Сделай Сам Свою Работу на 5

БЛОК III. ИСПРАВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Учебная дисциплина «Редактирование» входит в вариативную часть «Профессионального цикла» ФГОС ВПО по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение». Задания к контрольной работе составлены в соответствии с рабочей программой. Контрольная работа по курсу «Редактирование» представляет собой форму самостоятельной работы с источниками (учебниками, учебными пособиями, словарями), выполняется в межсессионный период, является обязательным условием допуска к экзамену студентов заочного отделения и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом. Целью выполнения студентом заданий контрольной работы является практическое овладение основными правилами и приемами редактирования текстов официально-делового стиля.

Задачи контрольной работы: 1) способствовать развитию у студентов навыков функционально-стилевого анализа официально-делового текста и стилистической правки служебных документов, умения оценивать варианты и выбирать из них тот, который диктуется условиями контекста, с учетом характера изложения и функционально-стилистической принадлежности языковой единицы; 2) научить анализировать стилистические ошибки, обосновывая произведенные в тексте исправления; 3) способствовать развитию языкового чутья студентов.



Каждый студент выполняет индивидуальный вариант работы из 10 предложенных в данных методических рекомендациях (номер варианта должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки; последняя цифра 0 предполагает выполнение варианта № 10). Перед выполнением контрольной работы необходимо ознакомиться с нижеследующими методическими рекомендациями.

Контрольная работа состоит из 7 блоков и включает в себя практические задания по ряду основных тем, изучаемых в рамках данного курса.

Блоки I-II помогут определить глубину знания основных текстовых категорий и композиции текста. Блоки III-V направлены на овладение нормами современного русского языка. Блок VI предполагает знание правил оформления перечня, употребления графических сокращений, аббревиатур, выделений. Блок VII предполагает применение на практике знаний о видах правки, особенностях корректуры, а также проверяет умение использовать корректурные знаки при правке текста.



Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки знаний разделов государственной образовательной программы дисциплины «Редактирование», так и углубление, закрепление и самопроверку имеющихся знаний, умений и навыков.


БЛОК I. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ

Для выполнения заданий данного блока обязательно знание логических законов, видов логических ошибок; логической схемы построения (тема абзаца, концептуальное предложение абзаца, способ распространения главной мысли в абзаце).

Задание 1. Исправьте логическую ошибку в предложении и объясните, в чем она заключается (сопоставление несопоставимых понятий, подмена понятия, расширение / сужение понятия и др.). Нужно сравнить показатели надежности приборов на первом этапе со вторым этапом.

Образец выполнения задания

В данном предложении логическая ошибка заключается в сопоставлении несопоставимых понятий: утверждается, что нужно сравнить показатели надежности приборов со вторым этапом. Исправленный вариант: Нужно сравнить показатели надежности приборов на первом этапе с показателями на втором этапе.

Задание 2. Определите, какие логические ошибки допущены в данном тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).



В профсоюзную организацию предприятия по­ступило заявление о том, что в одной из лабораторий нарушается порядок очередности в предостав­лении отпусков. Профком ознакомился с работой лабо­ратории и пришел к следующим выводам: 1) лабо­ратория испытания материалов систематически выполняет производственные задания; 2) руководство лаборатории оказывает действенную помощь каждому ее работнику; 3) результаты работы коллектива лаборатории не раз отмечались приказами завода и приказами по управлению; 4) графики отпусков составляются в срок и при участии профорга лаборатории; 5) предоставление очередных отпусков различным ка­тегориям работников лаборатории производится в соответствии с действующей инструкцией.

Образец выполнения задания

В данном тексте нарушен закон тождества (в процессе определённого рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе), поскольку первый, второй и третий пункты не связаны с тезисом (следовательно, нарушен принцип приведения в тексте документа только актуальной для рассмотрения темы информации), соответственно произошла потеря тезиса. Исправленный вариант:

В профсоюзную организацию предприятия поступило заявление о том, что в одной из лабораторий (Какой?- нарушено требование достаточности приведения фактического материала) нарушается порядок очередности в предоставлении


 

отпусков. Профком ознакомился с работой лабо­ратории и пришел к выводу, что предоставление очередных отпусков различным ка­тегориям работников лаборатории производится в соответствии с действующей инструкцией (Какой?- нарушено требование достаточности приведения фактического материала), графики отпусков составляются в срок и при участии профорга лаборатории.

БЛОК II. КОМПОЗИЦИЯ СЛУЖЕБНОГО ДОКУМЕНТА

Для выполнения заданий данного блока обязательно знание композиции документа, функционально-смысловых типов речи (описания, повествования, рассуждения), способов изложения материала.

Задание 1.Определите функционально-смысловой тип речи текста (описание, повествование, рассуждение) и приведите доказательства.

Текст для анализа

Текст пояснительной записки при необходимости разделяют на разделы и подразделы. Содержание разделов определяется цикловой комиссией.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Образец выполнения задания

Текст представляет собой фрагмент инструктирующего документа. Функционально-смысловой тип данного текста – информационное описание, цель которого – дать представление о правилах оформления перечней.

Задание 2.Прочитайте абзац текста официально-делового стиля, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации: определите тему абзаца, концептуальное предложение, тезис; опишите построение абзаца; выделите способ распространения главной мысли в абзаце.

Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца (тезис). Способы распространения главной мысли в абзаце: 1) детализация – приведение подробностей; 2) приведение примеров, подтверждающих главную мысль; 3) сопоставление (противопоставление) фактов, явление, идей, изложенных в концептуальном предложении, с другими фактами, явлениями, идеями; 4) объяснение тезиса; 5) причинное обоснование содержания концептуального предложения; 6) указание на следствие из содержания концептуального предложения; 7) определение понятий, введенных концептуальным положением;


8) аналогия – распространение главной мысли путем указания на аналог; 9) выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков, обозначенных в концептуальном предложении абзаца, одного с последующей его детализацией; 10) формулировка вывода из содержания концептуального предложения; 11) вопросно-ответный способ; 12) дополнение мысли; 13) усиление темы абзаца; 14) подтверждение главной мысли абзаца; 15) предположение; 16) указание на условие осуществление или истинности утверждения (отрицания), сделанного в концептуальном предложении.

Классическое построение абзаца следующее: 1. Формулировка темы. 2. Разработка темы. 3. Итог сказанному. Однако в такой классической форме абзац встречается очень редко. Обычно конечный тезис отсутствует, и абзац функционирует в «усеченной» форме.

Текст для анализа

Вы предлагаете использовать для бокового борта самосвала профиль из стали СТЗ толщиной 3 мм. В настоящее время для этой цели используется прокат из низколегированной стали толщиной 2,5 мм. Хотя за счет стоимости материала и дости­гается уменьшение стоимости кузова, ему сопутствуют нежела­тельные последствия. К тому же предлагаемый Вами гнутый профиль ведет к увеличению трудовых затрат, так как в наших технических условиях вместо штамповки приходится произво­дить подборку по длине.

Образец выполнения задания

В данном абзаце официально-делового стиля в первом предложении формулируется тема абзаца: «Использование для бокового борта самосвала профиля из стали СТЗ». Главную мысль выражают третье и четвертое предложения, которые являются концептуальными. Другие предложения расширяют и углубляют главную мысль, доказывая основные положения абзаца и иллюстрируя их цифровыми данными. Вывод в данном абзаце отсутствует. Способ распространения главной мысли в абзаце – приведение примеров, подтверждающих главную мысль.

БЛОК III. ИСПРАВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Для выполнения заданий данного блока обязательно знание следующих теоретических понятий:лексические нормы официально-делового стиля; стилистическая окраска языковых средств; виды лексических ошибок (неудачный выбор слова без учета его значения, смешение паронимов, неправильное употребление профессионализмов, жаргонизмов, разговорных и просторечных слов, канцеляризмов и др.); речевая избыточность (плеоназм, тавтология, многословие); устойчиваясочетаемость слов; речевые клише и штампы; фразеологизмы; типы ошибок, связанных с неправильным употреблением фразеологизмов; употребление прописных букв.


Задание 1. Исправьте лексические ошибки, связанные с неудачным выбором слова без учета его значения, со смешением паронимов, с неправильным употреблением профессионализмов, жаргонизмов, разговорных и просторечных слов, канцеляризмов.

1. Что за желание брать на себя обязанности, о ко­торых никто не просил? 2. Раз­витие фотографического рынка в России имеет очень важную роль. 3. В распоряжение сотрудников лаборатории была представлена вся документация. 4. Косметической фирме требуются: косметологи, визажисты, массажеры. 5. Ряд вопросов может рассматриваться на цеховых оперативках. 6. Про­водится обязательная обработка зернохранилища на предмет очистки его от грызунов. 7. Вышеупомянутые члены бригады предложили упростить конструкцию узла карданного вала нижеследующим способом.

ПРИМЕЧАНИЕ

При выполнении подобных заданий следует учитывать, что, кроме указанных в задании ошибок, в предложении могут быть и другие ошибки разных типов, которые тоже нуждаются в исправлении.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: 1. Зачем выполнять работу, которая не входит в Ваши должностные обязанности? 2. Развитие фотографического рынка в России имеет очень важное значение. 3. В распоряжение сотрудников лаборатории была предоставлена вся документация. 4. Косметической фирме требуются косметологи, визажисты, массажисты. 5. Ряд вопросов может рассматриваться на цеховых оперативных совещаниях. 6. Про­водится обязательная обработка зернохранилища для очистки его от грызунов. 7. Члены бригады предложили упростить конструкцию узла карданного вала.

Задание 2.В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов и устойчивых сочетаний. Объясните, в чем они заключаются (пропуск слова, замена слова, изменение грамматической формы фразеологизма, смешение фразеологизмов, употреблении фразеологизма без учета его значения). 1. Особое внимание на совещании было отведено качеству продукции. 2. Мастер обещал в счета устранить все неполадки.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: 1. Особое внимание на совещании было уделено качеству продукции. (Ошибка в употреблении фразеологизма заключается в замене

слова.) 2. Мастер обещал в два счета устранить все неполадки. (Ошибка в употреблении фразеологизма заключается в пропуске слова.)


Задание 3. В следующих предложениях устраните речевую избыточность и определите ее тип. 1. Предсказать, какие планы на завтра он запла­нировал, крайне трудно. 2. Хулиган выражался грубыми вербальными словами.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: 1. Предсказать, что он запла­нировал на завтра, крайне трудно. (Тип речевой избыточности – тавтология.) 2. Хулиган говорил грубые слова. (Тип речевой избыточности – плеоназм.)

Задание 4. Отметьте лексические и фразеологические сред­ства, нарушающие стилевую однородность предложения; исправьте предложение. Отдаленный северный район, там, где пару лет назад редко можно было встре­тить человека, стал бурно развиваться.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: Отдаленный северный район, где раньше редко можно было встре­тить человека, стал интенсивно развиваться. (Пару лет назад – разговорная конструкция, неуместная в официально-деловом стиле речи; бурно – слово имеет эмоциональную окраску, неуместную в документе; там – лишнее слово).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.