Сделай Сам Свою Работу на 5

Реорганизация юридических лиц.





Понятие и источники правового регулирования реорганизации, формы реорганизации юридических лиц, порядок реорганизации юридических лиц.

 

Правовые источники:

· Ст.53-56 ГК

 

Реорганизацияявляется основанием для изменения объема прав и обязанностей одного или нескольких юридических лиц, т.к. в результате реорганизации права и обязанности от одних юридических лиц переходят к другим в порядке правопреемства. Реорганизация юридического лица возможна по решению его учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами либо компетентного государственного органа (ст. 53 ГК).

Формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Слияние, присоединение и преобразование осуществляются в соответствии с передаточным актом; выделение и разделение на основании разделительного баланса (ст. 55 ГК). Кредиторы юридического лица должны быть уведомлены о его реорганизации, после чего они вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 56 ГК).



Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, а при реорганизации в форме присоединения - после внесения в Единый государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединившегося юридического лица.

 

7. Ликвидация юридических лиц.

Прав. источники:

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16. 01. 2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»

• Указ Президента Республики Беларусь от 12. 11. 2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (c последующими изменениями и дополнениями)

· Ст.57- 62 ГК

Ликвидация юридического лица представляет собой полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к правопреемникам (ст. 57 ГК).

Ликвидация может осуществляться по решению:



• Собственника (учредителя, участника) - добровольная ликвидация

• Хоз. суда (п. 3. 2 Положения о ликвидации), в т. ч. при банкротстве)

• Учредит. органа (исключение – организации с иностр. инвестициями)

 

Добровольная ликвидация осуществляется по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа. Основанием ликвидации также может быть истечение срока, на который юридическое лицо создавалось и достижение им соответствующей цели. Если имущества юридического лица недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, ликвидация допускается только через процедуру банкротства (ст. 61 ГК). Банкротство – это устойчивая неплатежеспособность организации, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями законодательства о банкротстве.

Основанием для принудительной ликвидации юридического лица является судебное решение. Суд может вынести решение о принудительной ликвидации в случаях: непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока или достижением цели; осуществления деятельности без лицензии или запрещенной законодательством; неоднократного или грубого нарушения законодательства; систематического осуществления внеуставной деятельности; признания недействительной регистрации юридического лица и т.д.

Также юридическое лицо может быть ликвидировано по решению регистрирующего органа.

После принятия решения о ликвидации создается ликвидационная комиссия, которая определяет сроки и порядок ликвидации и при необходимости выступает от имени юридического лица (ст. 59 ГК). Ликвидационная комиссия помещает публикацию о ликвидации данного юридического лица и указывает срок (не менее двух месяцев), в течение которого принимаются претензии кредиторов. После его окончания ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества юридического лица, о количестве и размерах предъявленных требований, о результатах их рассмотрения. Если средств юридического лица недостаточно для расчета с кредиторами, его имущество для увеличения размера денежных средства реализуется на торгах. Если и после этого денежных средств недостаточно, возможно обращение взыскания на имущество учредителей (участников) ликвидируемого юридического лица, если они в соответствии с законом несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Претензии кредиторов удовлетворяются в соответствии с установленной очередностью.



При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды;

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя);

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами (п. 11 Положения о ликвидации).

При расчете с кредиторами требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества для расчета в рамках одной очереди, это имущество распределяется между кредиторами пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законодательством. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества, считаются погашенными (ст. 62 ГК). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет заключительный ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества или органом, принявшим решение о ликвидации. Оставшееся после ликвидации имущество передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законодательство.

Юридич. лицо считается ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра (п. 21 Положения о ликвидации).

 

8. Экономическая несостоятельность (банкротство) субъектов хозяйствования.

Понятие и источники правового регулирования экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования. Основания для признания должника экономически несостоятельным (банкротом). Защитный период, конкурсное производство. Рассмотрение дела о банкротстве.

 

Правовые источники:

· Указ Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»

· Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. (c последующими изменениями и дополнениями)

· Ст.61 ГК

 

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства) (п.1.4 Указа № 508).

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации) (п.1.4 Указа № 508).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности – ликвидацию (п. 1 ст. 61 ГК).

Таким образом, могут быть признаны банкротами (эк. несостоятельными):

· коммерч. организации, кроме казенных предприятий (ст. 61 ГК), естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности (п. 1. 3 Указа № 508)

· некоммерч. организ. в форме потребит. кооператива, благотворит. либо иного фонда

· индивид. предприниматели

Рассмотрение дел о банкротстве

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также иными законодательными актами в порядке, установленном настоящим Законом (ст. 5 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г.)

Согласно ст.6 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве) правом на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор (в том числе представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений), прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные на то государственные органы, а также юридические и физические лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством (далее - уполномоченный орган).

 

Статья 7 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»:

«Основные условия для подачи заявления должника

Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве (далее - заявление должника) является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.

Должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Должник - юридическое лицо подает в хозяйственный суд заявление должника на основании решения органа (лиц), уполномоченного (уполномоченных) в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, или на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, если иное не предусмотрено настоящим Законом».

Дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – заявление должника) является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85 (п. 1.12 Указа № 508).

Согласно п. 1.11. Указа Президента № 508 основаниями для подачи заявления кредитора о признании должника экономически несостоятельным (банкротом) (далее – заявление кредитора) являются в совокупности:

наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, – в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных в части первой настоящего подпункта оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в хозяйственный суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.

Собрание кредиторов – состоит из конкурсных кредитов, в обязанности которого входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника.

Комитет кредиторов – постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства.

Также в делах о банкротстве участвуют:

· Антикризисный управляющий (временный управляющий);

· налоговые и иные уполномоченные органы;

· местный исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения должника;

· прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению;

· орган государственного управления по делам о банкротстве и т.д.

· иные лица в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, т.е. его деятельность связана с защитным периодом. Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства.

Основными задачами управляющего являются: восстановление платежеспособности должника; обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работников организации), а также кредиторов и иных лиц; урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов; максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности; содействие производству по делу о банкротстве.

Процедуры банкротства:

• защитный период;

• конкурсное производство;

• мировое соглашение;

при рассмотрении дела о банкротстве индивидуального предпринимателя отсутствует защитный период.

Защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления. Если досудебное оздоровление не завершено до возбуждения дела о банкротстве, перечень необходимых мер по восстановлению платежеспособности должника, предлагаемых собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, государственными органами и организациями, включается в план завершения досудебного оздоровления в защитном периоде, который утверждается хозяйственным судом (п.1.16 Указа № 508 от 12 ноября 2003г.).

На основании проведенного анализа финансового состояния должника и представленного отчета временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства и проводит подготовку дела к судебному разбирательству. Конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника и освобождения его от долгов. Следовательно, конкурсное производство состоит из санации и ликвидационного производства.

Санация - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки. Для восстановления платежеспособности должника законодательством предусматриваются следующие способы:

- ликвидация дебиторской задолженности;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника;

- предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

- перепрофилирование производства;

- закрытия нерентабельных производств;

- продажа части имущества должника;

- уступка требования должника;

- предоставление должнику в установленном порядке дотаций и субсидий;

- продажа предприятия должника и т.д.

Хозяйственный суд, принявший решение о признании юридического лица банкротом или о ликвидации юридического лица, устанавливает порядок и сроки проведения ликвидации. Процедуру ликвидационного производства можно подразделить на два этапа: первый из них включает формирование имущества банкрота, продажу имущества банкрота, выявление требований кредиторов, подлежащих удовлетворению; второй состоит из раздела имущества банкрота между кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства. Управляющий представляет сведения о завершении ликвидационного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Под мировым соглашением понимается соглашение между должником и кредиторами об уплате долгов, которым предусматривается освобождение должника от долгов, или их уменьшение.

 

9. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования.

Понятие и виды имуществасубъектов хозяйствования. Правовой режим уставного фонда коммерческих организаций.

 

Источники формирования имущественной базы субъектов хоз-я:

· Прибыль

· Вклады учредителей (участников) в уставный фонд (далее – УФ)

· Госуд. субсидии

· Кредиты

· Другие

Статья 47-1 ГК: «Уставный фонд коммерческой организации

1. При создании коммерческой организации формируется уставный фонд этой организации в порядке, установленном законодательством. Коммерческая организация самостоятельно определяет размер уставного фонда, за исключением коммерческих организаций, для которых законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.

2. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.

Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд коммерческой организации подлежит экспертизе достоверности такой оценки в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Законодательными актами могут быть установлены и иные ограничения в отношении имущества, вносимого в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации.

3. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости ее чистых активов. В случае уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда такая организация подлежит ликвидации в установленном порядке».

Согласно п. 7 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16. 01. 2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением коммерческих организаций, указанных в части второй настоящего пункта, а также коммерческих организаций, для которых с учетом пункта 2 Положения соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается в сумме, эквивалентной:

100 базовым величинам, – для закрытых акционерных обществ;

400 базовым величинам, – для открытых акционерных обществ.

Минимальные размеры уставных фондов, указанные в части второй настоящего пункта, определяются в белорусских рублях исходя из размера базовой величины, установленного на день, в который устав (изменения и (или) дополнения, связанные с изменением размера уставного фонда) представляется в регистрирующий орган.

Требования к определению размера и срокам формирования уставного фонда коммерческих организаций с иностранными инвестициями устанавливаются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

 

Состав имущества суб. хоз-я:

· вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

· вещные права (право собственности (ст. 210 ГК), право хоз. ведения (ст. 217ГК, ст. 276 ГК), право оперативного управления (ст. 217 ГК, ст. 277 ГК)

 

Вещи:

· Движимые, недвижимые (ст.130 ГК)

· Делимые, неделимые (ст. 133 ГК)

· Главная вещь и принадлежность (ст. 135 ГК)

 

Деньги (валюта):

· Ст. 141, 142 ГК

· Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22.07.2003 г. (c последующими изменениями и дополнениями)

Статья 141 ГК: « Деньги (валюта)

1. Белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь.

Платежи на территории Республики Беларусь осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

2. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь определяются законодательством.

Статья 142. Валютные ценности

Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законодательством.

Право собственности на валютные ценности защищается в Республике Беларусь на общих основаниях».

 

 

Ценные бумаги:

· (ст. 143-150 ГК)

· Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12.03.1992 г. (c последующими изменениями и дополнениями)

«Статья 143. Ценная бумага

1. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

2. В случаях, предусмотренных законодательством или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютерном).

Статья 144. Виды ценных бумаг

К ценным бумагам относятся

· Государственная облигация

· облигация,

· вексель,

· чек,

· банковская сберегательная книжка на предъявителя,

· коносамент,

· акция,

· приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Ценные бумаги могут быть эмиссионными и неэмиссионными.

Эмиссионными ценными бумагами являются облигации, акции и другие ценные бумаги, отнесенные к таковым законодательством.

К отношениям, связанным с простыми и переводными векселями, настоящий Кодекс применяется в части, не урегулированной нормами законодательных актов об обращении простых и переводных векселей.

Статья 145. Требования к ценной бумаге

1. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законодательством или в установленном им порядке.

2. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.

Статья 146. Субъекты прав, удостоверенных ценной бумагой

1. Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:

1) предъявителю ценной бумаги (ценная бумага на предъявителя);

2) названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага);

3) названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

2. Законодательными актами может быть исключена возможность выпуска ценных бумаг определенного вида в качестве именных, либо (и) в качестве ордерных, либо (и) в качестве бумаг на предъявителя.

Статья 147. Передача прав, удостоверенных ценной бумагой

1. Для передачи другому лицу прав, удостоверенных ценной бумагой на предъявителя, достаточно вручения ценной бумаги этому лицу.

2. Права, удостоверенные именной ценной бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований (цессии). В соответствии со статьей 361 настоящего Кодекса лицо, передающее права, удостоверенные ценной бумагой, несет ответственность за недействительность соответствующего требования, но не за его неисполнение.

3. Права, удостоверенные ордерной ценной бумагой, передаются путем совершения на этой бумаге передаточной надписи – индоссамента. Индоссант несет ответственность не только за существование права, но и за его осуществление.

Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права, удостоверенные ценной бумагой, на лицо, которому или приказу которого передаются права, удостоверенные ценной бумагой, – индоссата. Индоссамент может быть бланковым (без указания лица, которому должно быть произведено исполнение) или ордерным (с указанием лица, которому или по приказу которого должно быть произведено исполнение).

Индоссамент может быть ограничен только поручением осуществлять права, удостоверенные ценной бумагой, без передачи этих прав индоссату (препоручительный индоссамент). В этом случае индоссат выступает в качестве представителя».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.