Сделай Сам Свою Работу на 5

Мышление учащихся на уроке.





Схема психологического анализа урока

 

Класс, урок (по счёту), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата.

2. Готовность к занятию:

а) подготовленность учителя к уроку;

б) подготовленность классного помещения и учащихся.

Внимание учащихся на уроке.

3.1.Приёмы организации внимания:

· непосредственное внимание;

· подчёркивание значимости информации и т.д.

3.2.Организация внимания по этапам урока:

· вхождение учителя в класс, приветствие;

· начало занятия и т.д.

3.3.Поддержание активного внимания:

· во время опроса;

· во время подачи нового материала;

· при повторении, закреплении и т.д.

3.4.Сосредоточенность внимания.

3.5.Случаи рассеянности, отвлечений.

3.6.Виды проявляющегося внимания:

· непроизвольного;

· произвольного;

· послепроизвольного, их смена.

3.8.Переключение внимания:

· от опроса к объяснению нового материала;

· от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;

· как переключались «быстрые» и медлительные ученики;

· приемы переключения внимания;

· название новой темы – запись ее на доске;

· подчеркивание значимости материала;



· пауза, разрядка и т.д.

Восприятие учебного материала.

4.1.Подготовка учащихся к восприятию материала урока:

· мотивация;

· постановка цели;

· установка;

· интерес, любопытство, удивление и т.д.

4.2.Особенности наглядных иллюстраций, их применение:

· схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;

· моделирование содержания материала и способов действий учащихся;

· иллюстрации того, что описывает учитель словами;

· функции наглядности.

4.3.Осмысленность восприятия:

· по возникновению у учащихся вопросов;

· по высказываниям и дополнениям учащихся;

· пояснение учителем словом наглядного материала

4.4.Формирование наблюдательности учащихся

· фиксирование общего, существенного;

· постановка цели наблюдения;

· выделение этапов наблюдения;

· подведение итогов.

4.5. Избирательность восприятия:

· отсутствие лишней детализации;

· структура объекта (расчленение на части и др.);

· выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.

Мышление учащихся на уроке.



5.1. Применяемые методы на уроке:

· рассказ, беседа, лекция;

· программированное, проблемное изложение;

· учебные ситуации.

5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

5.3. Формирование понятий.

5.4. Общение в процессе обучения:

· позиция учителя и учащегося в группах.

5.5. Использование приёмов активизации мышления учащихся.

· проблемные учебные ситуации;

· обсуждения, дискуссии;

· «мозговой штурм» и др.

5.6. Характер вопросов, формулируемых учителем:

· требующих простого воспроизведения знаний;

· направляющих процесс анализа и др.;

· побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и т.д.

· вскрывающих причинно-следственные связи

5.7. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:

· умение рассуждать (суждения и умозаключения);

· умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;

· выделять существенные признаки понятий;

· связывать понятия с практикой.

5.8. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:

· анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

5.9. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.

Память в познавательной деятельности учащихся.

6.1. Приёмы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:

· цель и план урока, запись их на доске;

· установка и запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.

· запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.



6.2. Виды памяти, используемые на уроке:

· наглядно-образная;

· словесно-логическая;

· эмоциональная;

· двигательная.

6.3. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:

· смысловая группировка материала;

· установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.;

· составление плана, тезисов, конспекта;

· свертывание материала в логические модели содержания и способов действия

6.4. Актуализация памяти учащихся.

Поведение учителя.

7.1. Встреча учителя с классом.

7.2. Внешний вид. Одежда. Причёска.

7.3. Психическое состояние учителя

· положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.

· отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.

7.4. Манера обращения к учащимся:

· доброжелательное, уважительное;

· требовательное, строгое;

· оскорбительное (насмешки, прозвища и др.);

· способность проникнуть во внутренний мир ученика;

· «эмоциональный климат» в классе.

7.5. Речь учителя:

· громкость, темп, дикция, паузы;

· выразительность, эмоциональность;

· мимика и пантомимика.

7.6. Организация учебной работы:

· руководство самостоятельной работой учащихся;

· взаимный контроль, соревнование;

· комментирование выполняемой работы и т.д.

7.7. Замечания учителя:

· по культуре речи, логике изложения;

· по дисциплине, манере поведения;

· по отношению к товарищам.

Результаты урока.

8.1. Достигнута ли цель урока:

· по организации учебной деятельности учащихся;

· по наличию интереса;

· по организации внимания;

· по развитию психических процессов;

· по уровню усвоения учебного материала;

· по воспитанию учащихся и др.

8.2. Значение материала урока для учащихся:

· познавательное, научное;

· эстетическое (нравственное);

· эстетическое (художественное);

· практическое (деловое);

· социальное (общественное);

· воспитательное (педагогическое);

· личностно-значимое

8.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.

 

 

Схемы психологического анализа урока, примерная схема самоанализа урока

 

Схема психологического анализа урока 1

 

Класс, урок (по счёту), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата.

2. Готовность к занятию:

а) подготовленность учителя к уроку;

б) подготовленность классного помещения и учащихся.

Внимание учащихся на уроке.

3.1.Приёмы организации внимания:

непосредственное внимание;

подчёркивание значимости информации и т.д.

3.2.Организация внимания по этапам урока:

вхождение учителя в класс, приветствие;

начало занятия и т.д.

3.3.Поддержание активного внимания:

во время опроса;

во время подачи нового материала;

при повторении, закреплении и т.д.

3.4.Сосредоточенность внимания.

3.5.Случаи рассеянности, отвлечений.

3.6.Виды проявляющегося внимания:

непроизвольного;

произвольного;

послепроизвольного, их смена.

3.8.Переключение внимания:

от опроса к объяснению нового материала;

от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;

как переключались «быстрые» и медлительные ученики;

приемы переключения внимания;

название новой темы – запись ее на доске;

подчеркивание значимости материала;

пауза, разрядка и т.д.

Восприятие учебного материала.

4.1.Подготовка учащихся к восприятию материала урока:

мотивация;

постановка цели;

установка;

интерес, любопытство, удивление и т.д.

4.2.Особенности наглядных иллюстраций, их применение:

схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;

моделирование содержания материала и способов действий учащихся;

иллюстрации того, что описывает учитель словами;

функции наглядности.

4.3.Осмысленность восприятия:

по возникновению у учащихся вопросов;

по высказываниям и дополнениям учащихся;

пояснение учителем словом наглядного материала

4.4.Формирование наблюдательности учащихся

фиксирование общего, существенного;

постановка цели наблюдения;

выделение этапов наблюдения;

подведение итогов.

4.5. Избирательность восприятия:

отсутствие лишней детализации;

структура объекта (расчленение на части и др.);

выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.

Мышление учащихся на уроке.

5.1. Применяемые методы на уроке:

рассказ, беседа, лекция;

программированное, проблемное изложение;

учебные ситуации.

5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.

5.3. Формирование понятий.

5.4. Общение в процессе обучения:

позиция учителя и учащегося в группах.

5.5. Использование приёмов активизации мышления учащихся.

проблемные учебные ситуации;

обсуждения, дискуссии;

«мозговой штурм» и др.

5.6. Характер вопросов, формулируемых учителем:

требующих простого воспроизведения знаний;

направляющих процесс анализа и др.;

побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и т.д.

вскрывающих причинно-следственные связи

5.7. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:

умение рассуждать (суждения и умозаключения);

умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;

выделять существенные признаки понятий;

связывать понятия с практикой.

5.8. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:

анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

5.9. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.