Фитоценоз; Фитоценология; Флора; Флорография; Флоэма; Фотоавтотрофы; Фотосинтез; Фототрофы; Хемотрофы; Хлоропласт; Хлорофилл; Хромопласт; Цветок; Цветоножка; Целлюлоза; Центральный цилиндр; Цитоплазма; Цитоплазматическая мембрана; Чашелистик; Чашечка; Черенок; Широколиственный лес; Шишка; Эдификатор; Эндодерма; Эндоплазматическая сеть; Эндосперм; Эпидерма; Эукариоты; Ядро; Яйцеклетка; Ярус.

 

Примеры вопросов из экзаменационного теста по ботанике для студентов факультета ПиМНО

1. К царству растений относятся:
а. фотоавтотрофные эукариоты; б. фотоавтотрофные прокариоты; в. гетеротрофные прокариоты; г. хемотрофные прокариоты.

2. Выберите для каждой отрасли ботаники ее предмет изучения:
1. морфология; а. строение тела растения;
2. география растений; б. распространение растений по планете;
3. фитоценология; в. растительные сообщества;
4. палеоботаника; г. ископаемые растения;

3. Роль растений в природе заключается в том, что они:
а. создают органические вещества из минеральных; б. разрушают органические вещества до минеральных;
в. насыщают атмосферу кислородом; г. насыщают атмосферу углекислым газом;

4. Введите название таксономической категории, в которую объединяют классы в системе растений (надцарство, царство, отдел, порядок, семейство, род, вид).

5. Расположите таксоны в иерархическом порядке – от самого мелкого к самому крупному: вид; род; семейство; порядок; отдел; класс; надцарство; царство.

6. Для высших растений характерно:
а. тканевое строение; б. одноклеточные половые органы; в. изоморфная смена поколений; г. мейоз при образовании спор;

7. Для растительной клетки характерны следующие признаки:
а. наличие пластид; б. способность к фагоцитозу; в. гетеротрофный способ питания; г. клеточная оболочка из муреина;

8. Клеткам этих групп организмов соответствуют следующие признаки:
1. клетка растения; а. запасное вещество крахмал;
2. клетка животных; б. отсутствие клеточной оболочки;
3. клетка грибов; в. внешнее пищеварение;

9. Общими для растений, животных, грибов и прокариот являются:
а. генетический код; б. автотрофный способ питания; в. гетеротрофный способ питания; г. строение клеточной оболочки;

10. Переносчиком энергии в живой клетке является:
а. вода; б. аденозинтрифосфорная кислота (АТФ); в. дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК); г. рибонуклеиновая кислота (РНК).

11. Мономерами этих биополимеров являются:
1. белок; а. аминокислоты
2. целлюлоза; б. моносахариды
3. дезоксирибонуклеиновая кислота; в. нуклеотиды.

12. Эти водоросли относятся к отделам:
1. хлорелла; а. отдел Зеленые водоросли
2. ламинария; б. отдел Бурые водоросли
3. пиннулярия; в. отдел Диатомовые водоросли
4. порфира; г. отдел Красные водоросли

13. Водоросли с пластинчатым талломом обычно относятся к экологической группе:
а. планктонных; б. бентосных; в. наземных; г. почвенных.

14. В отделе красных водорослей встречаются виды со следующими типами талломов:
а. пластинчатый; б. монадный; в. нитчатый; г. амебоидный;

15. Водоросли живут в симбиозе с:
а. коралловыми полипами; б. осьминогами; в. скатами и акулами; г. раками отшельниками.

16. Эти виды грибов относятся к отделам:
1. мукор а. зигомицеты
2. пеницилл б. аскомицеты
3. белый гриб в. базидиомицеты

17. Среди грибов не встречаются:
а. гетеротрофы; б. сапротрофы; в. автотрофы; г. паразиты;

18. Ягель - это:
а. мхи; б. плауны; в. лишайники; г. цветковые растения.

19. Субстратом для лишайников не является:
а. корка деревьев; б. горные породы; в. почва; г. кожа млекопитающих.

20. Грибной компонент лишайника получает питательные вещества из:
а. почвы; б. клеток водорослей; в. дерева, на котором растет лишайник; г. скалы на которой растет лишайник.

21. Пойкилогидрическими организмами являются представители отдела:
а. мохообразные; б. плауновидные; в. хвощевидные; г. папоротникообразные;

22. В отделе мохообразных есть класс:
а. полушниковые; б. печеночники; в. ужовниковые; г. гингковые.

23. К сосудистым растениям не относятся:
а. хвощевидные; б. плауновидные; в. папоротникообразные; г. мохообразные.

24. Представителями отдела мохообразных являются:
а. маршанция многообразная; б. селягинелла; в. плаун баранец; г. сфагнум.

25. Способностью постоянно делиться обладают ткани из системы:
а. образовательных; б. покровных; в. проводящих; г. основных.

26. Эпидерму образует:
а. апикальная меристема побега; б. апикальная меристема корня; в. камбий; г. феллоген.

27. Основная функция склеренхимы - это:
а. проведение воды; б. проведение сахаров; в. придание прочности органам; г. всасывание воды из почвы.

28. Основная функция паренхимы корневищ и клубней - это:
а. фотосинтез; б. запасание питательных веществ; в. защита от испарения воды; г. всасывание воды из почвы.

29. Составной частью эпидермы являются:
а. сосуды; б. трахеиды; в. ситовидные трубки; г. замыкающие клетки устьица.

30. Среди этих тканей первичными являются:
а. эпидерма; б. ризодерма; в. перидерма; г. корка.

31. Среди этих тканей проводящими являются:
а. колленхима; б. ксилема; в. флоэма; г. склеренхима.

32. Вторичная флоэма образуется из:
а. камбия; б. феллогена; в. раневой меристемы; г. апикальном меристемы корня.

33. Основные функции корня:
а. фотосинтез; б. всасывание воды из почвы; в. удержание растения в почве; г. половое размножение; д. транспирация.

34. Корневые волоски имеются в зоне:
а. деления; б. растяжения; в. всасывания; г. проведения.

35. Основные функции листа:
а. фотосинтез; б. газообмен; в. всасывание воды из почвы; г. половое размножение; д. удержание растения в почве.

36. К вегетативным органам сосудистых растений относят:
а. лист; б. корень; в. побег; г. цветок; д. семя; е. спорангий; ж. плод.

37. Узел - это:
а. место прикрепления листа к стеблю;
б. утолщение на стебле, вызванное паразитами;
в. участок стебля между соседними узлами.

38. Почка - это:
а. зачаточный корень; б. зачаточный лист; в. зачаточный побег; г. зачаточный стебель.

39. Основные функции стебля:
а. половое размножение; б. всасывание воды из почвы; в. транспорт веществ между корнями и листьями; г. поддержание листьев в воздухе; д. удержание растения в почве.

40. К споровым сосудистым растениям относятся отделы:
а. плауновидные; б. мохообразные; в. хвощевидные; г. папоротникообразные; д. голосеменные; е. покрытосеменные.

41. Среди этих растений разноспоровым является:
а. плаун булавовидный; б. селягинелла; в. хвощ лесной; г. щитовник мужской.

42. Спорангии у плауна булавовидного образуются на:
а. спорофиллах, собранных в спороносные колоски; б. спорангиофорах, собранных в стробилл; в. женских шишках; г. нижней стороне вайи.

43. Спорангии у щитовника мужского расположены на:
а. спорофиллах, собранных в спороносные колоски; б. спорангиофорах, собранных в стробилл; в. женских шишках; г. нижней стороне вайи.

44. В отделе голосемянных выделяют классы:
а. хвойные; б. саговниковые; в. гингковые; г. гнетовые; д. полушниковые; е. однодольные; ж. двудольные; з. печеночники.

45. Из мегаспоры сосны образуется:
а. женский гаметофит; б. мужской гаметофит; в. молодой спорофит; г. семя.

46. С помощью ветра происходит опыление у:
а. тополя бальзамического; б. тюльпана; в. розы морщинистой; г. огурца; д. березы повислой.

47. В образовании плода всегда участвует:
а. завязь; б. пыльники тычинок; в. лепестки; г. листья.

48. С помощью животных распространяются плоды у:
а. тополя бальзамического; б. ивы пятитычинковой; в. боярышника кроваво-красного; г. клена американского; д. лопуха войлочного.

49. К многосемянным сочным плодам относятся:
а. яблоко; б. коробочка; в. стручок; г. ягода; д. многоорешек; е. тыквина.

50. Эндосперм у покрытосеменных - это:
а. тело женского гаметофита; б. тело мужского гаметофита; в. особая триплоидная ткань, образующаяся при слиянии центрального ядра и одного из спермиев; г. мегаспорангий.

51. Покрытосемянные называются так потому, что:
а. семязачатки у них развиваются в завязи; б. семена у них покрыты кожурой; в. семязачатки у них покрыты двумя интегументами; г. семена при прорастании покрыты почвой.

52. Цветок - это:
а. орган вегетативного размножения покрытосемянных; б. видоизмененный спороносный побег; в. половой орган; г. спорангий.

53. Андроцей - это:
а. совокупность пестиков; б. совокупность лепестков; в. совокупность тычинок; г. совокупность цветков.

54. У фанерофитов зимующие почки расположены:
а. в воздухе; б. в снегу; в. под лиственным опадом; г. в почве; д. в воде.

55. Вегетативные органы погружены в воду у:
а. гидрофитов; б. гигрофитов; в. мезофитов; г. ксерофитов.

56. Сообщество фанерофитов - это:
а. лес; б. болото; в. луг; г. степь.

57. Экологическая амплитуда - это:
а. значения экологического фактора в которых может обитать вид;
б. значения экологического фактора в которых не может обитать вид;
в. значения экологического фактора в которых создаются оптимальные условия для вида; г. значения экологического фактора в которых создаются наихудшие условия для вида.

58. Абиотическими экологическими факторами являются:
а. вытаптывание растений скотом; б. обогащение почвы пометом лосей; в. ветер; г. свет; д. годовое количество осадков.

59. Флора - это:
а. совокупность видов растений, обитающих на определенной территории; б. совокупность всех экземпляров растений на определенной территории; в. совокупность всех фитоценозов на определенной территории; г. совокупность животных на определенной на определенной территории.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.