Сделай Сам Свою Работу на 5

Запуск программы на выполнение

I. Алфавит языка

Алфавит языка – это совокупность допустимых в языке символов (или групп символов, рассматриваемых как единое целое).

В языке Turbo Pascal все компоненты формируются из множества символов стандарта ASCII.

Элементы алфавита можно условно разбить на четыре группы:

  • Буквы: A,B,C,...,Z, a,b,c,...z;
  • Цифры: 0,1,2,…,9и шестнадцатиричные цифры: 0,1,2,..,A,B,C,D,E,F;
  • Специальные символы: +, -, *, /, =, <, >, [ ], :, @, { }, $, #, Ù;
  • Комбинации символов: < >, <=, >=, :=, .. , (* *), (. .)

 

идентификаторы– имена, используемые для обозначения программ, переменных и постоянных величин, различных процедур, функций , объектов.

Для обозначения типов данных, констант, процедур, функций служат стандартные идентификаторы: integer, Sin, Cos, Ln, Sgr, Sgrt, Read, Readln ,Write, Writeln.

В этом примере стандартный идентификатор Sin вызывает функцию, вычисляющую синус заданного угла, Read, Readln вызывает процедуру, организующую ввод данных, Write, Writeln вызывает процедуру, организующую вывод данных.

Разделители используются для отделения друг от друга идентификаторов, чисел, зарезервированных слов. В качестве разделителей можно использовать:

· Пробел;

· Любой управляющий символ (коды от 0 до 31), включая символ возврата каретки (код13);

· Комментарий. Комментарии заключаются в скобки { }, либо в скобки вида (* *) и могут занимать любое число строк.

При написании программ применяются следующие специальные символы:

+ плюс

, запятая

. точка

- минус

* умножить

/ деление

div деление целых чисел

mod остаток от деления целых чисел

 

Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

:= присваивание

<= меньше или равно

<> не равно

>= больше или равно

..диапазон значений

(..) альтернатива [ ]

(* *) альтернатива { }

В программе эти пары символов нельзя разделять пробелами, если они используются как знаки операций отношения или ограничители комментария.

 

II. Типы данных в TURBO PASCAL

Любая программа обрабатывает какие-либо данные. В практике встречаются различные типы данных: целые и дробные числа, символы, строки, массивы, множества и т.д.



Тип данных – это множество значений, которые может принимать переменная, и совокупность действий, которые можно выполнять с этими значениями.

Для описания каждого типа данных существует свой стандартный идентификатор: для целых числовых данных – integer, для вещественных (дробных) - real, для символьных – char, для строковых –string и т.д.

Данные целочисленных типов могут быть представлены как в десятичной, так и в шестнадцатеричной системе. Если число представлено в шестнадцатеричной системе, перед ним без пробела ставится знак $.

В десятичной системе числа могут записываться двумя способами: с фиксированной и с плавающей запятой.

Пример:

Целое десятичное число

$1FF -шестнадцатеричное число

Вещественное число

-12.9 -отрицательное вещественное число

Вещественные десятичные числа в форме с плавающей точкой представлены в экспоненциальном виде: mE+p, где m- мантисса (целое или дробное число с десятичной точкой), E означает десять в степени, p - порядок (целое число).

Пример:

5.18Е+02=5.18*102=518

10Е - 03=10*10-3=0.01

Пользователь может разрабатывать собственные типы данных и давать им произвольные имена.

 

III. Константы и переменные

Константы – это данные, не изменяющие своего значения до завершения работы программы, описываются зарезервированным словом CONST, за которым идет список имен констант, и каждой константе с помощью символа «=» присваивается конкретное значение:

Пример:

CONST PI=3.14;

E=2.71;

R=’МИР’;

Переменныеэто данные, которые могут менять свое значение в процессе выполнения программы. Для их описания используется зарезервированное слово VAR, за которым следуют имена переменных и через двоеточие их тип.

Пример:

VAR A, B: integer; {A и B –целые переменные}

C: real;{C – вещественная переменная}

 

IV. Программы

Переменные и константы всех типов используются в выражениях. Выражение задает порядок выполнения действий над элементами данных и состоит из операндов (констант, переменных, обращений к функциям), круглых скобок и знаков операции. Операции определяют действия, которые надо выполнить над операндами.

Программа – это совокупность операций решения какой–либо задачи, записанных в соответствие алгоритму с помощью зарезервированных слов языка программирования.

По определению стандартного Pascal программа состоит из:

· заголовка программы

· тела программы (блока), за которым следует точка – признак конца программы.

В свою очередь, блок (тело программы) содержит:

· раздел описаний;

· раздел операторов.

Заголовок программы состоит из служебного слова Program, имени программы, образованного по правилам использования идентификаторов Pascal, и точки с запятой.

Раздел описаний включает следующие подразделы:

· раздел описания меток;

· раздел описаний констант;

· раздел описания типов;

· раздел описания переменных;

· раздел описания подпрограмм.

В языке Turbo Pascal должны быть описаны все переменные, типы, константы, которые будут использоваться программой. Более подробно структуру программы на языке Turbo Pascal можно представить следующим образом:

Program<имя программы>;

Label<раздел меток>;

Const <раздел констант>;

Type <раздел типов>;

Var <раздел переменных>;

Procedure (Function) <раздел подпрограмм>;

Begin

<раздел операторов>

End.

 

Раздел операторов имеется в любой программе и является основным. Предшествующие разделы носят характер описаний и не все обязательно присутствуют в каждой программе.

В Turbo Pascal, в отличие от стандарта, возможно следующее:

· отсутствие заголовка программы;

· разделы Const, Type, Var, Label могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз.

Тело программы начинается со слова begin, затем следуют операторы языка Pascal, реализующие алгоритм решаемой задачи. Операторы в языке Pascal отделяются друг от друга точкой с запятой и могут располагаться в одну строчку или начинаться с новой строки. Назначение символа «;» - отделение операторов друг от друга. Тело программы заканчивается служебным словом end.

Контрольные вопросы:

1. Для чего используется указания типа данных величины?

2. Как описываются тип величины в языке Паскаль?

3. Чем отличаются вещественные числа от целых?

4. Какие числа представлены в форме с плавающей точкой:

5. 165, 10.3Е+02, 1234.678, 3789, 5.7Е+0.2, 63.9Е - 04

6. Из каких разделов состоит программа на языке Паскаль?

7. С какого слова начинается исполнительный блок программы?

8. Каким символом должна заканчиваться программа?

9. Чем отличаются переменные от констант?


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С СИСТЕМОЙ TURBO PASCAL

 

Цель работы Овладеть навыками работы в интегрированной среде TURBO PASCAL 7.0: уметь запускать программу на выполнение, просматривать результаты программы в окне пользователя. Овладеть техникой составления программы, компиляции программы и записи её на диск под заданным именем.

 

Задачи работыНаучиться первоначальным навыкам работы в TURBO PASCAL 7.0.

Обеспечивающие средства Сборник описаний практических работ, персональный компьютер, конспект лекций.

 

Задание Запустить управляющую среду TURBO PASCAL 7.0. Составить программы, используя предложенные задания, отладить их и сохранить.

 

Требования к отчету Итоги практической работы представить в виде блок-схемы алгоритма и текста программы, привести значения исходных данных и значения полученных результатов (при необходимости вывести на печать).

 

Технология работы

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, необходимым для выполнения работы:

Для запуска интегрированной среды программирования TURBO PASCAL 7.0нужно установить на диске С: каталог TP и ввести команду turbo.exe.

С:\ТР\turbo.exe

После запуска программы на экране отображаются три видимых компонента интегрированной среды программирования: полоса меню в верхней части(1), область редактирования в центре(2) и строка статуса внизу(3).

1

2 3

Полоса меню и подменю. Полоса меню и подменю является основным доступом ко всем командам меню. Для активизации выбора команды меню необходимо нажать клавишу F10. Чтобы выбрать меню, которое хотите просмотреть, используйте клавиши со стрелками, затем нажмите Enter. Чтобы прервать действие нажмите клавишуEsc.

В поле редактирования набирается текст вводимой программы. При наборе текста программы используются следующие клавиши:

Enter(¿) – перевод курсора на новую строку;

(Backspace) –удаление символа перед курсором;

Delete –удаление символа над курсором;

Ctrl+Y – удаляет всю строку, на которой расположен курсор;

Home –перевод курсора в начало строки;

End –перевод курсора в конец строки;

Page Up– на страницу вверх;

Page Down– на страницу вниз;

Ctrl+Page Up – в начало текста;

Ctrl+Page Down – в конец строки;

Tab –отступ строки на шаг табуляции;

­®¯ -стрелки перемещения курсора по тексту.

При подготовке текстов программ часто возникает необходимость перенести фрагмент текста в другое место или удалить его. Для такого рода операций удобно использовать блоки – фрагменты текста, рассматриваемые как единое целое. В каждый момент в оболочке может быть объявлен только один блок в одном окне редактора. Сочетания клавиш, предназначенные для работы с блоком, таковы:

Ctrl+K+B – пометить начало блока;

Ctrl+K+K – пометить конец блока;

Ctrl+K+T – пометить в качестве блока слово слева от курсора;

Ctrl+K+Y –стереть блок;

Ctrl+K+C –копировать блок в позицию, где находится курсор;

Ctrl+K+V – переместить блок в позицию, где находится курсор;

Ctrl+K+W – записать блок в файл;

Ctrl+K+R – прочитать блок из файла;

Ctrl+K+P – напечатать блок;

Ctrl+K+H– снять пометку блока (повторное использование этих клавиш вновь выделит блок).

 

Строка статуса. В строке статуса обозначено назначение оперативных клавиш, действующих в данный мо­мент. Для того чтобы увидеть, как работают другие комбинации кла­виш, нажмите Altи подержите ее в нажатом положении несколько се­кунд: строка статуса изменится, и вы увидите назна­чение комбинаций Alt с другими клавишами.

Запуск программы на выполнение

Нажмите Ctrl +F9.

При этом будет произведена компиляция программы т. е. проверка правильности набора и использования операторов. Если текст ввели правильно, то на экран будет выведено сообщение об успешности компиляции "Compile successful" и программа запустится на выполнение. Если появится красная надпись, следовательно, в программе есть ошибки. Курсор будет находиться в месте предполагаемой ошибки. Проверьте и исправьте ошибку, затем повторите запуск.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.