Сделай Сам Свою Работу на 5

Цитоплазма, органеллы и включения.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ЦИТОЛОГИИ

 


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ МОРФОЛОГИИ С КУРСОМ ОНКОЛОГИИ

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ЦИТОЛОГИИ

 

Ф.И.О студента __________________________________________

№ группы ___________________________________________

Ф.И.О преподавателя______________________________________

 

 


УДК

Печатается по решению редакционно–издательской комиссии медицинского института Пензенского государственного университета.

 

Рабочая тетрадь по цитологии составлена в соответствии с действующим учебным планом и программой по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии предназначена для самостоятельной работы студентов I курса медицинского института на практических занятиях.

 

 

Составители: С.А. Мозеров, О.В. Красовитова, М.Г. Федорова.

 


дата «___» __________201__

ЗАНЯТИЕ № 1

История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Методы морфологического исследования.

 

Цель занятия:узнать основные пункты развития морфологической науки. Ознакомиться с методами изучения микроскопического строения органов и клеток

 

Студенты должны знать:

основные вопросы, которыми занимается наука морфология;

историю цитологии, эмбриологии и гистологии и имена ученых, внесших наибольший вклад в развитие этих наук;

способы и схемы изготовления гистологических препаратов;

методы микроскопии: световая, люминисцентная, электронная;

строение светового микроскопа.

 

Студенты должны уметь:

обращаться со световым микроскопом;

находить в поле зрения микроскопа препарат, различать отдельные клетки.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Возникновение и развитие гистологии и цитологии как самостоятельных наук. Роль клеточной теории в развитии гистологии и медицины. Работы Шванна, Пуркинье и др.

2. Развитие гистологии, цитологии и эмбриологии в России. Современный этап в развитии гистологии, цитологии и эмбриологии.

3. Основные методы исследования в цитологии, гистологии и эмбриологии. Представление о гистологическом препарате. Основные этапы его приготовления. Строение светового микроскопа и правила работы с ним.

4. Дополнительные методы микроскопирования: ультрафиолетовый, флюоресцентный, фазово-контрастный. Устройство и принцип работы электронного микроскопа.


Задания

 

1. В таблице отметить основные этапы изготовления гистологического препарата и кратко указать сущность каждого из них.

Этапы изготовления гистологического препарата Сущность этапа
   

 

2. Перечислите основные группы красителей, укажите название структур, воспринимающих краситель, и примеры красителей

Группа красителей Название окрашиваемых структур Пример красителей
     

Практические навыки

Разберите строение микроскопа и укажите его части по номерам:

 

Рисунок 1

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний.

 

1. Создатель клеточной теории:

1) Т. Шванн

2) Я. Пуркинье

3) М. Шлейден

4) Р. Броун

 

2. Объекты, видимые в световой микроскоп:

1) клетки

2) ядра

3) цитоплазма

4) молекулы белков.

 

3. Метод иммунофлюоресцентного анализа основан на:

1) применении флюоресцирующих красителей

2) применении флюоресцирующих красителей в комплексе со специфическими антителами

3) реакции антиген-антитело

 

 

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________


дата «___» __________201__

ЗАНЯТИЕ № 2

Клеточная теория. Типы клеток. Симпласты. Синцитии. Межклеточное вещество.

Цель занятия:узнать основные положения клеточной теории и научиться объяснять их.

Студенты должны знать:

пункты клеточной теории;

схему строения эукариотической клетки;

различия эу- и прокариотических клеток, а также клеток растительных и животных организмов;

определение понятий: синцитий, симпласт;

состав компонентов межклеточного вещества: аморфного и волокнистого.

Студенты должны уметь:

находить в препарате отдельные клетки, различать симпласты и синцитии;

различать клетки и межклеточное вещество;

определять ядро и цитоплазму, или множество ядер в постклеточных образованиях.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Понятие о клетке, как живой элементарной системе, основе строения и функции эукариотических организмов. Понятие о неклеточных структурах (симпласт, синцитий, межклеточное вещество). Взаимоотношения клеток и неклеточных структур.

2. Основные положения клеточной теории на современном этапе развития науки. Общая организация животных клеток: цитоплазма с клеточной оболочкой, ядро. Форма и величина клеток в связи с их функциональной специализацией.

3. Плазмолемма: строение, химический состав, функции. Характеристика надмембранного и подмембранного слоя клеточной оболочки. Специализированные структуры клеточной оболочки, их строение и функции.

4. Функциональная и структурная характеристика различных видов соединений. Простые соединения. Сложные соединения: плотные, соединения, щелевые соединения (нексусы), промежуточные соединения, десмосомы, пальцевидные соединения.

5. Организация плазматической мембраны. Межклеточные взаимодействия. Примембранные компоненты. Функции плазмолеммы.

Задания

1. Укажите структурные особенности плазмолеммы

Слои плазмолеммы Химические вещества
   

 

2. Запишите основные функции плазмолеммы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Запишите способы обмена клетки со средой

Способы поступления вещества в клетку Способы ведения веществ из клетки
   

 

4. Назовите виды неклеточных структур ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практические навыки

Препарат №1. Мазок крови лягушки.

Препарат представлен в основном эритроцитами лягушки. Это клетки красного цвета, овальной формы, содержащие ядра.

 

Препарат №2. Мазок крови человека.

Эритроциты человека в препарате видны округлые или двояковогнутые клетки красноватого цвета с просветлением в центре Ядро в эритроцитах отсутствует. Эритроциты человека мельче эритроцитов лягушки.

 

 

Препарат №3. Скелетная поперечно-полосатая мышечная ткань

Под эпителием, покрывающим наружную поверхность языка в разных направлениях располагаются удлиненные мышечные волокна. Волокна имеют поперечную исчерченность и множественные ядра по периферии волокна.

 

Препарат №4 Эпителиальные клетки почечных канальцев

Препарат представлен участком почечной ткани с большим количеством канальцев. Изнутри канальцы выстилают клетки эпителия. Клетки кубического эпителия более низкие, просвет канальцев с таким эпителием достаточно широк. Клетки призматического эпителия высокие и оставляют более узкий просвет канальца.

 

 


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний.

 

1. Одно из положений клеточной теории гласит:

1) все клетки образуются путем почкования исходной клетки

2) все клетки – потомки одной полипотентной клетки

3) все клетки образуются путем деления исходной клетки

 

2. Симпласт это:

1) крупные образования, состоящие из цитоплазмы с множеством ядер

2) мелки постклеточные безъядерные образования

3) клетки, связанные между собой цитоплазматическими мостиками

4) клетка в которой погибли ядра и некоторые органеллы

 

3. Сицитий это:

1) крупные образования, состоящие из цитоплазмы с множеством ядер

2) мелки постклеточные безъядерные образования

3) клетки, связанные между собой цитоплазматическими мостиками

4) клетка в которой погибли ядра и некоторые органеллы

 

4. К мембранным органеллам относятся:

1) рибосомы

2) пероксисомы

3) митохондрии

4) комплекс Гольджи

 

5. К немембранным органеллам относятся:

5) рибосомы

6) пероксисомы

7) митохондрии

8) комплекс Гольджи

 

 

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________


дата «___» __________201__

ЗАНЯТИЕ № 3

Цитоплазма, органеллы и включения.

 

Цель занятия: узнать строение эукариотической клетки, строение и функции ее компонентов.

Студенты должны знать:

общий план строение и названия компонентов клетки;

состав и функции гиалоплазмы;

строение клеточной оболочки – плазмолеммы, различные варианты соединения клеток, предназначение клеточных контактов;

классификацию органелл клетки;

строение и функции мембранных и немембранных органелл клетки.

 

Студенты должны уметь:

найти в препарате и зарисовать клетки с их видимыми в световой микроскоп компонентами;

различать в клетках включения разного рода, зарисовать эти включения

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Общий план строения эукариотической клетки. Взаимосвязь формы и размеров клеток с их функциональной специализацией.

2. Органеллы цитоплазмы: понятие и классификация. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в энергопроизводстве.

3. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

4. Структурная, химическая и функциональная характеристика органелл, составляющих цитоскелет клеток. Строение и значение центриолей, ресничек и жгутиков.

5. Понятие о компартментализации клетки и ее функциональное значение. Лизосомы. Строение, химический состав, функции. Понятие о первичных и вторичных лизосомах, об аутофагосомах и гетерофагосомах.

6. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в процессах синтеза и секреции веществ из клеток.

 


Задания

 

1. Запишите классификацию органелл

Органеллы
мембранные немембранные
   

 

2. Запишите примеры включений: 1) трофических, 2) секреторных,

3) экскреторных, 4) пигментных

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Запишите типы лизосом в клетке

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Что такое «включения»? Их разновидности. Запишите.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 


Практические навыки

Препарат №5 Яйцеклетка лягушки.

В препарате видны отдельные крупные клетки – яйцеклетки лягушки. В центре клетки располагается ядро. Практически все пространство вокруг ядра и до плазмолеммы занято мелкими трофическими включениями, окрашенными в розоватый цвет.

 

Препарат №6 Гранулы зимогена в секреторных клетках поджелудочной железы.

Видны структурные единицы поджелудочной железы – ацинусы, состоящие из секреторных клеток. В цитоплазме клеток и в просвете ацинусов имеются скопления гранул зимогена (незрелого фермента), окрашенных в темно-коричневый и черный цвета.

 

 

Препарат №7 Включения меланина в пигментных клетках амфибий.

Пигментные клетки имеют отросчатую форму и ядро, располагающееся по центру клетки. В цитоплазме видны мелкие включения меланина коричневого цвета.

 

 

Препарат №8 Жировая дистрофия печени.

Гепатоциты – клетки неправильно-округлой формы с розовой цитоплазмой. В цитоплазме встречаются прозрачные жировые вакуоли. В части клеток эти вакуоли занимают все пространство под плазмолеммой, оттесняя ядро к периферии.

 

 


Тестовые задания для определения итогового уровня знаний.

 

1. Основными компонентами биологических мембран являются:

1) белки

2) углеводы

3) липиды

 

2. По биологической роли белки биологических мембран разделяются на:

1) структурные белки

2) интегральные белки

3) белки-переносчики

4) белки-ферменты

5) примембранные белки

6) рецепторные белки

 

3. Ядра тканевых клеток, как правило, окрашиваются:

1) основными гистологическими красителями

2) кислыми гистологическими красителями

 

4. Меланин представляет собой:

1) секреторное включение

2) пигментное включение

3) экскреторное включение

4) трофическое включение

 

5. Большое количестве ядерных пор в ядерной оболочке тканевой клетки свидетельствует о:

1) интенсивных синтетических процессах

2) слабых синтетических процессах

 

Оценка____________________

Подпись

преподавателя_____________

 


дата «___» __________201__

ЗАНЯТИЕ № 4



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.