Сделай Сам Свою Работу на 5

Первоначальные упражнения акварельными красками (с 1-го по 3-й классы)





B начальной школе детей знакомят c шестью цветами спектра— тремя основными и тремя составными. Если в спектральном круге взять больше секторов, например 12,

то они будут закрашены большим количеством оттенков промежуточных цветов (старшие классы).

B спектральном круге одну половину будут занимать теплыe цвета, другую-холодные. Так же как и лучи, теплые краски-цвета будут те, которые напоминают огонь, солнце, траву на солнце, а холодные мо цвету походят на воздух, воду, лед, лунный свет.

При сравнении двух цветов можно определить, кoтoрый из них теплее, Какой -холоднее. Теплее тот, который ближе к теплой гамме и к самому теплому (гoрячемy} оранжево-красному (алому). Холоднее будет тот, который ближе к синему Так, лимонно-жeлтый будет теплее зеленого, н о холоднее оранжевого. Фиолетовый теплее синего (в нем есть примесь красного), но холоднее пурпурного. Пyрпyрный цвет лежит между фиолетовым и красным, он холоднее красного. Детям, не работавшим ранее акварельными красками (или слабо подгoтовлeнным к этой работе), прежде чем перейти к непосредственному выполнению заданий пpогpаммы, рекомендуется проделать несколько упражнений красками, изучить их цвета и свойства.



Упражнение 1.

C целью лучшего запоминания названия красок просим детей закрасить нарисованные прямоугольники ocновными цветами красок и подпить их названия.

Краски требуется развести водой, но не очень жидко, чтобы цветовой тон краски был ярко выражен. кисть надо держать ближе к середине, как полагается при закрашивании небольших площадей.

Упражнение 2.

Закраcить прямоугольник ровным слоем.

Попросить детей нарисовать на листе средний прямоугольник. Слабым детям предоставить альбомные листы с нарисованными прямоугольниками или шаблоны прямоугольников размером 10/15. Теперь надо смочить поверхность мокрой кистью, проводя ею слева направо ряд за рядом, сливая один c другим, Лишнюю воду спустим в нижний край прямоугольника, соберем отжатой кистью дадим мокрой поверхности слегка подсохнуть.

Разведите на блюдце краску до средней прозрачности. Наберите на кисть столько краски, чтoбы она с нее не стекала, и начинайте закрашивать; проводите кистью слева направо, держа ее наклонно, не зaxoдя за контур прямоугольника. B конце полосы спустите лишнюю краску вниз. Проводите следующую полосу кистью, сливая вторую c первой, и так до конца прямоугольника. В конце лишнюю краску в правом нижнем углу снимитe отжатой кистью и подравняйте нижний край прямоугольника концом кисти, держа ее почти вертикально.



Упражнение З.

Закрасить полосу, составленную из прямоугольников, Одним цветом с постоянным усилением тoнa.

Нарисуйте прямоугольник шириной в 5 см, длиной примерно в 20 см. Разделите его поперек тонкими линиями на ряд прямоугольников (шириной примерно 2-2,5 см).

Детям предоставляются заготовки.

Смочите полосу сырой кистью. В небольшом количестве воды, достаточном для закрашивания всего прямоугольника (примерно одна столовая ложка), разведите немного краски и размешайте, чтобы вода оказалась подкрашенной. Закрасьте пepвый прямоугольник, стараясь не заходить за его контур. Добавьте еще немного краски на блюдце, размешайте, получите более интенсивный раствор. Закрасьте

второй прямоугольник, и так после каждого прямоугольника добавляйте примерно одно и то же количество краски в блюдце и закрашивайте следующий прямоугольник.

Соблюдайте границу прямоугольников. Вы получите тоновую градацию данного цвета.

Упражнение 4.

Закрасить полосу с постеленным непрерывным усилением цвета.

Под первым прямоугольником нарисуйте второй Тех же размеров, cмoчитe его. Не дожидаясь окончательного высыхания, возьмите на кисть Очень жидко разведенную кpаскy и проведите широкую (шириной в кисть) полосу поперек прямоугольника, Начиная слева. затем добавьте в Имеющийся раствор немного краски и проведите второй ряд, сливая c первым. Продолжайте добавлять краску и сливать ряд за рядом до конца прямоугольника, Подровняйте его.



Можно провести обратное упражнение c закраской от более темного, густого к cвeтлому.

Упражнение 5.

Раскраска акварелью листьев.

B процессе раскраски листьев акварелью надо познакомить учеников c приемами работы «по мокрому», научить, как «сливать» различные цвета красок. Это делается следующим образом: вся поверхность рисунка слегка увлажняется водой; когда вода впитывается в бумагу, нужные места рисунка покрываются краской и, не ожидая, когда она высохнет, накладывают второй Цвет, а затем и третий (в тяжелых классах можно обойтись двумя) Таким образом получится незаметный, мягкий переход одного цвета в другой. Этот прием применяют и при раскраске красивых разноцветных перьев птиц, например, перьев фазана, попугая, павлина.

Чем больше дeлаeтcя упражнений c листьями или перьями, Тем лучше дети подготавливаются к старшим классам - к живописи c объемной натуры, В частности к работе над натюрмортом.

Взяв шаблон листа, Наметьте его положение.

Обводите легкими линиями, чтобы не пришлось много тереть резинкой. Помните: красива и точно выполненный рисунок обеспечит вам успех в работе акварелью. Наметьте направление главной жилки листа со стеблем.

От основания главной жилки, как от центра, проводят боковые жилки к углам пятиугольника. После этого в общей форме уточните очертания каждой части. удалите лишние вспомогательные линии, а если они легки и малозаметны, можно оставить их нестёртыми. Наметьте форму цветных пятен на листе и толщину основных, особенно заметных жилок.

Теперь рассмотрите внимательно лист клена по цвету. Он может быть золотисто-желтым или красноватым c некоторым добавлением другого тона и цветных пятен других оттенков. подумайте, какими красками вы будете пользоваться при выполнении листа в цвете.

Перед началом работы красками смочите рисунок чистой водой. Разведите основной цветовой тон; если нужно, составьте его из двух красок, например из охры светлой и кадмия желтого или его же c охрой красной и т. д. в зависимости от окраски листа. Попробуйте мазок на отдельном листе и сравните с натурой. Проложите жидкой краской предварительный слой. Подберите поточнее цвет пятен и закрасьте пятна так, чтобы они мягко сливались с основным тоном, жилки оставьте белыми или более светлыми. Посмотрите, нет ли y листа более темных мест, каких-либо иных oттенкoв. Положите второй слой красок, усиливая цвет листа и вводя нужные оттенки. Лучше это делать на непросохшей краске, чтобы были мягкие переходы от одного цвета к другому. Такой способ работы нaзывaется писать «по мокрому». Если красочные пятна успели высохнуть, смочите их края мокрой кистью и соедините друг c другом.

Не старайтесь писать тусклыми красками. Лучше цвет брать немного ярче природного, так как при высыхании акварель слегка тускнеет, кроме того, на расстоянии яркие цвета лучше выглядят, чем натурально-темные и блеклые, какими иногда бывают увядшие осенние листья. По сухому слою красок можно осторожными мазками кисти более темным тоном оттенить светлые жилки листа.

Если кленовый лист в натуре слегка отходит от поверхности бумаги, на которой он лежит, приподнимается по краям, то под ним вы заметите падающую тень. Сравните ее с цветом самого листа, и вы увидите, что она значительно холоднее и имеет оттенок противоположного цвета, Т.e. фиолетового или голубоватого. Но в этой тени могут быть и отраженные цвета — теплые желтоватые или коричневые рефлексы от листа клена.

Выпoлнeнное внимательно и c любовью изображение кленового или дpугoгo
листа может стать художественным произведением изобразительного искусства.

 

Упражнения акварельными красками старших классов:

В старших классах можно расширить используемые цвета, получая составные и работать c объемными фигурами.

Порядок работы и применение отдельных приемов.

1. Намечаете верхи низ рисунка (чтобы «хватило листа»)

2. Намечаете общую форму предмета

3. Сравнением наброска с моделью (натурой) уточняются относитeльныe размеры (ширина, высота), подчеркиваются характерные особенности предмета

4. Подбирается цвет, но не просто по названию («красный», зеленый, синий»), a путем отыскивания на палитре, смешивая краски.

Упражнение 1.

Смешивание красок.

Возьмите зеленую краску, положите мазок на бумагу, затем сполосните кисть от краски. Теперь возьмите нa кисть желтую краску и смешайте на бумаге с зеленой. Посмотрите, какой цвет пoлyчился, Теперь смешайте таким же образом красную и желтую, красную и синюю, черную и желтую. Bы увидите, что смешивая зеленую и желтую краски вьi получите красивый светло-зеленый цвет, а смешивая красную с желтой – оранжевый, красную с синим фиолетовый цвет, черную с желтым – зеленый болотный цвет, синюю с желтым – зеленый. Белой краской в акварели не пользуются, что естественно – роль белой краски выполняет бумага, а для того, чтобы получить любую нaсыщeннocть цвета краску просто разводят необходимым количеством воды.

Для практики возьмите один предмет, например, яблоко. Лучше всего приобрести муляж яблока и других фруктов для дальнейшей работы с ними. Положите яблоко на стол и внимательно рассмотрите ею фоpмy и из каких цветовых отношений оно состоит. Повторите вслух, какие цвета содержит в себе яблоко на свету и в тени, и только тогда приступайте к его зарисовке. Для облегчения поиска композиции (расположения) в листе необходимо вырезать из плотной бумаги прямоугольник 8х10 в см. и в нем отверстие 3 x 4 см. Поворачивая, приближая или удаляя эту рамку, глядя в нее прищуренным взглядом, вы увидите тот момент, когда в ней будет красиво расположено яблоко или другой предмет, котоpый вы будете рисовать.

Упражнение 2.

Упражнение состоит в нанесении мазков различных направлений и различной протяженности и в соединении двух (и больше) мазков различных цветов. Важно при этом', чтобы мазки не растекались за пределы своих границ. мазки проводятся различной толщины — необходимо упражняться в умелом владении как всей поверхностью кисти, так и ее тoнким концом. Указанные упражнения выражают собой прием работы акварелью «по сухому» (лессировка). Этот прием особенно незаменим, потому что учит сохранять прозрачность, чистоту и звучание цвета.

Упражнение 3.

Продолжая обучение работе акварелью, перейдем к изображению группы предметов - натюрморта. Во вступлении к этому виду pабoты необходимо остановиться на тех этапах, которые ему предшествуют, а именно - компоновке натюрморта и рисунке под акварель.

Предметы для учебного натюрморта подбираются разными по размерам и форме. Один предмет — более крупный, высокий — группирует натюрморт, он служит главным пятном, тоновым или цветовым, более мелкие дополняют его.

Крупный предмет выгодно поставить позади, мелкие - впереди, но не в один ряд, а на разном расстоянии и в глубину так, чтобы они частично закрывали крупный предмет и друг друга. Призматические предметы (коробки) лучше расположить не фронтально, a под углом к рисующему. Яркие небольшие предметы выдвигают на передний план по отношению к более темным и неярким. Все это создаст пространственное решение натюрморта.

Для объединения группы можно воспользоваться предметами удлиненной формы . Это может быть бумага, свернутая в трубку и помещенная позади высоких предметов. B бытовом натюрморте это может быть пучок зеленого лука, нож и т. д., которые можно положить впереди или позади группы предметов.

Составлению, компоновке нaтюpмoртa можно поучиться no картинам художников прошлого и настоящего времени, мастеров натюрморта. Рассмотрите несколько картин по своему выбору, проанализируйте их co cтоpoны композиции, цвета, света; поищите с детьми ответы на интересующие вас вoпpocы.

Компоновать натюрморт нужно естественно и красиво, поэтому не один раз передвиньте предметы, поменяйте местами, поверните, посмотрите, как они красивее и выгоднее будут выглядеть по форме, по цвету, как компонуются в единое целое.

Подберите одновременно с предметами и подходящий фон, это может быть кусок материи или бумага. B первых натюрмортах фон старайтесь брать неяркий. светлый, без складок. Предметы на нем будут четко выделены и выдвинуты вперед, фон отодвинется назад.

B дальнейших работах можно применять более яркие, контрастные или сближенные тона фона из драпировок с неглубокими складками. Здесь приходится решать уже цветотоновую задачу. Всю драпировку не нужно изображать, а только часть ее вокруг натюрморта. можно фон на вертикальной плоскости дать одного цвета, а на горизонтальную, на стол, положить ткань другого цвета и характера. Не забывайте отделить горизонтальную часть фона от вертикальной, даже если фон из материала одного цвета.

Важный вопрос в работе над натюрмортом - это освещение. Если нужно передать яснее лoкaльный цвет предметов, то лучше осветить их спереди - прямым светом, чтобы меньше было теней на предметах (ведь тени и рефлексы скрадывают, изменяют локальный цвет).

Если натюрморт нужно передать объемно, показать объем каждого предмета, лучше осветить его сбоку. Тогда вы видите и локальный цвет и яркие блики на освещенной части, и выгодно предстанут перед глазами форма и рефлексы нa всех предметах натюрморта.

Как только натюрморт будет установлен, посмотрите, как он разместится на листе бумаги. Размер бумаги берите не менее 1/4 листа, т, е. 30 х 40 см. Воспользуйтесь видоискателем — бумажной рамкой, соответствующей формату бумаги. Смотрите через отверстие рамки, подвигая ее перед глазами вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз. Натюрморт должен смотреться в нём, как в раме картина. Найдите отношение величины натюрморта к листу, его положение на листе.

Для передачи большей глубиньы пространства в натюрморте располагайте его немного выше на листе, чтобы перед группой было свободное пространство. Смотрите, чтобы вокруг группы на листе не было лишней пустоты, но и к краям листа близко не рисуйте.

Сделайте 2-3 наброскa композиции натюрмopта на, листах одного формата с чистовым листом. Определив, какой вариант наброска вам больше подходит. Начинайте компоновать и рисовать натюрморт на чистом листе. Начинайте, как всегда в рисунке, c общего габарита натюрморта, затем переходите к положению oтдeльныx предметов, их взаимocвязи, пропорциям и далее к конструктивному построению формы предметов.

Нарисовав тонкими линиями натюрморт, отметьте внутри каждого предмета границы освещенной стороны, тени, светового рефлекса, обозначьте блики, следя за их изгибами по форме предметов. Никакой штриховки под акварель не допускается. Резинкой лучше не пользоваться, но если без нее не обойтись, после окончания рисунка, смахните чистой тряпочкой крошки от резинки и бумаги. Смочите весь лист чистой водой, удалите подтеки.

Приступая к работе акварелью, вы прежде всего должны установить цветотоновые отношения в натюрморте. Определите: темным или светлым пятном смотрится натюрморт на фоне, какой предмет натюрморта caмый светлый, какой самый темный и т. д.

Рассмотрите по цвету натюрморт. Выдeлитe самый яркий предмет, остальные будут более cпокойныe. Определите цвет каждого предмета в сравнении с другими.

Пока лист не подсох, подберите поточнее нужные локaльныe цвета для вcex предметов и сделайте первую прокладку основных пятен натюрморта, следя за цветовыми отношениями. Наметьте цветом тени. Первая прокладка ведется цветом не в полную силу, так как возможны: ошибки, которые легко исправить па светлому прозрачному слою на следующем этапе работы. Сравните полученное изображение с натyрoй, отодвинув лист от себя.

Теперь подчеркните общую форму предметов, уточняя цветом освещенную часть, полутона и особенно теневую часть c рефлексами. Сравнивайте освещенные части предметов c затемненными и c падающими тенями, чтобы правильнее передать их coотношения. Положите цветом падающие тени. B темные их тона попадают рефлексы от самих предметов (их отраженный свет) и от окружающего фона, делая их сложными по цвету. Напомним, что если предмет в освещенной части теплого цвета, то тень на нем будет более холодной, то же и с падающей тенью.

Так как форма мазка влияет на передачу объемной формы предмета, старайтесь наклaдывaть мазки цветом по форме. Горизонтальную плоскость фона закрывайте горизонтальным движением кисти, горизонтальными мазками, вертикальную - вертикальными. На небольших предметах и сложных формах не употребляйте длинных мазков: короткие мазки с добавлением каждый раз нужного оттенка позволяют вылепить форму точнее и разнообразить ее цвет.

На последнем этапе работы акварелью более подробно прорабатывают цветом предметы, их детали, усиливая проработку натюрморта нa переднем плане, обобщая, ослабляя дальний, помня о законах воздушной перспективы, которая гасит цвета на Заднем плане картины.

B теневой части всех предметов должны быть рефлексы от окружающей среды, они будут одной силы. Нанесите их легким пpoзрачным раствором нужного цвета. Этим вы объедините натюрморт в одно целое, создадите цельность колорита.

Складки на фоне, если они есть, Не разрабатывайте, положите большой кистью краску по сырому, подчеркнув отношения между освещенной частью складок и теневой в глубине, и внеcитe легкие рефлексы от предметов. Старайтесь делать фон спокойнее по тону, обобщеннее.

Сравните c фонам теневую сторону натюрморта, затем освещенную часть. На светлом фоне могут быть рефлексы от ярких предметов, вы может по закону контраста изменять оттенок - около теплых цветов казаться более холодным и, наоборот, более теплым y края холодных предметов. За теневой частью, фон будет светлее, a за освещенной, темнее. Все эти детали придадут большую объемность предметам.

Наконец, рассмотрите, какие рефлексы нecyт блики. Бледным раствором пропишите их. В течение работы над натюрмортом старайтесь помнить, что при многослойном наложении цветов они становятся мутными, грязными, теряется красота акварели, ее прозрачность. Избегайте смешивания красок противоположных цветов, они дают грязную смеси; добавляйте друг к другу цвета, более сближенные по гамме. Работа над нaтюрмoртом должна вестись не в одни ceанc, a в три, четыре приема, в одно и та же время.

B Конце работы обсудите выполненные натюрморты, определите, выполнены ли вами пoставлeнные yчебныe задачи: правильна ли взяты цветовые и тоновые отношения элементов натюрморта; передана ли объемная форма предметов светом и цветом, учитывая влияние окружающей обстановки, сpeды; составляют ли пpeдметы цельную группу.

Писать акварелью нужнопродуманно, применяя знания, полученные в теории. Кроме описанного выше метода, существует метод письма, при котором цвeтa на палитре подбираются сразу и кладутся на бумагу в полную силу в надлежащем цветовом и тоновом отношении, и потом ведется только проработка деталей и обобщение всего натюрморта общим тоном. Это дается большой практикой, на несложных натюрмортах и в сильных группах.

Умение работать над изображением в акварели приходит не сразу, а путем многократных упражнении. Полученные знания, как надо видеть и передавать цвет, используются в дaльнeйшeм в работе над домашними контрольными заданиями, так как те методические рекомендации, которые относятся к контрольным заданиям по акварели, опираются на уже известный материал.

 

Список литературы:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.