Сделай Сам Свою Работу на 5

ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (по сокращенной программе), группа выходного дня

Тема: Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве (практическое занятие) – 4 часа

План:

1. Предмет и пределы доказывания. Преюдиция, общеизвестные и отрицательные факты в теории доказательств.

2. Понятие и свойства доказательств в уголовном процессе. Порядок и последствия признания доказательств недопустимыми.

3. Классификация доказательств и ее практическое значение.

4.Процесс доказывания и его этапы.

5. Правила оценки доказательств. Оценка достоверности и достаточности доказательств.

6. Субъекты доказывания. Участие в доказывании защитника, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

7. Виды доказательств:

 

Модельные задания для подготовки к практическому занятию:

Пример творческого задания

1. Изучите ч. 2 ст. 50 Конституции РФ ч.1 ст.75 УПК РФ и ответьте на вопрос: возможно ли использование доказательств, полученных с нарушением иных федеральных законов (например, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»)?

2. Найдите в «Бюллетене Верховного Суда РФ» или на сайте Верховного Суда РФ решение по любому уголовному делу и определите по нему предмет доказывания.

3. Изучите § 1.4 кн. Гаспаряна Н. С. Недопустимые доказательства (теория и систематизированная судебная практика) (М.: Информ-Право, 2010, С.64-69) и ответьте на следующие вопросы:

e) В чем заключается правило об асимметрии допустимости доказательств?

f) Содержит ли УПК РФ такое правило?

При ответе сошлитесь на соответствующую статью УПК РФ.

4. Изучите Определение Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 N 326-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подгузова Василия Романовича на нарушение его конституционных прав статьями 63, 142 и 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и ответьте на вопрос: является ли явка с повинной доказательством по уголовному делу, если да, то к какому виду доказательств относится?

Пример задачи (казуса)

 

На место кражи, совершенной в сельском магазине, выехала следственно-оперативная группа. Служебно-розыскная собака взяла след на месте происшествия и вскоре привела сотрудников милиции к вагончикам строителей дороги, где она с лаем пыталась наброситься на строителя Амерова. При обыске вагончика, в котором проживал Амеров, были найдены предметы, похищенные в магазине. Желая процессуально оформить факт обнаружения похищенного, следователь составил «Протокол следственного действия по судебной одорологии», в котором описал поведение собаки и реагирование ее на Амерова.

Является ли допустимым доказательством «Протокол следственного действия по судебной одорологии»?

Тема: Понятие и назначение предварительного расследования. Формы предварительного расследования. Следственные действия. Привлечение в качестве обвиняемого. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Формы окончания предварительного расследования (практическое занятие) – 2 часа

 

План:

1. Понятие и формы предварительного расследования. Предварительное следствие и дознание: сходство и различия.

2. Общие условия предварительного расследования: понятие, значение, виды. Характеристика общих условий.

3. Виды следственных действий: основания классификации, порядок производства.

4. Судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий. Неотложные следственные действия.

5. Привлечение лица в качестве обвиняемого: значение, порядок, сроки.

6. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

7. Изменение и дополнения обвинения. Частичное прекращение уголовного преследования.

8. Формы окончания предварительного расследования. Прекращение уголовного преследования и уголовного дела.

9. Обвинительное заключение, обвинительный акт, обвинительное постановление.

10. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и обвинительным актом.

 

На занятии могут быть проведены деловые игры по предъявлению обвинения. Преподаватель разбивает студентов на малые группы, которым предлагает подготовиться к демонстрации процессуального действия «Предъявление обвинения». Студенты, не участвующие в демонстрации, выступают экспертами, оценивающими соответствие требованиям закона процедуры предъявления обвинения.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

 

Работа с видеоматериалами

Преподаватель может продемонстрировать студентам видеозаписи следственных действий с последующим их анализом. При этом студентам перед демонстрацией фильма может быть дано задание: установить круг участников и вид следственного действия; выявить и указать на ошибки, допущенные участниками следственного действия; определить возможные последствия допущенных нарушений.

Примеры творческого задания

 

1. Возьмите из «Бюллетеня Верховного Суда РФ» или из справочно-правовой системы (например, «КонстультантПлюс») любое решение суда и определите по фабуле дела его подследственность: предметную, территориальную и т.д.

2. Выявите отличия в содержании следующих следственных действий: обыск и выемка, допрос и очная ставка, следственный эксперимент и проверка показаний на месте.

3.Ответьте на следующие вопросы:

· Назовите обстоятельства, свидетельствующие о «явном затягивании обвиняемым и его защитником времени ознакомления с материалами уголовного дела» ( ч. 3 ст. 217 УПК РФ).

· Кто из участников уголовного судопроизводства несет бремя доказывания факта «явного затягивания времени ознакомления с материалами уголовного дела»? Какие доказательства могут быть представлены для доказывания этого факта?

· Необходимо ли учитывать возраст, психическое и физическое состояние, уровень образования, квалификации и иные обстоятельства, характеризующие обвиняемого, для принятия решения об ограничении времени ознакомления с материалами уголовного дела в связи с «явным затягиванием»? Влияет ли форма (письменная, напечатанная с помощью компьютерной техники) и содержание документа (например, процессуальное решение или доказательство) на время ознакомления с материалами уголовного дела?

· Можно ли ограничить обвиняемого во времени ознакомления с материалами уголовного дела, если в действиях защитника отсутствуют признаки «явного затягивания»? Какова процедура ограничения времени ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в случае «явного затягивания»?

4. По материалам, предложенным преподавателем, составьте постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

5. Проанализируйте обвинительное заключение, предложенное преподавателем, и выявите ошибки, допущенные при его составлении (для обсуждения на занятии).

 

Пример задачи (казуса)

На стадии предварительного расследования следователь вынес постановление о назначении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении обвиняемого, поручив ее производство определенным лицам. При ознакомлении обвиняемого и его защитника с указанным постановлением последний заявил ходатайство о предоставлении им информации о профессиональном образовании лиц, которым поручено производство судебной экспертизы, стаже их работы, наличии аттестации и права производства судебной экспертизы подобного рода. Следователь отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, мотивируя свое решение тем, что подобная информация об эксперте не входит в установленный ст. 195 УПК РФ перечень сведений, которые должно содержать постановление о назначении судебной экспертизы. Помимо этого в постановлении следователь указал, что закон не обязывает его предоставлять какую-либо информацию об эксперте обвиняемому и его защитнику, а также не предусматривает определенной для этого процессуальной формы.

Оцените законность решения следователя. Для аргументации ответа ознакомьтесь с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года № 429-О «По жалобе граждан Березовского Бориса Абрамовича, Дубова Юлия Анатольевича и Патаркацишвили Аркадия Шалвовича на нарушение их конституционных прав положениями статей 47, 53, 162 и 195 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации».

Тема: Судебное разбирательство в суде первой инстанции. Части судебного разбирательства. Особый порядок судебного разбирательства. Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей (практическое занятие) – 2 часа

План:

1. Понятие и значение судебного разбирательства. Общие условия судебного разбирательства: понятие, значение, виды.

2. Порядок (части) судебного разбирательства. Приговор: понятие, значение, свойства, виды приговоров, основания их вынесения, структура.

3. Дифференцированные формы судебного разбирательства: производство у мирового судьи, разбирательство уголовных дел в суде с участием присяжных заседателей особый порядок судебного разбирательства. Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращённой форме

4. Право обвиняемого на применение особого порядка судебного разбирательства и заявление им ходатайства. Порядок проведения судебного заседания. Особенности приговора, выносимого при особом порядке судебного разбирательства, и пределы его обжалования.

5. Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

6. Общая характеристика судебного разбирательства у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения.

7. Особенности возбуждения, подготовки и рассмотрения уголовного дела к слушанию в судебном порядке. Приговор и постановление мирового судьи.

8. Производства в суде присяжных заседателей. Разграничение компетенции между председательствующим судьей и присяжными заседателями.

9. Особенности предварительного слушания и судебного разбирательства дела с участием присяжных заседателей. Вердикт присяжных заседателей: его понятие и значение.

10. Виды решений, принимаемых председательствующим в суде присяжных.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

 

Примеры творческого задания

1. Найдите и проанализируйте примеры из опубликованной судебной практики, касающиеся нарушений общих условий судебного разбирательства и последствий этих нарушений.

2. Изучите Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2005 N 67-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Силаева Виталия Анатольевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 260 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и ответьте на вопрос: можно ли обжаловать в вышестоящую инстанцию постановление судьи об отклонении замечаний на протокол судебного заседания.

3. Проанализируйте опубликованную практику Верховного Суда РФ прошедший и текущий годы и найдите ошибки, наиболее часто допускаемые в приговорах.

4. Изучите постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.12.2006 г. № 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел» и ответьте на следующие вопросы:

· Какие обстоятельства препятствуют разбирательству уголовного дела в особом порядке?

· В какой период времени по делам частного обвинения может быть заявлено ходатайство об особом порядке судебного разбирательства?

· Какие обстоятельства могут быть исследованы в ходе судебного заседания в особом порядке?

· Можно ли исследовать дополнительно представленные материалы, а также допрашивать свидетелей в особом порядке судебного разбирательства. Если можно, то по каким обстоятельствам?

· Допустимо ли рассмотрение уголовных дел в особом порядке без подсудимого, его защитника, государственного или частного обвинителя?

5. Сравните особый порядок судебного разбирательства, предусмотренный УПК РФ, и институт сделки о признании вины, существующий в рядке зарубежных государств (для обсуждения на практическом занятии).[16]

6. Выявите достоинства и недостатки особого порядка судебного разбирательства уголовных дел (для обсуждения на практическом занятии).

7. Проанализируйте примеры из судебной практики (см. «Бюллетень Верховного Суда РФ») и дайте оценку вынесенным по делам приговорам с точки зрениях их законности, обоснованности и справедливости.

8. Проанализируйте практику отмены приговоров, вынесенных в суде с участием присяжных заседателей, и дайте оценку основаниям, повлекшим отмену приговоров.

 

Примеры задач

 

Модельные задачи имеются в практикуме «Уголовно - процессуальное право Российской Федерации: практикум»/отв. ред. П. А. Лупинская; сост. и науч. ред. Паничева А. И.- 2 изд., перераб.- М.: Норма, 2013.

 

Работа с видеоматериалом

 

Студентам может быть предложено просмотреть выбранную преподавателем видеозапись судебного следствия или судебных прений (возможно использование записи подлинного судебного заседания, учебного или фрагмента художественного фильма), которую затем обсудить в зависимости от содержания записи. Обсуждению могут подвергнуться, например, прямой и перекрестный допрос и другие следственные действия в судебном следствии, анализ доказательств сторонами.

Пример казусов

 

Модельные задачи имеются в практикуме «Уголовно - процессуальное право Российской Федерации: практикум/отв. ред. П. А. Лупинская; сост. и науч. ред. Паничева А. И.- 2 изд., перераб.- М.: Норма, 2013.

 

На занятиях рекомендуется проведение деловой игры «Суд присяжных». Студенты играют все процессуальные роли: председательствующего, сторон, свидетелей.

Преподаватель предоставляет студентам материалы игрового дела[17], разрабатывает для проведения игры инструкции для участников.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.