Сделай Сам Свою Работу на 5

Направления 37.03.01 «Психология»

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

 

для студентов направлений 37.03.01 «Психология»

 

 

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

 

 

Тверь 2015

 

Пьянова Л. В.

Безопасность жизнедеятельности: Рабочая программа. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2015. – 96 с.

 

Одобрено кафедрой математики и общеестественных дисциплин, протокол № 1 от «01» сентября 2015.

 

Тверской филиал

 

Московского гуманитарно-экономического института, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.........................................4  
    Место дисциплины (модуля) в структуре освоения образовательной программы.........................6    
3. Объём дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ..........................................................8      
4. Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.................................................10      
5. Перечень учебно- методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)............................................................................27      
6. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоенич дисциплины (модуля).............................................................................32      
7. Перечень ресурсов информационно-телекумманикационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)...............................32  
     
8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).......................................................33   9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) , включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (принеобходимости)..........................................................35   10. Описание материально-технической базы,   необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)..............................37 . 11. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).........................................................................37   11.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы....................................................................38  
     
  11.2 Описание показателей и критериев оценивая компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.............................................50      
  11.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы...........................................51      
11.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций............................................65    

11.5 Показатели и критерии оценивания сформированности



компетенций на различных этапах их формирования,

шкалы и процедуры оценивания.....................................68

 

 

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от негативных последствий антропогенного и естественного происхождения, сохранения безопасности и здоровья в среде обитания.

Цель изучения дисциплины заключается в приобретение знаний и умений, необходимых

- для сохранения своей жизни и здоровья;

- для обеспечения безопасности человека в современных экономических и социальных условиях;

- в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях как в мирное, так и в военное время;

-для спасения людей, животных и материальных ценностей.

Основные задачи дисциплины

1. Изучение основ культуры безопасности, комплекса опасностей, действующих на человека и природу.

2. Формирование и соблюдение нормативных требований к источникам опасностей, действующих в окружающей среде.

Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека; управление безопасностью жизнедеятельности; основы физиологии труда и комфортные условия жизни; природные и техногенные опасности и защита от них; основы социальной, медицинской и пожарной безопасности; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий; основы безопасности

жизнедеятельности в городских условиях; основы личной безопасности от

преступлений террористического характера.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: вопросы возникновения учений о безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды, вопросы современного мира опасностей и проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, вопросы защиты человека и природы от различных видов опасностей. Также формируется способность защитить себя на основе создания определенного типа сознания, которое создает потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивирует деятельность, направленную на получение дополнительной информации, определение собственного выбора в сложившейся ситуации и участие в управлении риском на уровне общества.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: принципы, методы и средства обеспечения безопасности; культура безопасности человека; ноксология – наука об опасностях; возникновение и основы реализации опасностей; закон толерантности; поле опасностей; качественная квалификация (таксономия) опасностей; количественная оценка опасностей; показатели негативного влияния реализованных опасностей; естественно-техногенные, антропогенные опасности; виды взаимосвязей человека – оператора с технической системой; восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека; системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности; дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность; функции управления охраной труда; планирование работ по охране труда, виды планов по охране труда; оценка состояния охраны труда, показатели по охране труда; производственный травматизм; определение термина «несчастный случай» и «профессиональное заболевание»; несчастные

случаи, происшедшие на производстве; расследование несчастных

случаев; виды причин несчастного случая; нормативная правовая база РСЧС; задачи и структура РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; уровни РСЧС – федеральный, региональный, территориальный, местный, объектный; силы и средства РСЧС; силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций; режимы функционирования РСЧС; повседневный режим, режим повышенной готовности, чрезвычайный режим; органы управления гражданской обороной; средства коллективной и индивидуальной защиты; элементы рационального режима труда и отдыха; микроклимат; терморегуляция организма человека; гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели качества производственной среды; виды вентиляции, способы естественной вентиляции; понятие воздухообмена; нормирование искусственной освещенности помещений; стихийные бедствия геологического, метеорологического и гидрологического характера; правила поведения населения при проведении изоляционно-ограничительных мероприятий; вибрация; акустический шум; инфразвук; электромагнитные поля и излучения; лазерное излучение; электрический ток; механическое воздействие; действия населения в условиях техногенных аварий; аварии с выбросом химически опасных веществ и их последствия; пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия; транспортные аварии и их последствия; виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях; виды психического воздействия на человека и защита от них; основы информационной безопасности; медицинская характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи; правила и приемы наложения повязок на раны; основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности; организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей; меры пожарной

безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей;

автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожаров; первичные средства тушения пожаров, действия при возникновении пожара; аварии на радиационно опасных, химических, гидродинамических, пожаро- и взрывоопасных объектах; аварии на транспорте, на коммунально-энергетических сетях; наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами, природные пожары; биологические чрезвычайные ситуации; космические чрезвычайные ситуации: поражающие факторы ядерного; особенности поведения людей в зонах радиоактивного заражения; отравляющие вещества раздражающего действия; пути воздействия отравляющих веществ на организм человека, способы их обнаружения, защиты и оказания первой помощи пострадавшим; поведение людей в зонах химического заражения; средства защиты от бактериологического оружия и меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила поведения населения в очагах бактериологического заражения; современные средства поражения; основные способы защиты населения; назначение и сущность специальной обработки; частичная и полная специальная обработка; санитарная обработка людей, меры безопасности; основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств; загрязнение атмосферы, гидросферы, земель, энергетические загрязнения техносферы; сферы, в которых могут происходить ошибки по вине человека; виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем; влияние параметров микроклимата на самочувствие человека; производственная среда объектов экономики; зоны чрезвычайных ситуаций; терроризм и его виды; характерные признаки взрывчатых устройств; нападение на особо опасные объекты; меры антитеррористического характера на предприятиях; техническое обеспечение антитеррористических мер.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения

практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

2. Место дисциплины (модуля)в структуре ООП

 

По направлению подготовки 37. 03. 01 «Психология» дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО.

Трудоемкость данной дисциплины равна 2 зачетным единицам, что равно 72 часам.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении « Основы безопасности жизнедеятельности».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общепрофессиональной школе.

Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в гуманитарный, социальный и экономический цикл для создания основы системных представлений о теории и практике безопасности жизнедеятельности как о специфической сфере профессиональной деятельности, сформировавшейся в историческом процессе технического прогресса.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» базируется на самых различных отраслях знаний и научных выводах физики, химии, инженерных дисциплин, эргономикой, физиологией труда и профессиональной гигиеной. Кроме того, курс тесно связан с вопросами законодательства, системой стандартов безопасности труда и т. д. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

 

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», студенты, обучающие по направлениям подготовки 37. 03. 01 Психология должны:

знать основные понятия и инструменты безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;

уметь решать поставленные задачи для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, проводить их анализ и делать соответствующие выводы;

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определены требования к освоению основных образовательных программ бакалавриата: процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции (согласно ФГОС) ОК - 9:

 

Наименование компетенции Код компетенции
Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОК - 9

 

 

3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных еди ницах с указанием количества академических и ли астрономически х часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (*по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе 36/1
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа (всего), в том числе 36/1
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы 36/1 36/1
Под контролем преподавателя - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

 

заочная форма обучения

 

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего), в том числе
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат - -
Другие виды самостоятельной работы
Под контролем преподавателя - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость часы / зачетные единицы 72 / 2 72 / 2

 

 

4. Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

4.1 Тематический план

направления 37.03.01 «Психология»

очная форма обучения

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
Раздел I. Теоритические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека
  Тема 1. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека     ОК-9  
Раздел II.Управление безопасностью жизнедеятельности
  Тема 2.Законодательные и нормативные правовые основы безопасности жизнедеятельности   ОК-9
  Тема 3.Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций ( РСЧС) и гражданской обороны (ГО)       ОК-9
Раздел III. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
  Тема 4.Основы физиологии труда и комфортные условия жизни   ОК-9
Раздел IV.Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
  Тема 5.Природные и техногенные опасности и защита от них ОК-9
  Тема 6.Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности 4+2** ОК-9
Раздел V.Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  Тема 7.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий 2** ОК-9
Раздел VI.Экстремальные ситуации криминального характера
  Тема 8. Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях ОК-9
  Тема 9. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера 2+2** ОК-9
  Зачёт      
  Итого  
                 

 

 

заочная форма обучения

 

 

Наименование раздела (темы) Всего Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студентов К о м п е е н ц и я
Всего Виды занятий
Л ПЗ С
Тема 1. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека       ОК-9
Тема 2. Управление безопасностью жизнедеятельности       ОК-9
Тема 3 Основы физиологии труда и комфортные условия жизни           ОК-9
Тема 4 Природные и техногенные опасности и защита от них           ОК-9
Тема 5. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности         ОК-9
Тема 6 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий     ОК-9
Тема 7 Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях     ОК-9
Тема 8 Основы личной безопасности от преступлений террористического характера            
Вид промежуточной отчетности (зачет) зачет  
Всего 72 10 4 6 62  

 

Программа курса



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.