Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА РАЗДЕЛОЧНОЙ ДОСКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНКРУСТАЦИИ И РОСПИСИ. ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ В МАТЕРИАЛЕ

Инструкционная карта

 

Последовательность выполнения работ Графическое изображение Инструменты, приспо­собления, оборудование, материалы
1. Определить объект труда (конкретное изделие) Образцы аналогичных изделий, слайды, фотогра­фии, иллюстрации из книг и журналов
2. Определить тему, сюжет, мотивы декора Натурные образцы, слай­ды, иллюстрации, образцы изделий
3. Выполнить эскиз изделия с элементами инкрустации соломкой и росписи (каран­дашом) Бумага, карандаш, образцы изделий белорусских масте­ров
4. Выполнить цветовой эскиз Бумага, гуашевые плакатные краски. Образцы изделий народных промыслов
5. Выполнить заготовку из толстой фанеры или доски, зачистить Линейка, угольник, но­жовка, рубанок, рашпиль, наждачная бумага, фанера (8—10 мм) или доска (20 — 25 мм толщиной)
6. Затонировать заготовку в темный цвет Гуашевая краска или ани­линовые красители с клеем ПВА. Щетинная кисть
7. Переснять рисунок с карандашного эскиза на заготовку Карандаш, светлая копи­ровальная бумага, кнопки, заготовка разделочной доски
8. Вырезанные элементы из соломки наклеить на заготовку доски согласно эскизу Вырезанные элементы из соломки. Клей ПВА, щетин­ная кисть
9. Развести с белилами необ­ходимые краски до густоты жидкой сметаны и добавить немного клея ПВА Гуашевые краски, вода, клей ПВА, баночки, деревянные лопаточки для красок
10. Выполнить заливку крас­кой всех крупных элементов. Просушить Гуашевые краски, кисти № 5—6, рейка-опора
11. Выполнить прописку элементов. Просушить Гуашевые краски, кисти № 5—6, рейка-опора
12. Выполнить детальную прописку (штриховка, бли-ковка, контурная проработ­ка). Просушить Гуашевые краски, кисти № 1—3, рейка-опора, муштабель
13. Выполнить 2—3-слойное покрытие изделия с про­межуточной сушкой 5—10 минут. Полная сушка около 2 часов Светлый лак марки НЦ, разбавитель 646—648, щетинная кисть или пульверизатор

 

Примечания:

1. Мелкие элементы соломки можно до­клеивать по лаковому слою после пер­вого покрытия. Последующие слои лака

покроют соломенные детали защитной пленкой.

2. Обратная сторона доски не окрашивается и не лакируется

 

 

 


АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ

Аппликация — это способ украшения изде­лий или создание самостоятельных декоратив­ных композиций посредством прикладывания разных материалов к жесткой или мягкой ос­нове.

Способом аппликации еще в древности люди создавали и украшали одежду, декори­ровали украшения и предметы быта. В период средневековья этот вид декора получил наибо­лее массовое распространение.

Аппликации могут быть из самых разно­образных материалов: кожи, тканей, бумаги, бересты, соломы, трав, семян, разнообразных синтетических пленок, пластмасс и т.д. Креп­ление перечисленных материалов к основе может быть выполнено способом пришива­ния, приклеивания, прикалывания, прибива­ния и т.п. Следовательно, все эти наборы на поверхности основы или изделия будут плос­кими, рельефными или комбинированными. Значит, и в декоративно-прикладном искусст­ве они будут классифицироваться как:

а) плоский набор (аппликация);

б) рельефный набор (аппликация);

в) комбинированный набор (аппликация с
другими видами декора).

Аппликация из разных материалов, разных техник исполнения, а иногда и разных спосо­бов крепления к основе в искусстве известна под названием коллаж.

Аппликация соломкой также, как инкруста­ция, выполняется из соломенных пластинок, лент или элементов, вырезанных из плоского соломенного настила на бумажной или ткане­вой основе.

Наша задача состоит в том, чтобы более подробно познакомиться с аппликацией и выполнить практические задания в технике плоскостного набора.

 

ОСНОВЫ ДЛЯ АППЛИКАТИВНЫХ НАБОРОВ

В качестве основы для аппликации соломкой применяют ДСП, ДВП, фанеру, доски, картон, бумагу, кожу, ткань и другие материалы.

Выбор материала для основы, во-первых, зависит от композиции, условий эксплуата­ции, куда и для чего она предназначена.

Во-вторых, наличие имеющихся матери­алов диктует и их применение. Этот вариант наиболее приемлем для начинающих, для ра­боты в домашних условиях, а также для рабо­ты в учебных мастерских.

Для крупных декоративных панно, запла­нированных для интерьеров, лучше исполь­зовать ДСП, ДВП, фанеру, реже — натянутую ткань, т.к. она чувствительна к механическим воздействиям. Поэтому ткань следует натя­нуть или наклеить на жесткий материал (ДСП. ДВП, фанеру).

Первые учебные работы можно выполнять на цветной, бархатной бумаге или плотном картоне. Объектами таких заданий могут быть закладки для книг, открытки, пригласитель­ные билеты, поздравительные адреса, грамо­ты, эмблемы, значки, упаковки для подарков и сувениров и т.п.

 

КЛЕИ И КЛЕЯЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для приклеивания соломенных элементов к основе применяют как синтетические, так и природные клеи. Это зависит от вида основы и от способа наклейки соломы. Если на жес­ткую основу (древесину, фанеру, ДСП, ДВП) приклеить соломенные элементы можно при помощи клеевого или лакового грунта, то на мягкую основу (бумагу, ткань, кожу и др.) этот способ неприемлем. Для наклеивания солом­ки на мягкую основу применяются следую­щие клеи: ПВА, «Ракол», «Латекс», «Момент», «Феникс», «Бутекс», АГО, БФ и другие. Это зависит от наличия того или иного клея, а так­же от основы (ткань, бумага, кожа). Наиболее универсальным клеем можно считать клей ПВА-Д (лидский), а также «Ракол».

Существует способ наклейки соломки при помощи клеящих бумаг, пленок, гуммирован­ных лент, пластыря. Клеящие бумаги для раз­ных целей (типа клеящих обоев) бывают фаб­ричного изготовления.

Аналогичные клеящие бумаги можно из­готовить самим при наличии столярного и декстринового клеев. Сваренный столярный клей смешивается с декстриновым клеем в пропорции 1:1 и добавляется 1:10 глицерина в качестве пластификатора. Клеящий состав наносится кистью на бумагу, затем клеящая пленка просушивается, после чего на нее мож­но наклеивать соломку.

Гуммированная лента — это специальная бумажная полоса с нанесенным клеем, свер­нутая в рулон и предназначенная для склейки шпона при выполнении фанеровочных работ в мебельном производстве. Эта лента хорошо приклеивается не только к древесине, но и к соломке, поэтому некоторые мастера приме­няют ее в аппликации. Клейкую сторону гум­мированной ленты слегка увлажняют водой, после чего способом «настила» приклеивают соломку. Для более плотного прижатия со­ломки к ленте на поверхность набора кладут пакет с песком или другой плоский груз. Из полученных соломенных пластин вырезают необходимые элементы композиции для ап-пликативного набора.

 

ОРИГИНАЛЬНО МЫСЛИТЬ -ЗНАЧИТ ТВОРИТЬ

В жизни вас окружают многие предметы, вещи, изделия. Часто вы встречаетесь с народ­ным и профессиональным творчеством. Пер­вое, что приходит вам в голову, когда смотрите на народные аппликации соломкой, что это очень просто и легко сделать самому. Несом­ненно, при желании, усидчивости и фанта­зии вы все сможете. Однако одного желания мало, надо много времени потратить не толь­ко на наклеивание соломки, но на создание задуманной композиции. А для этого надо много знать, посещать выставки, внимательно рассматривать работы как народных мастеров, так и профессиональных художников. Думать, а как бы я эту тему решил? В уме начинать фантазировать, изобретать свое. Если вы себя так настроите и начнете что-то создавать хотя бы в мыслях, считайте, с этого момента вы начали работать над созданием будущей твор­ческой композиции. А если вы свои задумки попробуете зарисовать на бумаге — это и бу­дут ваши первые черновые эскизы. Такие за­рисовки следует сделать в разных вариантах, выбрать лучшие, т.е. которые вам нравятся, и на основе их выполнить эскиз в цвете. Это можно сделать фломастерами, акварельными или гуашевыми красками.

После того как работа над эскизом завер­шена, следует приступить к аппликации со­ломкой. Но всегда помните, что в аппликации выразительным должен быть силуэт изобра­жения, изящные линии рисунка и читаемый контраст соломки относительно фона.

Плоскостная аппликация по своим изобра­зительным решениям (так же, как и инкруста­ция) может быть:

—фронтально-плоскостная;

—объемно-плоскостная;

—объемно-пространственная.

Чтобы полнее представить эти названные варианты, рассмотрим пример аппликации цветка на бумажную основу (рис. 79).

Первый вариант фронтально-плоскостного решения: бумажный фон закрашен однотонно (одним цветом). На однотонную поверхность плоским силуэтом из одноцветной соломки наклеивается цветок. В результате получается плоский силуэт на плоском однотонном фоне.

Второй вариант объемно-плоскостной ап­пликации: фон однотонный (одноцветный) плоский, а плоско наклеенный цветок имеет объемное изображение. Объем цветка можно достичь крашением, фигурным набором со­ломки, обжигом или выжиганием. В результа­те сочетания объемно изображенного цветка и плоского однотонного фона мы получим объ­емно-плоскостное решение.

Третий вариант объемно-пространствен­ного решения: фон решается многообразно с показом пространственной глубины, а цветок изображен объемно на этом фоне. Сложные объемно-пространственные композиции ре­шаются за счет перспективного сокращения удаляющихся элементов, уменьшения цвето­вой насыщенности, контраста изображаемых элементов или многих других изобразитель­ных приемов и закономерностей.

Существуют два наиболее распространен­ных способа наклейки соломки на основу при выполнении аппликаций:

• соломенные пластинки смазываются кле­ем, прикладываются к основе (согласно рисунку) и прижимаются рукой, рукоят­кой резца или небольшим грузом;

• соломенные пластинки наклеиваются на тонкую бумагу способом настила, за­тем ножом или ножницами вырезаются (вместе с бумагой) элементы будущей композиции и при помощи клея набира­ются на основу.

Ко второму способу относится также наклей­ка соломки на специальные клейкие пленки, бумагу, гуммированные ленты (рис. 80).

 

 

ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ НА БУМАЖНУЮ ОСНОВУ:

- разработать эскиз будущего изделия или де­коративной композиции;

- вырезать из бумаги необходимую заготовку, основу для аппликации;

- подготовить соломенные ленты (при необ­ходимости тонированные, обожженные или подкрашенные);

 

—наклеить соломенные ленты на тонкую бу­магу клеем ПВА способом настила (можно выполнить настил на клеящие пленки или бумагу);

—переснять рисунок композиции при помо­щи копирки на соломенный настил;

—из соломенного настила при помощи ножа-косяка или ножниц вырезать переснятые детали композиции;

 

 

— вырезанные детали композиции смазать с тыльной стороны клеем и приклеить к бу­мажной основе согласно эскизу. Приклеенную соломку на основу необхо­димо прижать грузом, чтобы изделие не поко­робилось при высыхании клея ПВА. (Следует помнить, что резиновый клей не коробит бу­магу и ткань при высыхании. Поэтому аппли­кацию на небольших одноразовых изделиях

можно выполнить при помощи резинового клея).

Завершающим моментом является дора­ботка мелких элементов аппликации, т.е. выполнение необходимых надписей или де­талей.

В качестве практических заданий предла­гается ряд примерных эскизных вариантов с этой аппликацией (рис. 81 — 82).

 


Практическая работа

РАЗРАБОТКА ЭСКИЗА ПРИГЛАСИТЕЛЬНОГО БИЛЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ СОЛОМКОЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ В МАТЕРИАЛЕ

Инструкционная карта

 

№ п/п Последовательность выполнения работ Графическое изображение Инструменты, приспо­собления, оборудование, материалы
Определить конкретную форму изделия согласно задуманной тематике Образцы аналогичных изделий, слайды, иллюс­трации
Определить сюжет, вы­брать мотивы для аппли­кации Мотивы природы естес­твенные и иллюстратив­ные
Выполнить эскиз пригла­сительного билета в мас­штабе 1:1 Бумага, карандаш, фло­мастеры, циркуль, уголь­ник
Выполнить заготовку из бумаги для пригласитель­ного билета Бумага или тонкий кар­тон, угольник, карандаш, косяк или ножницы
Соломенные ленты накле­ить настилом на тонкую бумагу. Прижать грузом и просушить Солома, клей ПВА, кисть, тонкая бумага или калька, пакет с песком
Переснять рисунок с эс­киза на настил и вырезать необходимые элементы для аппликации Эскиз, копировальная бумага, настил из естес­твенной и обожженной соломки, ножницы, резец-косяк
Вырезанные элементы на­стила наклеить на бумаж­ную заготовку пригласи­тельного билета согласно эскизу. Аппликацию при­жать грузом Клей ПВА, кисть, эле­менты аппликации, пакет с песком
Выполнить необходимые надписи Фломастеры

 

АППЛИКАЦИЯ

НА ТКАНЕВУЮ ОСНОВУ

Подготовка основы и выполнение апплика­ции на тканевую основу имеет несколько тех­нологических разновидностей.

• Вариант, когда набор соломки выполняет­ся на свободно свисающую ткань. В дан­ном случае технология и последователь­ность такая же, как и при наборе соломки на бумажную основу. Разница лишь в том, что на завершающем этапе отделка, креп­ление и монтаж будут разные. К примеру, оформление герба, вымпела и других из­делий на ткани должны иметь крепежные детали по верхнему краю ткани. Иногда такие изделия имеют бахрому, плоские или объемные подвески из соломки или дерева по нижнему краю изделия.

• Второй вариант подготовки тканевой ос­новы: ткань наклеивается на жесткую ос­нову из ДСП, ДВП, фанеры или плотного картона. Дальнейшая технология набора соломки аналогична ранее изложенным вариантам. Некоторые особенности есть при завершении изделия, т.е. его отделке. Обычно завершающим элементом таких изделий является декоративная рамка. Она бывает деревянная, а также аппликативная или рельефная из соломки, бума­ги, картона.

• Третий вариант: ткань натягивается на деревянный подрамник. Аппликация соломкой выполняется так же, как и на бумажную основу, лишь в завершение де­лается деревянная окантовка рамкой по периметру подрамника. При наличии де­ревянной рамки, соломенные плоские ап­пликации можно смонтировать под стек­ло. Монтаж под стекло можно выполнить при помощи окантовки клейкой бумагой, пластырем или закрепить аппликации на твердой основе при помощи металличес­ких зажимов.

Как уже говорилось ранее, аппликация мо­жет быть выполнена не только на бумаге, тка­ни, но и на деревянной или другой твердой ос­нове. Это доска, ДСП, ДВП, фанера, картон.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

• При выполнении открыток, пригласи­тельных билетов старайтесь использовать готовую цветовую бумагу.

• Изобразительные мотивы из соломки на пригласительных билетах и открытках должны быть простые и быстро выполни­мые.

• Помните, что все клеи, которые разводят­ся водой, при высыхании коробят бумагу и ткань, поэтому, пользуясь таким клеем, аппликативные наборы сушите под гру­зом.

• Все надписи на открытках и пригласи­тельных билетах выполняйте фломасте­рами только после выполнения апплика­ции.

• Вымпела, гербы и другие подобные изде­лия можно выполнять на плотном карто­не или свободно свисающей ткани.

• Изобразительные мотивы на памятных гербах и вымпелах должны быть предель­но лаконичными, т.е. иметь самый харак­терный силуэт и минимум надписей.

• Помните, что из настилов соломки для аппликаций можно ножницами вырезать любые силуэтные формы.

• Прорези деталей на аппликативном си­луэте можно выполнять высекателями, профильными стамесками, косяком или скальпелем.

• Карандашный эскиз желательно выпол­нять на миллиметровой бумаге, т.к. его легче потом увеличить или уменьшить по аналогичным клеткам.

• Увеличить эскиз до необходимых разме­ров можно не только по клеточной бумаге или сетке, но и при помощи эпидиаско­па.

• Если в «окно» эпидиаскопа не вмещается весь эскиз, его можно разметить на квад­раты и поочередно увеличивать каждый квадрат.

• Поздравительные адреса, грамоты, дип­ломы необходимо выполнять на качес­твенной (мелованной) бумаге или кар­тоне. Знайте, что даже в плоских силуэтных аппликациях можно достичь объемности изображения за счет наклона, крашения, обжига или подбора соломки по форме предмета.

• Аппликации на ДВП можно выполнять на лицевой (глянцевой) и обратной (ше­роховатой) стороне.

• Фон основы для аппликаций может быть одноцветный, с растяжкой цвета, много-

РЕЛЬЕФНАЯ АППЛИКАЦИЯ

В предыдущем разделе вы познакомились с разновидностями аппликаций из соломки, изучили технологию плоского набора солом­ки на мягкую (бумажную) основу, теперь не­обходимо подробнее познакомиться с рельеф­ной аппликацией и выполнить практическую работу на тканевой основе.

Отличие рельефной аппликации от плоской состоит в том, что аппликативные элемен­ты композиции рельефно возвышаются над основой (фоном), а иногда достигают скуль­птурных объемов. Такой набор следовало бы назвать «рельефной пластикой из соломки», но термин «рельефная аппликация» уже при­жился в обиходе, и поэтому мы будем пользо­ваться сложившейся терминологией.

Композиции, выполненные способом ре­льефной аппликации, имеют специфические особенности по сравнению с плоским на­бором, визуально передающим объемность изображения. В рельефной аппликации речь идет о реальной трехмерной форме, т.е. изоб­ражаемый предмет имеет конкретную ширину, высоту и толщину (глубину) объема. Следова­тельно, эта третья составляющая рельефной композиции и дает нам возможность создавать глубинно-пространственные композиции из реальных объемных элементов. Плоские ап­пликации мы решали силуэтами на плоскос­ти, по принципу так называемого «коврового набора», т.е. размещение элементов изобра­жения от центра влево, вправо, вверх и вниз, рельефные же элементы могут наслаиваться один на другой, создавая плановость и реаль­ную светотеневую глубину (рис. 84 — 85).

Рельефная аппликация соломкой представ­ляет довольно интересную разновидность де­коративно-прикладного народного творчест­ва. Почти все известные мастера, работающие в плоской аппликации, пробовали свои силы в рельефных наборах, а некоторые из них от­дают им предпочтение.

цветный, расписной, комбинированный и т.д.

• И самое главное: при выполнении аппли­каций, даже самых миниатюрных, стре­митесь внести что-то свое, оригинальное. Тогда вы смело можете сказать, что я не только это выполнил, но и создал.

 

МАТЕРИАЛЫ И ИХ ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Для рельефной аппликации основным ма­териалом является соломка и, как нам уже из­вестно, в дело она идет самая разнообразная.

Кроме того, в качестве дополнительного материала в рельефных аппликациях можно применять всевозможные травы, листья, рас­тения, цветы, которые в засушенном виде до­полняют вашу композицию оригинальными природными формами, объемами и цветом. Вся сложность в том, чтобы этот природный хрупкий материал правильно засушить и максимально сохранить его первоначальный цвет. Для этого собранные растения, листья, цветы надо очистить от пыли и грязи при по­мощи кисточки, высушить от видимой влаги и положить среди бумаг, прижав небольшим грузом. Сушку производить в течение недели, но ежедневно открывать засушиваемый мате­риал на 10—15 минут, перекладывать в другую бумагу и опять под груз. Такой прием сохра­нит цвет листьев и цветов. Сушка на одном месте без перекладывания на другую сухую бумагу не сохранит у ваших листьев первона­чальный цвет, а придаст им темно-коричне­вый оттенок.

Засушенный материал можно наклеивать, для большей прочности, на бумагу, а затем, при необходимости, вырезать ножницами конкретную форму и выполнять рельефную или комбинированную аппликацию. В тех случаях, когда подклеенная бумага будет про­сматриваться, нарушая красоту естественных материалов, тогда ее можно затонировать или применить цветную бумагу. Возможен и та­кой вариант, когда листья наклеиваются на бумажную прослойку с двух сторон, а затем вырезаются ножницами необходимой формы и размера.

ОСНОВЫ ДЛЯ РЕЛЬЕФНЫХ АППЛИКАЦИЙ

Материалы, которые применяются для плоских аппликаций, годятся и для рельеф­ных наборов. Мы уже познакомились с таки­ми основами, как ДСП, ДВП, фанера, доска, картон, бумага, кожа, ткань. Но есть некото­рые основы, которые используются только для рельефных композиций. Сюда следует от­нести аппликации на рельефную поверхность, на редкую сетку, на натянутые нити или шпа­гат, а также на переплетения из шпона, лыка, ивового прута и других материалов.

Клеи для выполнения рельефной апплика­ции из соломки применяются как природные, так и синтетические. Это в значительной сте­пени зависит от выбранной основы и способа крепления к основе. На жесткую основу прак­тически можно приклеить соломку как на­званными клеями, так и лаками. В то же время на мягкой основе при помощи лаков апплика­цию соломкой не выполняют. Лучшие клеи, которые при наклейке соломки не коробят бумагу и ткань, — это клеи на основе быстро-улетучивающихся растворителей. К ним отно­сятся: «Момент», «Феникс», «Бутекс», АГО, БФ, резиновый и другие. Клеи, которые раз­водятся водой, при высыхании деформируют ткань, поэтому лучше всего пользоваться ими по ткани, натянутой на жесткую основу или подрамник. К таким клеям относятся столяр­ный, казеиновый, декстриновый, латекс, клей ПВА, «Ракол» и др. Но на практике самым распространенным, на данный момент, как для жесткой, так и для мягкой основы явля­ется поливинилацетатный клей (ПВА-Д), так как при высыхании он обеспечивает надежное соединение.

 

ИНСТРУМЕНТЫ, ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Необходимые инструменты для эскизирования и разметки:

—карандаш;

—фломастеры;

—циркуль;

—треугольник;

—линейка;

—лекало;

—кисти;

—разметочная рейка-чертилка.

Основной инструмент для резания солом­ки, «настила», ткани:

—нож-косяк;

—фигурные стамески;

—профильные высекатели;

—ножницы (большие, малые). Оборудование, инструмент, приспособления

(рис. 83):

—столярный верстак;

—заточной станок;

—электроплитка;

—электропаяльник с набором фигурных штампов;

—электроутюг;

—посуда для клея, красителей, отбеливате­лей;

—металлические ванночки для распаривания, отбеливания и крашения соломки;

—кисти щетинные;

—пульверизатор для тонирования и крашения жесткой основы или ткани;

—пакет с песком для прижатия соломки при наклейке на бумагу;

—столярный угольник для подготовки жест­кой основы или подрамника;

—ножовка с мелкими зубьями;

—стусло для запиливания реек под углом 45°;

—кусок доски или брусок (10 х 2 х 30 см) для расслаивания, разглаживания и отсекания соломки;

—подкладная доска из фанеры или ДВП для выполнения на ней работ по аппликации;

—стамеска;

—молоток;

—деревянные правки разного профиля для придания необходимых рельефных форм плоским элементом из соломки;

—шило;

—прокатка.

Материалы:

—клей ПВА;

—отбеливатели;

—красители;

—рейки, фанера или ДВП для изготовления планшета;

—ткань (необходимой фактуры, цвета и раз­мера согласно композиции);

—наждачная бумага;

—гвозди для сборки планшета и крепления ткани;

—профильные рейки для изготовления рам­ки;

—нитки х/б, льняные или капроновые № 10;

—лак марки НЦ (светлый, мебельный);

—растворитель для нитроэмалей и нитрола­ков;

—соломка.

Вышеперечисленные инструменты, обору­дование и материалы являются желательными для идеальных условий работы. Но в домаш­них условиях можно выполнять аппликации при наличии соломки, утюга, ножниц, клея, бумаги и жесткой или мягкой основы для на­бора.


 

 

Последовательность выполнения рельефной аппликации на ткань, натянутую на подрам­ник.

• Разработать цветовой эскиз будущей деко­ративной композиции.

• Изготовить деревянный подрамник необхо­димого размера.

 

• Согласно эскизу или замыслу подобрать ткань и натянуть на подрамник. Закрепить кнопками или гвоздями с тыльной стороны подрамника.

Подготовить соломенные ленты (при необ­ходимости обожженные, тонированные и крашенные).

 

 

 

 


Из соломенных лент при помощи клея ПВА выполнить «настил» на тонкую бу­магу.

• Переснять рисунки деталей композиции (при помощи копирки) на соломенный «на­стил».

• Из соломенного «настила» при помощи ко­сяка или ножниц вырезать переснятые дета­ли композиции.

• Вырезанным деталям из плоского «настила» придать при помощи деревянных правок необходимые формы, изгибы и объемы.

• Поочередно приклеить ПВА аппликативные детали композиции к ткани или солом­ке, наслаивая соломенные элементы один на другой.

• Изготовить деревянную профильную рамку и смонтировать в нее декоративное панно (рис. 86- 88).

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

• Обучающимся без разрешения мастера-пре­подавателя запрещается включать электро­приборы, станки и другое оборудование.

• Практические работы выполнять в спец­одежде.

• При пилении ножовкой по дереву пользо­ваться бруском-ограничителем.

• Клеевой грунт разогревать в специально от­веденных местах.

• Соблюдать осторожность при распаривании соломки, работе с горячим клеевым грунтом во избежание ожогов.

• На рабочем месте инструменты располага­ются острыми концами от себя.

• Резцы и ножницы передавать товарищу только рукоятками вперед.

• Без надобности не ходить по мастерской с режущими и колющими инструментами.

• Лакирование инкрустации производить в вытяжном шкафу или в специально отве­денном месте.

• Быть осторожными с растворителями при мытье кистей после лакирования (необхо­димо работать в резиновых перчатках).

• Соблюдать осторожность при разглажива­нии и обжиге соломки горячим утюгом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

• Ткань для аппликации может быть любая, но легче выполнять аппликацию на гладкую поверхность.

• Нижние слои рельефных элементов аппли­кации можно пришить к тканевой основе, а верхние наклеить.

• Контурный рисунок композиции пере­носится на тканевую основу при помощи светлой или темной копировальной бумаги в зависимости от цвета ткани.

• Для облегчения пиления древесины зубья ножовки смазывают мылом или керосином.

• Влажная древесина режется легче, чем сухая, но хуже зачищается наждачной бумагой.

• Водный краситель наносите обязательно на влажную поверхность древесины, иначе он будет ложиться пятнами.

• После окончания лакирования кистью ее необходимо промыть в растворителе, а за­тем в теплой воде с мылом.

• При выполнении рамок из дуба или ясеня не пользуйтесь казеиновым клеем, т.к. он вызывает потемнение древесины в местах склейки.

• Чтобы сваренный столярный клей не плес­невел при длительном хранении, в него надо добавить несколько капель формали­на, борной или салициловой кислоты. Если этих компонентов нет, тогда застывший клей сверху необходимо залить водой на высоту 2—3 см. Перед тем как клей разогре­вать, воду необходимо слить.

Не пользуйтесь растворителем лака для мытья рук, это может вызвать раздражение кожи.

 


ВАРИАНТЫ ЭСКИЗОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПО ИНКРУСТАЦИИ СОЛОМКОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.