Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика детей 5-6 лет

 

В 5-6 лет у дошкольников активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) сотрудничество предполагает обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведения спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учёта интересов партнёров.

Главное, благодаря технологии сотрудничества, у ребёнка формируются навыки:

· умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

· умение принимать участие в коллективных делах и играх;

· умение уважительно относиться к окружающим людям;

· умение принимать и оказывать помощь.

На занятиях дети обучаются умениям межличностного общения, преодолевают застенчивость и нерешительность, развивают навыки сотрудничества, воспитывают доброжелательные отношения друг к другу, приходят к совместному результату.

Сотрудничество ребенка со сверстниками это необходимый фактор первичной социализации ребенка; существенное условие полноценного формирования личности. Сотрудничество приводит к достижению общих целей и результатов, к решению участниками значимой для них задачи.

Формы сотрудничества

Современные авторы выделяют следующие формы сотрудничества:

1.совместно-индивидуальная;

2.совместно-последовательная;

3.совместно-взаимодействующая.

 

3. Этапы сотрудничества 1 этап · Формирование предпосылок навыков сотрудничества в совместно-индивидуальной деятельности. 2 этап · Формирование навыков сотрудничества в совместно-последовательной деятельности. 3 этап · Формирование навыков сотрудничества в совместно-взаимодействующей деятельности. 3.1 Совместно-индивидуальная деятельность · контакты детей ограничены · наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников · взаимосвязь «цель - результат» · осознание значимости совместного целепринятия · получение качественного результата Задачи I этапа: · учить принимать цель, стремиться к ее достижению; · учить ставить собственные цели, стремиться к их достижению; · знакомить со способами объединения в пары; · учить работать на общей территории; · знакомить со способами распределения материала; · в процессе изобразительной деятельности создавать ситуации успеха; · вызвать удовольствие от получения общего результата; · вызвать интерес к технологии сотрудничества и желание развивать свой творческий потенциал; · воспитывать доброжелательность, вежливость, навыки взаимопомощи, уважение друг к другу, эмоциональную отзывчивость, привычку следовать правилам договорённости. Технология I этапа Условия · работу организовывать только на знакомом материале, которым ребенок овладел на уровне самостоятельности · лучше, если это будут продуктивные виды деятельности Особенности объединения · объединение происходит по симпатиям · обращать внимание на взаимодействие между детьми в процессе приглашения к работе: какие слова сказать, как посмотреть, как привлечь к себе внимание · по степени участия в совместной деятельности ребята могут выступать неформальными лидерами, генераторами идей, исполнителями Условия организации деятельности · место для объединения · место для деятельности Приемы обучения договариванию · образец договаривания между взрослым и ребёнком; между ребёнком и ребенком · речевой образец: «Спроси: «ты что хочешь делать?» · оказание практической помощи · показ образцов деятельности, · словесные указания, · советы. Оценка результатов · обращать внимание на то, как важно быть справедливым, доброжелательным · восхищаться результатом деятельности · акцентировать внимание на совместные усилия детей 3.2 Совместно-последовательная деятельность · наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников · индивидуальная работа ребёнка над элементом - часть общего изделия · последовательное выполнение действий участниками · результат действия, выполненного одним участником, становится предметом дальнейшей деятельности другого · регуляция взаимодействия между участниками (по типу «конвейера») · распределение функций между всеми участниками подгруппы Задачи II этапа: · учить участвовать в постановке цели совместно со взрослым; · продолжать учить ставить собственные цели и выполнять их; · учить способам «случайного» объединения; · учить работать втроем на общей территории; · формировать умение договариваться о распределении функций, материала; · учить видеть затруднения партнера; · продолжать формировать удовлетворенность от совместного труда; · воспитывать доброжелательность, вежливость, навыки взаимопомощи, уважение друг к другу, эмоциональную отзывчивость, привычку следовать правилам договорённости. Технология II этапа Целеполагание · В постановке цели участвуют дети · Использовать продуктивные виды деятельности Особенности объединения · по случайному признаку · по заданному параметру · по интересам · по степени участия в совместной деятельности ребята могут выступать неформальными лидерами, генераторами идей, исполнителями Приемы обучения · вопросы на осознанность действий · образец поведения взрослого · проигрывание сценок · положительный пример других детей · положительная оценка конкретного ребенка в присутствии других детей · обращение сразу ко всем участникам общего дела · рассказ об успешном взаимодействии Оценка результатов · подчеркивается необходимость совместной деятельности для достижения результата · обращается внимание на пути достижения результата · при неудачах обговариваются их причины 3.3 Совместно-ваимодействующая деятельность Этот этап сотрудничества является наиболее сложным в организации коллективной деятельности детей. Сложность заключается в том, что эта форма организации предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Эту форму называют формой сотрудничества или сотворчества. Сотрудничество как форма организации коллективной деятельности на занятии требует от педагогов определённых организаторских способностей, а от детей – умения общаться в процессе восприятия и в практической деятельности. Такая форма коллективной деятельности требует от каждого ребёнка определённого опыта общения: умения сотрудничать, уважать чужую инициативу, защищать собственные идеи в процессе согласования вопросов содержания и формы, использования материалов и техники исполнения композиции, объективно оценивать результаты совместного творчества. · наличие определенного опыта совместной работы; · освоение планирования, координации и оценки промежуточного и итогового результатов. Задачи III этапа: · продолжать учить ставить общую цель, планировать предстоящую деятельность; · учить объединяться в микрогруппы по 4-6 человек разными способами, в том числе по деловым качествам; · учить искать новые способы решения задачи или использовать знакомые способы при действии с незнакомым материалом; · знакомить с новыми способами распределения ролей, функций, материала; · развивать способность контролировать промежуточные и итоговые результаты; · формировать чувство ответственности за коллективный результат; · воспитывать доброжелательность, вежливость, навыки взаимопомощи, уважение друг к другу, эмоциональную отзывчивость, привычку следовать правилам договорённости. Технология III этапа Целеполагание · самостоятельное определение цели деятельности Особенности объединения · развивающие задания · случайный признак · по деловым качествам · по степени участия в совместной деятельности ребята могут выступать неформальными лидерами, генераторами идей, исполнителями Приемы обучения · совместное планирование воспитателя и детей · фиксация этапов деятельности с помощью условных обозначений · позиция невмешательства · смещение внимания со взрослого на сверстников Оценка результатов · обсуждение причин неудач, нарушения процесса деятельности, недобросовестность участников, несогласованность действий, отсутствие совместного планирования и пр. · обсуждение достижений   В сентябре 2015 года мною была проведена диагностика навыков сотрудничества детей. Диагностика проводилась в форме наблюдения, по следующим критериям (предложенным Е.А.Фадеевой): 1. Принимает задачу сотрудничества 2. Принимает функции лидера 3. Принимает функции исполнителя 4. В процессе деятельности общается с другими 5. Умеет распределять обязанности 6. Достигает результата деятельности Были получены следующие результаты: 20% показали высокий уровень, 30 % показали средний уровень, 50% показали низкий уровень. Основные затруднения дети испытывали: 1. Не могли распределить обязанности внутри подгруппы. 2. 3 человека брали на себя роль лидера, но не справлялись с его функциями. 3. Не общались между собой в подгруппе в процессе занятия. 4. В результате продукт деятельности был низкого качества. По результатам диагностирования была организована работа, направленная на формирование навыков сотрудничества у детей. Использовалась изобразительная деятельность.    

 



 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.