Сделай Сам Свою Работу на 5

Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка





МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева

Морфология

Сельскохозяйственных

Животных

Учебное - методическое пособие

 

Допущено министерством сельского хозяйства РФ

в качестве учебно-методического пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности

«Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции»

Тюмень 2010


УДК 591.4

ББК 45.2

 

 

Рецензент:

кандидат биологических наук,

доцент кафедры анатомии и физиологии

человека и животных ФГОУ ВПО ТюмГУ

О.Н. Лепунова

 

 

Федоткина Т.В., Веремеева С.А. Морфология сельскохозяйственных животных. Учебно-методическое пособие. / ТГСХА. - Тюмень, 2010. - 186с.

 

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании кафедры анатомии и физиологии ТГСХА, протокол № 1 от 8 сентября 2009 г.

Рассмотрено и рекомендовано к печати методическим советом Института биотехнологии и ветеринарной медицины ТГСХА, протокол № 7 от 15 марта 2010 г.



 

 

© Тюменская государственная

сельскохозяйственная академия, 2010

© Т.В. Федоткина, С.А. Веремеева,2010
СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..  
Правила работы с микроскопом………………………..........  
Занятие 1  
Тема 1. Общая морфология клетки, органоиды и включения. Деление соматических клеток…………………………………………  
Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клетках печени амфибии…………………………………………….  
Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка……………………………...  
Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яй­цеклетки аскариды…………………………………………  
Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках печени аксолотля……………………………………………………  
Препарат № 1.5. Митоз (кариокинез) растительной клетки. Корешок лука……………………………………...  
Препарат № 1.6. Амитоз в клетках мочевого пузыря мыши………………………………………………………...  
Занятие 2  
Тема 2. Оплодотворение. Основные этапы эмбриогенеза хордовых животных с разными типами яйцеклеток……..  
Препарат № 2.1. Оплодотворение яйцеклетки лоша­диной аскариды………………………………………….....  
Препарат № 2.2. Дробление яйцеклетки лягушки ………  
Препарат № 2.3. Бластула лягушки……………………….  
Препарат № 2.4. Гаструла лягушки……………………….  
Препарат № 2.5. Нейрула лягушки……………………......  
Препарат № 2.6. Сомиты, хорда и нервная трубка зародыша курицы……………………………………………….  
Занятие 3  
Тема 3. Эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервная ткани………………………………………..  
Препарат № 3.1. Многослойный плоский неорогове­вающий эпителий роговицы коровы……………………...  
Препарат № 3.2. Мазок крови человека………………......  
Препарат № 3.3. Рыхлая волокнистая соединительная ткань подкожной клетчатки крысы……………………….  
Препарат № 3.4. Плотная оформленная соединительная ткань. Сухожилие телёнка в поперечном разрезе………..  
Препарат № 3.5. Гиалиновый хрящ ребра кролика……...  
Препарат № 3.6. Берцовая кость человека (поперечный разрез декальцинированной трубчатой кости)…………...  
Препарат № 3.7. Поперечно-полосатая мышечная ткань языка кролика……………………………………................  
Препарат № 3.8. Нервные клетки спинного мозга, со­держащие базофильное вещество (тигроидное вещество)  
Занятие 4  
Тема 4. Соматические системы…………………………..  
4.1. Остеология……………………………………………..  
Занятие 5  
Тема 4. Соматические системы (продолжение)…………..  
4.2. Артрология ………………………………………………...  
4.3. Миология…………………………………………………...  
4.4. Дерматология………………………………………………  
Занятие 6.  
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях……………...  
5.1. Система органов пищеварения…………………………….  
     

 





 

Занятие 7  
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)……………………………………………………………...  
5.2. Аппарат дыхания…………………………………………...  
5.3. Система органов мочевыделения………………………….  
Занятие 8  
Тема 5. Спланхология – учение о внутренностях (продолжение)……………………………………………………………...  
5.4. Органы размножения млекопитающих……………………  
5.4.1. Органы размножения самок……………………………...  
5.4.2. Органы размножения самцов…………………………….  
Занятие 9  
Тема 6. Сердечно-сосудистая система………………………....  
6.1. Сердце……………………………………………………...  
6.2. Ангиология………………………………………………....  
6.3. Лимфатическая система……………………………………  
6.4. Кроветворные органы……………………………………...  
Занятие 10  
Тема 7. Нервная система……….………………………………  
7.1. Центральный отдел нервной системы……………………..  
7.2. Периферический отдел нервной системы…………………  
7.3. Вегетативная нервная система…………………………….  
7.4. Органы чувств……………………………………………..  
Занятие 11  
Тема 8. Железы внутренней секреции…………………………  
  Заключение………………………………………...…………..  
  Приложение...………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины «Морфология и физиология сельскохо­зяйственных животных» - дать обучающимся студентам, знания структурной организации клеток, тканей, органов сельско­хозяйственных и домашних животных и закономерностей их развития в онтогенезе.

Задача дисциплины – сформировать у студентов умение свободно использовать знания нормальной структуры клеток, тканей, органов и их систем.

Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой методики к лабораторно-практическим занятиям по курсу основы общей цитологии и гистологии, эмбриологии и анатомии, рассчитанные на 2-х часовые занятия студентов по специальности 311200 “Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции”

Для овладения знаниями в области гистологии и эмбрио­логии необходимо изучение микроскопических и ультрамикро­скопических структур с помощью светового и электронного микроскопов. Поэтому главным содержанием практических занятий является изучение с помощью светового микроскопа гистологических препаратов. Гистологический препарат является объективным источником сведений о микроскопическом строении тканей и органов животных и о процессах их развития. Практические занятия по анатомии должны содержать анатомические препараты по всем представленным разделам.

Целью работы студента на практическом занятии являются приобретение навыков работы с препаратом, умения ана­лизировать наблюдаемые структуры, давать им оценку и делать правильные выводы.

Вопросы, представленные в пособии, соответствуют про­грамме (2002 г.) по указанной дисциплине. В конце каждого занятия предлагаются контрольные вопросы по текущей теме. Приводится список литературы, доступной в библиотеке ВУЗа.


ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

 

1. Установить микроскоп у края стола напротив левого плеча.

2. Установить объектив малого увеличения на 1,5-2 см от предметного столика. Поднять конденсор в верхнее крайнее положение. Поместить препарат на предметный столик в центр поля зрения.

3. Смотреть на микроскоп сбоку (не в окуляр) и опустить макровинтом объектив малого увеличения на 0,7-1 см от препарата.

4. Положить обе руки на макровинт и движением на себя поднимать объектив малого увеличения до появления четкого изображения.

5. Для перехода на большее увеличение повернуть ре­вольвер и установить 40-кратный объектив (фокусное рас­стояние не изменять!). Микровинтом добиться резкого изо­бражения.

ВНИМАНИЕ!

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

I. РАБОТА С МАКРОВИНТОМ на большом увеличении, т.к. можно раздавить препарат и повредить объектив.

II. УБИРАТЬ ПРЕПАРАТ из-под ОБЪЕКТИВА БОЛЬШОГО УВЕЛИЧЕНИЯ. Необходимо сначала поставить в рабочее положение малый объектив и затем снять препарат со столика микроскопа.

III.РАЗВИНЧИВАТЬ И ВЫНИМАТЬ ЛЮБЫЕ ДЕТАЛИ МИКРОСКОПА.

IV. ПЕРЕНОСИТЬ МИКРОСКОП (даже в пределах стола) С ПРЕПАРАТОМ НА ПРЕДМЕТНОМ СТОЛИКЕ.


ЗАНЯТИЕ №1

Продолжительность 2 часа

 

Тема 1. ОБЩАЯ МОРФОЛОГИЯ КЛЕТКИ, ОРГАНОИДЫ И ВКЛЮЧЕНИЯ. ДЕЛЕНИЕ СОМАТИЧЕСКИХ КЛЕТОК.

 

Цель занятия: Изучить микроскопическое и субмикро­скопическое строение клетки и её органелл. Ознакомиться с расположением в клетке включений. Изучить строение ядра в неделящейся клетке и два вида клеточного деления: прямое (амитоз) и непрямое (митоз, или кариокинез).

Учебно-наглядные пособия:

1. Микропрепараты по цитологии.

2. Схемы, таблицы.

Препараты по цитологии иллюстрируют основные мор­фофункциональные особенности клеток и неклеточных структур и теснейшую взаимосвязь, и взаимозависимость их строения и функции.

 

Препарат № 1.1. Митохондрии (хондриосомы) в клет­ках печени амфибии

Окраска: по Альтману.

Под малым увеличением рассмотреть на препарате клетки печени (см. Рис. 1. в приложении). Митохондрии в клетках печени представлены в виде мелких зерен, коротких палочек или нитей. Зарисовать и обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) митохондрии.

 

Препарат № 1.2. Аппарат Гольджи в нервных клетках спинального ганглия котёнка

Окраска: осмиевая кислота.

Под малым увеличением микроскопа определить скоп­ления крупных нервных клеток. Под большим увеличением микроскопа обратить внимание на округлую форму ложно-униполярных клеток, светлое однородное ядро, темной окраски ядрышко (Рис. 2.). Аппарат Гольджи представлен в цитоплазме нервных клеток в виде мелких чёрных телец в виде палочек и запятых вокруг ядра. Сделать рисунок и обозначить: 1) границы клеток, 2) эндоплазма, 3) ядро, 4) аппарат Гольджи.

 

Препарат № 1.3. Клеточный центр (центросома) яй­цеклетки аскариды

Окраска:железный гематоксилин.

Под малым увеличением микроскопа найти одну из яй­цеклеток, находящуюся в состоянии деления (Рис. 3.). Под большим увеличением изучить её структурные особенности: хитиновую оболочку, цитоплазму и клеточный центр. Препарат зарисовать и обозначить: 1) центриоли, 2) хромосомы, 3) цитоплазма, 4) желточное пространство, 5) оболочка яйца, 6) ахроматиновые нити.

 

Препарат № 1.4. Включения гликогена в клетках пе­чени аксолотля

Окраска: кармин-Беста-гематоксилин.

Под большим увеличением микроскопа на одном из по­люсов клетки в цитоплазме обнаруживаются мелкозернистые структуры ярко-розовой окраски, это гликоген, углеводные трофические включения (Рис. 4.). Зарисуйте несколько клеток с трофическими включениями гликогена. Обозначить: 1) границы клеток, 2) цитоплазма, 3) ядро, 4) включения гликогена.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.