Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Принципы уголовного судопроизводства (практическое занятие) - 2 часа

 

План:

Понятие и значение принципов уголовного судопроизводства.

Характеристика отдельных принципов уголовного судопроизводства (по выбору преподавателя).

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

 

Примеры творческих заданий.

Найдите примеры решений Верховного Суда РФ за текущий год, в которых идет речь о нарушении принципов уголовного судопроизводства, и ответьте на вопросы: какой принцип был нарушен; в чем выразилось нарушение; каковы последствия нарушения.

 

Примеры задач (казусов)

 

Оправданный судом Александров обратился в суд с иском к прокуратуре о возмещении морального вреда. В исковом заявлении, помимо прочего, было указано, что в кабинете следователя висел плакат: «То, что вы ещё не в тюрьме, не ваша заслуга, а наша недоработка». По мнению оправданного, эта надпись являлась способом психологического давления на подозреваемых и обвиняемых.

Прав ли оправданный? О нарушении какого принципа уголовного процесса может идти речь?

Тема: Участники уголовного судопроизводства (практическое занятие) – 4 часа

План:

Занятие 1 – 2 часа

1. Понятие участника уголовного судопроизводства. Классификация участников.

2. Суд как участник уголовного судопроизводства. Полномочия суда: осуществление правосудия и судебный контроль. Понятие и значение законного состава суда. Составы суда при рассмотрении уголовных дел.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

1) Прокурор, его полномочия. Различие процессуального статуса прокурора в досудебном и судебном производстве.

2) Государственные органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование: руководитель следственного органа, следователь, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель. Лица, наделенные полномочиями органа дознания. Процессуальная самостоятельность следователя и дознавателя: сходство и различия. Осуществление надзора и контроля за органами следствия и дознания.

3) Потерпевший и частный обвинитель, их процессуальный статус. Представитель и законный представитель потерпевшего и частного обвинителя.



4) Процессуальное положение гражданского истец, его представителя и законного представителя. Гражданский иск в уголовном процессе. Соотношение понятий «потерпевший» и «гражданский истец».

Занятие 2 – 2 часа

1. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

1) Подозреваемый как участник уголовного судопроизводства. Его понятие в формально-юридическом и конституционно-правовом значении. Процессуальное положение подозреваемого на предварительном следствии и дознании.

2) Обвиняемый в уголовном процессе: его понятие, права и обязанности в досудебном и судебном производстве.

3) Законные представители несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого, их процессуальный статус.

4) Защитник, его процессуальное положение. Приглашение, назначение, замена защитника. Случаи обязательного участия защитника. Отказ от защитника.

5) Гражданский ответчик и его представитель: особенности процессуального статуса.

2. Иные участники уголовного судопроизводства:

1) Свидетель: его права, обязанности и ответственность. Свидетельский иммунитет. Лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей.

2) Эксперт и специалист: понятие и различия в процессуальном статусе.

3) Понятой, его процессуальное положение и значение участие в уголовном процессе.

3. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве. Отводы и самоотводы.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

Примеры творческих заданий.

 

1. Изучите ч.3 ст.56 УПК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 N 108-О "По жалобе гражданина Цицкишвили Гиви Важевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части третьей статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 г. № 970-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гаврилова Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ» и ответьте на вопрос: может ли защитник обвиняемого быть допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу.

2. Найдите примеры решений Верховного Суда РФ за текущий год, в которых идет речь о нарушении прав участников процесса, и ответьте на вопросы: какое право какого участника нарушено; кем нарушено, в чем выразилось нарушение; каковы последствия нарушения.

3. В теории уголовно - процессуального права выделяют следующие виды полномочий суда: осуществление правосудия, предварительный судебный контроль и последующий судебный контроль. Изучите ст. 29 УПК РФ и определите, какие положения нормы закона к каким полномочиям суда относятся.

Пример задачи (казуса)

 

Адвокат Московской областной коллегии адвокатов В.В. Портнов, привлеченный к уголовной ответственности по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 152 УК РФ (торговля детьми), обратился к адвокату Е.Ю. Михайловой, ранее консультировавшей В.В. Портнова в связи с его участием в качестве пред­ставителя стороны при рассмотрении гражданского дела об усы­новлении ребенка, с просьбой о защите своих интересов. Несмотря на имеющееся соглашение и ордер юридической консультации, следователь не допустил Е.Ю. Михайлову к участию в деле в качестве защитника В.В. Портнова, сославшись на необходимость ее допроса в качестве свидетеля о являющихся предметом расследования по этому уголовному делу обстоятельствах оказания ею юридической помощи В.В. Портнову в ходе их совместной работы.

Законны ли действия (решения) следователя? Какую позицию по данному вопросу занял Конституционный Суд РФ?

 

Тема: Доказательства и доказывание в уголовном судопроизводстве (практическое занятие) – 6 часов

План:

Занятие 1 – 2 часа

1.Теоретические основы доказательственного права.

2. Предмет и пределы доказывания. Преюдиция. Общеизвестные и отрицательные факты в теории доказательств.

3. Понятие и свойства доказательств в уголовном процессе. Порядок и последствия признания доказательств недопустимыми.

Задания для подготовки к практическому занятию:

 

Пример творческого задания

1. Изучите ч. 2 ст. 50 Конституции РФ ч.1 ст.75 УПК РФ и ответьте на вопрос: возможно ли использование доказательств, полученных с нарушением иных федеральных законов (например, ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

2. Найдите в «Бюллетене Верховного Суда РФ» решение по любому уголовному делу и определите по нему предмет доказывания.

3. Изучите § 1.4 кн. Гаспаряна Н. С. Недопустимые доказательства (теория и систематизированная судебная практика) (М.: Информ-Право, 2010, С. 64 – 69) и ответьте на следующие вопросы:

a) В чем заключается правило об асимметрии допустимости доказательств?

b) Содержит ли УПК РФ такое правило? При ответе сошлитесь на соответствующую статью УПК РФ.

Пример задачи (казуса)

 

На место кражи, совершенной в сельском магазине, выехала следственно-оперативная группа. Служебно-розыскная собака взяла след на месте происшествия и вскоре привела сотрудников милиции к вагончикам строителей дороги, где она с лаем пыталась наброситься на строителя Амерова. При обыске вагончика, в котором проживал Амеров, были найдены предметы, похищенные в магазине. Желая процессуально оформить факт обнаружения похищенного, следователь составил «Протокол следственного действия по судебной одорологии», в котором описал поведение собаки и реагирование ее на Амерова.

Является ли допустимым доказательством «Протокол следственного действия по судебной одорологии»?

 

Занятие 2 – 2 часа

1. Классификация доказательств и ее практическое значение.

2. Виды доказательств:

1) показания подозреваемого, обвиняемого;

2) показания потерпевшего, свидетеля;

3) заключение и показания эксперта;

4) заключение и показания специалиста;

5) вещественные доказательства;

6) протоколы следственных и судебных действий;

7) иные документы.

Задания для подготовки к практическому занятию:

 

Пример творческого задания

 

1. Изучите расположенный на сайте Мосгорсуда (mos-gorsud.ru) приговор в отношении Шаталова (Дело № 2-78-35/10) или любой другой приговор и укажите, какие виды доказательств подтверждают вину осужденного в совершении преступления; классифицируйте эти доказательства на прямые и косвенные, первоначальные и производные.

2. Изучите Определение Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 N 326-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подгузова Василия Романовича на нарушение его конституционных прав статьями 63, 142 и 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и ответьте на вопрос: является ли явка с повинной доказательством по уголовному делу, если да, то к какому виду доказательств относится.

 

Занятие 3 – 2 часа

1. Процесс доказывания и его этапы.

2. Правила оценки доказательств. Оценка достоверности и достаточности доказательств.

3. Субъекты доказывания. Участие в доказывании защитника, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

Пример творческого задания

 

1. Изучите § 226 т. 2 Курса уголовного судопроизводства И. Я. Фойницкого (Издательство «АЛЬФА», СПб., 1996. С. 180- 183) о формальной теории оценки доказательств, сравните с теорией свободной оценки доказательств (ст. 17 УПК РФ), укажите достоинства и недостатки каждой из теорий.

2.Найдите на сайте суда субъекта РФ приговор по уголовному делу, изучите его и определите, достаточное ли количество доказательств использовал суд для обоснования вины осужденного. Мотивируйте свой ответ.

Пример задачи (казуса)

Адвокат представил для приобщения к материалам дела заключение специалиста. Следователь отказал в приобщении к делу заключения специалиста, мотивировав это следующим: согласно ч.3 ст. 86 УПК РФ защитнику предоставлено право собирать доказательства путем: 1)получения предметов, документов и иных сведений; 2)опроса лиц с их согласия; 3)истребования справок, характеристик иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии. Заключение специалиста не относится к перечисленным в законе видам доказательств. Кроме того, праву адвоката собирать различные данные не корреспондирует обязанность следователя эти данные приобщать к материалам дела.

Основаны ли рассуждения следователя на законе? Является ли доказательством заключение специалиста, полученное адвокатом?



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.