Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика преступности несовершеннолетних.





 

Преступность несовершеннолетних представляет собой совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Она развивается под воздействием тех же факторов, что и преступность в целом.

Значительная часть преступлений несовершеннолетних рассматривается окружающими как проявление возрастной незрелости, озорства. Поэтому о многих из них не сообщается в правоохранительные органы, и это увеличивает латентность.

Для структуры преступности несовершеннолетних характерны следующие черты:

- Доля тяжких насильственных и корыстно-насильственных преступлений несовершеннолетних составляет менее 10 % и относительно стабильна;

- возрастает распространенность организованных форм;

- преобладают кражи и грабежи, хулиганство.

Регистрируемая преступность несовершеннолетних в городах и сельской местности примерно соответствует распределению городского и сельского несовершеннолетнего населения. До 70-80 % преступлений совершается вблизи места жительства, учебы, в том числе непосредственно в образовательных учреждениях и общежитиях.

Доля уголовно-правового рецидива в структуре преступности несовершеннолетних ниже, чем среди взрослых. По экспертным оценкам, высок реальный уровень повторного совершения преступлений после применения к несовершеннолетним мер, заменяющих уголовное наказание.




41. Особенности личности несовершеннолетнего преступника.

 

Применяя общую типологию личности преступников, можно выделить четыре основных типа несовершеннолетних, совершивших преступления в результате:

- случайного стечения обстоятельств, легкомыслия и неподготовленности к сопротивлению ситуации, вопреки общей положительной направленности личности;

- попадания в соответствующую ситуацию из-за неустойчивости общей направленности личности;

- преобладающей отрицательной направленности личности, не достигшей, однако, уровня устойчивого предпочтения преступного поведения другим вариантам;

- антиобщественной направленности личности.

Дляэмоционально-волевой сферы несовершеннолетних преступников характерны ослабление чувства стыда, несдержанность, грубость и жестокость, лживость и несамокритичность. Значительное ослабление волевых качеств отмечается в 15-25 % случаев.



Нервно-психические расстройства у несовершеннолетних, совершивших преступления, встречаются в 3-6 раз чаще, чем у их правопослушных сверстников. Данные расстройства — это обычно не тяжелые и стойкие заболевания, а психопатические черты или остаточные явления после травм.

Для несовершеннолетних преступников характернысущественные искажения нравственного и правового сознания:

- толкование долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности;

- ориентация на получение сиюминутного удовольствия;

- равнодушие к переживаниям и страданиям других людей; стремление самоутвердиться за счет более слабых;

- Законодательные запреты рассматриваются как формальные;

- социальная роль закона игнорируется, он противопоставляется целесообразности, а групповые нормы — нормам закона;

- искажено понимание дозволенного и недозволенного поведения;

- формируется враждебно-недоверчивое отношение к правоохранительным органам;

- распространена убежденность в возможности избежать наказания за содеянное и т. д.

Удельный вес лицмужского пола среди несовершеннолетних преступников составляет 90-95 %. Доля несовершеннолетнихдевушек, совершающих преступления, — 5-10 %.

Культурно-образовательный уровень большинства несовершеннолетних преступников существенно ниже по сравнению со сверстниками. Значительна доля неуспевающих, а также лиц, оставивших школу. В 2000 г. в России структура контингента несовершеннолетних преступников была следующей: неработающие и неучащиеся — 50 %; учащиеся школ и других образовательных учреждений — 40 %; работающие — 13 %.




42. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

 

Российский криминолог Г. М. Миньковский, выделяют следующиекриминогенные обстоятельства, которые играют решающую роль в формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления:

- отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков.

- отсутствие (временное или длящееся) у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений — краж, хулиганства и т. д.;

- отрицательные влияния в ближайшем окружении — бытовом, учебном и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.;

- подстрекательство со стороны взрослых преступников, которое имеет место в 30 % случаев. Оно нередко связано с предварительным вовлечением в пьянство, азартные игры, другие формы допреступного антиобщественного поведения в сочетании с пропагандой «преимуществ» жизни преступников;

- длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вхождение в преступную группу;

- проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентаииями нашего общества (культ силы, жестокости, культ наркотиков и т. д.).

Формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуютсоциальные факторы:

- безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних. Она отмечается в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних;

- безнадзорность несовершеннолетних-потерпевших, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений;

- низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода и т. д.);

- распад системы трудоустройства подростков;

- отсутствие достаточной сети клубных учреждений для подростков;

- увеличение доли детей и подростков с отставанием в интеллектуальном и волевом развитии.


43. Общие и специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних.

 

В числесубъектов профилактики преступности и преступлений несовершеннолетних можно выделить:

- органы государственной власти и муниципальные органы, обеспечивающие программирование, планирование, правовое регулирование и ресурсы этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

- институты социального воспитания — семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие во взаимодействии и в пределах компетенции профилактику возникновения искаженной позиции личности детей и подростков, коррекцию возникших криминогенных искажений, если они устранимы педагогическими и иными воспитательными средствами;

- органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях.

Система предупреждения преступности несовершеннолетних состоит из ранней профилактики, непосредственной профилактики, профилактики предпреступного поведения и профилактики рецидива.

Эти этапы профилактики направлены на то, чтобы:

- оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении таких лиц (этап ранней профилактики);

- Не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера (этап непосредственной профилактики);

- не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем (этап профилактики предпреступного поведения);

- предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления (профилактика рецидива).

Меры раннего предупреждения имеют своим содержанием:

- предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи, поддержки, защиты в различных формах, своевременных для их восстановления;

- устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних;

- корректировку неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализацию условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп.

Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям и он начал их совершать.

На данной стадии также осуществляются нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно увеличивается воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости меры правового характера.

Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка (кражи, выпивки, азартные игры т. д.), а также ведут работу по исправлению самих этих лиц.

Меры в отношении несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях непреступного характера,включают:

- постановку на учет в органах, осуществляющих профилактику преступлений несовершеннолетних, длящуюся воспитательную работу и контроль;

общественное воздействие;

- устройство в спортивно-трудовые лагеря, отряды и клубы;

гражданско-правовые меры (взыскание ущерба).

Следующий этап профилактики образуют меры в отношении несовершеннолетних, которых можно рассматривать как находящихся в силу развития криминогенной мотивации на грани совершения преступления. Здесь используются меры, реализуемые в процессе каждодневного, интенсивного и демонстративного контроля за поведением, связями и времяпрепровождением несовершеннолетнего. Эти меры имеют задачу — удержать от перехода на преступный путь.

Меры предупреждения рецидива включают:

- деятельность специализированных подразделений по делам несовершеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними;

- использование воспитательно-профилактического воздействия судопроизводства;

своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков;

правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению;

- трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением.


44. Общая характеристика насильственной преступности.

 

Насильственная преступность — совокупность преступлений, совершенных с применением физической силы либо с угрозой применения таковой, имеющих основной непосредственной целью лишение человека жизни либо причинение вреда его здоровью, физической свободе, телесной (в том числе половой) неприкосновенности против его воли, а также совокупность лиц, совершивших насильственные преступления за определенный период на определенной территории.

В общем объеме преступности они составляют 4-6%: умышленные убийства (около 15%), умышленные причинения тяжкого вреда здоровью (свыше 27%), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (около 37%), умышленные причинения средней тяжести вреда здоровью (свыше 16%), изнасилования (около 4%).

Основным признаком, объединяющим отдельные противоправные деяния в насильственные преступления, является физическое или психическое насилие над личностью или угроза его применения. Причем насилие при совершении этих преступлений является элементом мотивации, а не просто средством достижения криминальной цели.

Насильственные преступления по степени общественной опасности и тяжести причиняемых последствий превосходят другие криминальные проявления. Они наносят непоправимый ущерб обществу. Ежегодно потерпевшими от них становятся сотни тысяч людей. Лица, совершающие такие преступления, распространяют стереотип агрессивно-насильственного поведения в бытовой и досуговой микросреде. Эти криминальные деяния наиболее осуждаемы с точки зрения общечеловеческой морали.

Круг насильственных преступлений весьма разнообразен (УК РФ включает 55 статей, предусматривающих ответственность за совершение преступлений, связанных с насилием). Обычно внимание акцентируется на наиболее опасных проявлениях насилия — насильственных преступлениях против личности. К ним относятся преступные деяния, объектом которых является именно и только человек: убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, изнасилование и т.п. Когда же речь идет о похищении человека, разбое, захвате заложника и т.п., то имеется в виду, что их совершение соединено с насилием, которое, как правило, используется лишь в качестве средства достижения какой-либо цели, в основном материальной (например, завладение собственностью).

Рассмотрениехулиганства в одной группе с насильственными преступлениями связано с общностью или близостью их причин, способов этих преступлений, конкретных ситуаций, личностных качеств преступников. Существенно также, что многие насильственные преступления совершаются из хулиганских побуждений.

Растет число убийств, сопряженных с изнасилованием. Эти преступления свидетельствуют об особой эгоцентрической направленности личности виновных, их аморализме, крайней жестокости. Нередки случаи совершения таких деяний преступниками-садистами. Основным мотивом совершения рассматриваемых преступлений является стремление к удовлетворению половой страсти в грубой животной форме.

Отмечается увеличение доли преступников, имеющих патологические отклонения в психике, не исключающие вменяемости (дебильность, органические заболевания центральной нервной системы, психопатии, сексуальные отклонения). Во многом это связано с процессами алкоголизации и наркотизации населения.

Правоохранительным органам чаще приходится сталкиваться с организованными группами и сообществами преступников, осуществляющими тяжкие посягательства на личность при совершении разбойных нападений, бандитизма, вымогательства. Характерными чертами таких групп являются: сравнительно продолжительное время действия, профессионализм, наличие опытных организаторов, вооруженность, тщательное планирование криминальных акций, изощренность способов их совершения, конспиративность и т. д.


45. Особенности личности преступника, совершающего насильственные преступления.

 

Выделяетсятри основных типа насильственных преступников по характеру их антиобщественной направленности.

К первому типу относятся преступники с четко и устойчиво выраженной агрессивно-насильственной антиобщественной направленностью. Это лица, ориентированные на поведение, опасное для жизни, здоровья и достоинства других граждан. Для них характерны негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности и ее важнейшим благам, убежденность в допустимости насильственных средств разрешения возникающих конфликтов. Такой поведенческий стереотип — результат глубокой деформации их личности, специфический продукт эгоцентрической жизненной направленности. В числе осужденных за рассматриваемые преступления лица данного типа составляют 45-55 %.

Ко второму типу насильственных преступников относятся лица, характеризуемые в целом отрицательно, допускавшие и ранее различные правонарушения, но направленность которых на совершение посягательств против личности явно не выражена. Совершение насильственного преступления становится средством достижения особо значимых для них целей, способом завладения определенным благом. В общем числе осужденных за рассматриваемые преступления этих лиц около 20 %.

К третьему типу следует отнести ситуационных, случайных преступников, которые до преступления были характеризованы положительно либо нейтрально, а само насильственное посягательство совершили впервые под воздействием неблагоприятной внешней ситуации. В их поведении отсутствуют признаки, свойственные представителям двух предыдущих типов. Они применяют насилие в качестве реакции на сложившуюся ситуацию. Среди осужденных такие лица составляют около 30 %.

Большинство лиц, совершающих насильственные преступления и хулиганские действия,— мужчины (90-93 %). Это объясняется социальными ролями, характерными для мужчин и женщин, психофизическими особенностями полов. Для досугового поведения мужчин более типичны случайные компании, злоупотребление алкоголем, часто создающее конфликтные ситуации, перерастающие в потасовки. Существуют различия в мотивации насильственных преступлений, совершаемых мужчинами и женщинами. У последних преобладают мотивы ревности, мести, зависти, стремления избавиться от потерпевшего и т. п. Многие насильственные преступления совершаются женщинами на почве виктимного поведения потерпевшего. В последние годы регистрируется возрастание доли женщин при совершении таких преступлений, как убийства из хулиганских или корыстных побуждений, в ходе разбойных нападений и т. п., рост совершаемых ими преступлений с особой жестокостью.

Основной контингент насильственных преступников и хулиганов составляют лица молодого и среднего возраста (до 40 лет).

Наиболее высокая криминальная активность характерна для представителей возрастной группы 25-29 лет. Последующие места по степени криминальной активности занимают возрастные группы 18-24 года, 30-39, 16-17 лет.

По сравнению со взрослыми подростки и молодежь, как правило, обладают менее развитой волей, повышенной восприимчивостью к негативным влияниям, импульсивностью, внушаемостью, они легче поддаются вредному влиянию со стороны антиобщественных элементов, в том числе в форме подражания, подстрекательства, вовлечения и т. д.

По образовательному уровню:

- 70 % имеют среднее общее образование;

- 15 % имеют среднее профессиональное образование;

- 2 % имеют высшее профессиональное образование.


46. Причины и условия совершения насильственных преступлений.

 

Причины (на лекции):

- пороки семейного воспитания;

- пороки школьного воспитания;

- неразвитость сфер досуга;

- алкоголизация, наркотизация населения;

- общая деградация;

- негативная роль СМИ;

- неэффективное функционирование правоохранительной системы;

- неспособность государства поставить под контроль незаконный оборот оружия;

 

Российские криминологи в качествепричин и условий (криминогенных детерминант) умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и хулиганства рассматривают:

- утрату личной перспективы, неблагоприятные материальные и жилищные условия, провоцирующие на агрессивные действия;

- повышенную распространенность среди отдельных групп населения представления о -допустимости насильственных действий, стереотипов агрессивно-насильственного поведения в конфликтных ситуациях;

- влияние преступной среды;

- виктимное (легкомысленное, безнравственное, противоправное) поведение потерпевших, послужившее поводом для преступления;

- провоцирующие взаимоотношения в семье, с соседями, сослуживцами;

- несвоевременное выявление правоохранительными органами криминогенных семейно-бытовых ситуаций, неудовлетворительное реагирование на такие конфликты;

- нереагирование на предшествующие насильственным преступлениям угрозы расправой в отношении потерпевшего и других лиц, побоев, нанесения телесных повреждений, истязаний, хулиганских поступков;

- недостатки в деятельности правоохранительных органов по борьбе с криминальным рецидивом;

- недостатки в охране общественного порядка и безопасности граждан, в организации патрульно-постовой службы милиции, профилактической деятельности органов внутренних дел;

- латентность и безнаказанность значительной части преступлений против личности;

неполноту выявления лиц, страдающих психическими заболеваниями и аномалиями психики;

- обстоятельства, способствовавшие формированию антиобщественных группировок молодежи;

- небрежное хранение оружия; непринятие мер по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядов;

- нереагирование окружающих на факты применения насилия, хулиганства, иного аморального и противоправного поведения;

- недостатки в воспитательной работе по месту жительства и работы, в организации досуга, культурного обслуживания населения и т. д.

К криминогенным детерминантам изнасилований помимо указанных выше следует отнести:

- эротизирующее и деморализующее воздействие микросреды;

- недостатки деятельности органов образования, культуры, здравоохранения в нравственном и половом воспитании детей, подростков, молодежи;

- распространение пьянства, наркомании и токсикомании в среде несовершеннолетних и молодежи и обусловленная этим криминогенность в сфере половых отношений;

- растлевающее влияние пропаганды сексуальной свободы;

- неосмотрительность и неуместную доверчивость части потерпевших, их легкомысленное или провоцирующее поведение;

- детскую безнадзорность;

- недостатки в деятельности правоохранительных органов и органов здравоохранения по выявлению лиц, обнаруживающих признаки сексуальной патологии, склонных к половым извращениям насильственного характера, и обеспечению мер лечения и надзора;

- неполное и несвоевременное раскрытие преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- ошибки и упущения в борьбе с проституцией, сводничеством, притоносодержательством, распространением порнографии.

К обстоятельствам, формирующим агрессивную насильственную направленность личности в подростковом возрасте, относятся:

- обстановка в семье, формирующая склонность к разрешению возникающих конфликтов путем применения насилия;

- деморализующее влияние ближайшего бытового окружения по месту жительства, работы, учебы;

- жестокость по отношению к людям, животным;

- групповые драки, избиения;

- вовлечение подростков в пьянство, потребление наркотиков и других одурманивающих веществ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.