Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ





В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. При изучении данной дисциплины реализуются следующие образовательные технологии:

Разбор конкретных ситуаций

1. Ошибки в склонении существительных (на материале языка СМИ) – тема 2/7.

2. Несклоняемые прилагательные в теории и в употреблении (тема 3/8).

  1. Ошибки в употреблении числительных (на материале языка СМИ) – тема 2/11.
  2. Ошибки в спряжении глагольных форм (на материале языка СМИ) – тема 1/13.
  3. Проявление переходности у непереходных глаголов (в устной и письменной речи) – тема 2/14.
  4. Превалирование форм сослагательного наклонения в речи политиков (тема 4/16).
  5. Ошибки в употреблении причастий (на материале языка СМИ, интернет-сайтов) – тема 3/19.
  6. Ошибки в употреблении предлогов (в языке СМИ, рекламе, устной речи) – тема 3/23.
  7. Проявление аналитизма в морфологической системе русского языка (тема 5/25).

 

Метод проектов

1. Презентация разных классификаций частей речи в истории языка и современности, попытка построить собственную классификацию (тема 2/2).



2. Презентация концепций Р. Якобсона, Е. Куриловича, Е.В. Клобукова по вопросу о семантике падежа (тема 1/6)

3. Сравнительная характеристика кратких прилагательных в языке разных эпох (тема 1/10).

4. Презентация разных концепций категории залога (тема 2/14)

5. Презентация взглядов ученых на семантику и характер категории вида (тема 3/15).

6. Презентация древнерусской и современной системы времен (тема 1/17).

7. Презентация разных взглядов на статус слов категории состояния (тема 2/12).

8. Презентация синкретических явлений в системе частей речи (тема 5/25).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. Основная литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове.

М.,1947 (2-е изд.: 1972; 3-е изд.: 1986, 4-е изд.: 2001).

2. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М.,1999

3. Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой и др. Т.1., М., 1980. С.

453 - 736.

4. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1981



(2-е изд.: 1989; 3-е изд.: 1997 - раздел "Морфология").

5. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2-х частях. М.: Academia, 2008

6. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфология. Издательство ТюмГУ, 2004

 

9.2. Дополнительная литература

1. Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. Ч. 1. М., 1945.

2. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1972.

3. Бондарко А. В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. СПб., 1996.

4. Бондарко А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики. М., 2002.

5. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования. М., 2005.

6. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.

7. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997 (Ч. I и IV).

8. Галактионова И.В. Номинативный аспект категории рода // Функциональные и семантические характеристики текста, высказывания, слова. М., 2000

9. Гловинская М.Я. Многозначность и синонимия в видо-временной системе русского глагола. М., 2001; или Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1982

10. Грамматические исследования: Функционально-стилистический аспект. Суперсегментная фонетика. Морфологическая семантика / Отв. ред. Д.Н.Шмелев. М., 1989 (Раздел «Морфологическая семантика»)

11. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. М., 1967.

12. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1979 (Гл. III: Морфология разговорной речи).

13. Касаткин Л.Л, Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по русскому языку. М., 1991 (1995). Раздел "Морфология".



14. Клобуков Е.В. Теоретические проблемы русской морфологии. М.,1979.

15. Клобуков Е.В. Семантика падежных форм в современном русском литератерном языке. М., 1986.

16. Кубрякова Е.С. Язык и знание. М., 2004 (раздел первый, части II и III).

17. Курилович Е. Проблема классификации падежей // Курилович Е. Очерки по лингвистике. М., 1962.

18. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л,, 1984 (главы 1 и 2).

19. Межкатегориальные связи в грамматике / Под ред. А.В.Бондарко. СПб., 1996 (Раздел «Грамматические категории глагола»).

20. Мельчук И.А. Курс общей морфологии. М.; Вена. Т. I. 1997; Т. II. 1998 (Главы I—III); Т. III. 2000 (Часть четвертая).

21. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

22. Милославский И.Г. Позиционная обусловленность значений, выражаемых флексиями // Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.

23. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996 (Часть I).

24. Панов М.В. Позиционная морфология русского языка. М., 1999 (Главы 5-7).

25. Перцов Н.В. Инварианты в русском словоизменении. М., 2001 (Главы I-II).

26. Петрухина Е.В. Аспектуальные категории глагола в русском языке (в сопоставлении с чешским, словацким, польским и болгарским языками). М., 2000.

27. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. 8-е изд. М., 2001 (Общая часть, главы I-III, IV, VIII).

28. Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в прблематику. М., 2000 (Часть первая, глава 1; часть вторая).

29. Проблемы функциональной грамматики: Категории морфологии и синтаксиса в высказывании. СПб., 2000.

30. Русская грамматика. Т. 1. Praha, 1979 (Раздел «Морфология»).

31. Русский семантический словарь / Под ред. Н.Ю.Шведовой. Т. I. М., 1998 (Предисловие).

32. Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис

33. современного русского литературного языка / Под ред. М.В.Панова.

34. М., 1968 (раздел "Морфология").

35. Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А.Земской.

36. М., 1996 (главы VI-VIII).

37. Смирницкий А.И. Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы

38. грамматического строя. М., 1955.

39. Современный русский язык /Под ред. П.А.Леканта. М., 2000 (и др. издания — раздел "Морфология").

40. Теория функциональной грамматики / Отв. ред. А.В.Бондарко. Т. 1. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. Л., 1987; Т. 2. Темпоральность. Модальность. Л., 1990; Т. 3. Персональность. Залоговость. СПб., 1991; Т. 4. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность / неопределенность. СПб., 1992; Т. 5. Качественность. Количественность. СПб., 1996.

41. Фортунатов Ф.Ф. Морфологическая классификация языков // Фортунатов Ф.Ф. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1956. 153 – 181.

42. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. 3-е издание. М., 2001 (Часть III: Синтаксис частей речи).

43. Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. М., 1998.

44. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

45. Якобсон Р.О. К общему учению о падеже. Русское спряжение. О структуре русского глагола // Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985.

Словари

1. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М.,1976.

2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М., 1977 ( и последующие издания).

3. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. М., 1988.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» [www.gramota.ru]

2. справочно-информационный интернет-портал [www.gramma.ru]

3. справочно-информационный интернет-портал [www.dic.academic.ru]

4. справочно-информационный интернет-портал [www.slovari.yandex.ru]

 

 

10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Центр информационных технологий ТюмГУ.

2. Электронная библиотека, содержащая научные издания и учебно-методическую литературу по дисциплине.

3. Мультимедийные аудитории.

4. Компьютерные классы.

5. Электронная база тестов по дисциплине.

6. Электронная почта, интернет-форумы, ЖЖ.

 

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2012/ 2013 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

В качестве приложения в программу добавлена «Карта компетенций дисциплины» (Приложение 1)

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры ____________________ « »_______________201 г.

 

Заведующий кафедрой___________________/___________________/

Роспись Ф.И.О.

 


Приложение 1

ОК-1. Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

 

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

ü предмет и объект морфологии как научной дисциплины;

ü различные подходы к разграничению частей речи и на этом основании формировать рабочую точку зрения для практического анализа, аргументируя свой выбор;

ü современное состояние и тенденции развития морфологической системы русского языка;

ü законы функционирования рассматриваемых единиц и их место в системе языковой реализации.

Уметь:

ü делать полный морфологический разбор всех слов того или иного текста;

ü выявлять и исправлять речевые недочеты морфологического характера в готовом тексте и пользоваться для этого соответствующей информационно-справочной базой;

ü пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, анализировать части речи русского языка;

ü пользоваться лингвистической справочной литературой различного характера;

ü творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов на студенческие конференции, курсовых и выпускных квалификационных работ;

ü критически оценивать морфологическую теорию в учебниках различных авторов.

Владеть:

ü навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса,

ü навыками эффективного оперирования справочной литературой по современному русскому языку;

ü основными методами и приемами морфологического анализа языковых единиц.

 

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общие представления об изучаемой теории, ориентируется в терминологии языкознания. Владеет начальными навыками оперирования справочной литературой по морфологии современного русского языка. Умеет: выполнять отдельные процедуры (операции) морфологического анализа языковых единиц.

Базовый уровень: имеет общее понимание законов функционирования рассматриваемых единиц и их место в системе языковой реализации. Знает основной состав терминов и понятий морфологии. Владеет основными навыками самостоятельной работы по поиску, отбору и использованию научной информации по проблемам курса. Умеет: самостоятельно (при консультационной поддержке), пользуясь системой основных понятий и терминов языкознания, анализировать части речи русского языка, критически оценивать морфологическую теорию в учебниках различных авторов.

Повышенный уровень: имеет глубокие знания о теории русского слова, русской морфологии, различные подходы к разграничению частей речи и на этом основании может формировать рабочую точку зрения для практического анализа, аргументируя свой выбор; знает о современном состоянии и тенденциях развития морфологической системы русского языка. Свободно оперирует основными терминами и понятиями языкознания. Владеет устойчивыми навыками эффективного оперирования справочной литературой по современному русскому языку; основными методами и приемами морфологического анализа языковых единиц. Умеет самостоятельно анализировать части речи русского языка, критически оценивать морфологическую теорию в учебниках различных авторов; творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов на студенческие конференции, курсовых и выпускных квалификационных работ.

 

Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лекции, лабораторные занятия.

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: устный опрос, письменные практические задания, домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, использование метода проектов, разбор конкретных ситуаций, доклады студентов.

 

ОК-2. Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке.

 

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

ü литературные (грамматические и неграмматические) нормы современного русского языка;

ü коммуникативные качества речи;

ü языковые и стилевые особенности функциональных стилей;

ü правила и нормы общения;

ü требования к речевому поведению в разных коммуникативных ситуациях;

ü требования к созданию текста с учётом ситуации общения;

ü особенности коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

ü приёмы анализа речевого произведения.

 

Уметь:

ü анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия требованиям нормы и коммуникативной ситуации;

ü создавать связный текст различных функциональных стилей и предъявлять его публично;

ü тренировать навыки оформления грамотной письменной речи;

ü ориентироваться в ситуации речевого общения;

ü анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;

ü формулировать и реализовывать коммуникативное намерение;

ü адекватно оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

Владеть:

ü нормами современного русского литературного языка,

ü вариантами норм, реализуемыми в разных сферах его функционирования;

ü нормами речевого этикета;

ü культурой общения в разных сферах деятельности;

ü навыками анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

ü приёмами реализации созданных высказываний в речевой практике;

ü методикой анализа речевого произведения.

 

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общие представления о литературных нормах русского языка, ориентируется в терминологии языкознания. Владеет начальными навыками создания связного текста научного и официально-делового стилей. Умеет: выполнять отдельные процедуры (операции) анализа текстов научного и официально-делового стилей, использовать отдельные компоненты инструментальных средств при построении текстов научного стиля.

Базовый уровень: имеет общее понимание литературных норм русского языка и их вариантов, коммуникативных качеств хорошей речи. Знает основной состав терминов и понятий языкознания. Владеет основными навыками самостоятельной работы по составлению и анализу текстов разных функциональных стилей. Умеет: самостоятельно (при консультационной поддержке) анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия требованиям нормы и коммуникативной ситуации.

Повышенный уровень: имеет глубокие знания о литературных нормах и их вариантах, функциональных стилях и их коммуникативных и языковых особенностях. Свободно оперирует основными терминами и понятиями языкознания. Владеет устойчивыми навыками создания и анализа текста любого функционального стиля. Умеет самостоятельно анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия норме (языковой и этической) и коммуникативной ситуации.

 

Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лекции, лабораторные занятия.

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: устный опрос, письменные практические задания, домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, использование метода проектов, разбор конкретных ситуаций, доклады студентов.

 

ОК-8. Осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности.

 

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

ü предмет и объект морфологии как научной дисциплины;

ü различные подходы к разграничению частей речи и на этом основании формировать рабочую точку зрения для практического анализа, аргументируя свой выбор;

ü современное состояние и тенденции развития морфологической системы русского языка;

ü законы функционирования рассматриваемых единиц и их место в системе языковой реализации.

ü основные типы словарей, особенности их структуры, а также структуры словарных статей, роль помет при выборе лексической единицы в соответствии с коммуникативными целями, задачами и намерениями.

 

Уметь:

ü выбирать языковые средства, уместные для конкретной коммуникативной ситуации;

ü строить высказывания с учётом литературных норм и коммуникативной ситуации;

ü пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах.

 

Владеть:

ü нормами современного русского литературного языка, навыками организации речи с учётом языковых, коммуникативно-речевых и этико-речевых норм;

ü навыками работы с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи;

ü навыками анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

ü приёмами реализации созданных высказываний в речевой практике;

ü методикой анализа речевого произведения.

 

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общие представления о состоянии современного русского языка, основные законах и особенностях его функционирования. Имеет начальные навыки работы с научной и справочной литературой по русскому языку. Умеет: работать в составе коллектива исполнителей при составлении текстов научного и официально-делового стилей с учётом коммуникативно-речевой ситуации.

Базовый уровень: имеет общее понимание правил и норм общения, требований к речевому поведению в разных коммуникативных ситуациях. Знает основные типы словарей, особенности их структуры и правила работы с ними. Владеет основными навыками самостоятельной работы по созданию текстов с учётом особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения. Умеет: самостоятельно (при консультационной поддержке) анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты, адекватно оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

Повышенный уровень: имеет глубокие знания по всем темам, касающимся подготовки и произнесения речи. Свободно оперирует основными терминами и понятиями изучаемого курса. Свободно владеет русским языком в его литературной форме, приёмами реализации созданных высказываний в речевой практике. Умеет: самостоятельно анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты, формулирует и реализует коммуникативные намерения, фиксирует нарушения литературных норм в различных высказываниях и корректирует и; умеет пользоваться словарями и правильно интерпретирует полученную в них информацию.

 

Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лекции, лабораторные занятия.

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: устный опрос, письменные практические задания, домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, использование метода проектов, разбор конкретных ситуаций, доклады студентов.

 

ПК-1. Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.

 

Знать:

ü основные положения и концепции в области теории и истории русского языка;

ü формы существования национального языка;

ü нормы русского литературного языка в области морфологии;

ü типы речевых и грамматических ошибок и пути их исправления.

 

Уметь:

ü применять полученные знания в области теории русского языка в собственной профессиональной деятельности;

ü проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

ü извлекать и перерабатывать разными способами (составлять планы, тезисы, конспекты, аннотации, рефераты и доклады) информацию из учебной и научной литературы, из образовательных ресурсов Интернета;

ü участвовать в научных дискуссиях.

 

Владеть:

ü свободно русским литературным языком в его литературной форме;

ü базовыми навыками сбора и анализа языковых и речевых фактов с использованием традиционных методов;

ü навыками участия в научных дискуссиях, выступлениях с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального представления материалов собственных исследований;

ü навыками филологического анализа и интерпретации текста.

 

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общие представления о состоянии современного русского языка, основные законах и особенностях его функционирования. Имеет начальные навыки работы с научной и справочной литературой по русскому языку. Умеет: работать в составе коллектива исполнителей при подготовке локальных исследований по русскому языку.

Базовый уровень: имеет общее понимание правил и норм общения, требований к речевому поведению в разных коммуникативных ситуациях. Знает основные положения и концепции в области теории и истории русского языка. Владеет основными навыками самостоятельной работы по извлечению и переработке разными способами (составление планов, тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и докладов) информацию из учебной и научной литературы, из образовательных ресурсов Интернета. Умеет: участвовать в научных дискуссиях, выступлениях с сообщениями и докладами; устно, письменно и виртуального представлять материалы собственных исследований; адекватно оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

Повышенный уровень: имеет глубокие знания по всем темам, касающимся основных положений и концепций в области теории и истории русского языка. Свободно оперирует основными терминами и понятиями изучаемого курса. Свободно владеет русским языком в его литературной форме, приёмами филологического анализа и интерпретации текста. Умеет: проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; участвовать в научных дискуссиях и представлять материалы собственных исследований; умеет пользоваться словарями и правильно интерпретирует полученную в них информацию.

 

Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лекции, лабораторные занятия.

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: устный опрос, письменные практические задания, домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, использование метода проектов, разбор конкретных ситуаций, доклады студентов.

 

ПК-2. Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.

 

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

ü различные варианты организации исследования; основные поисковые системы;

ü основные методы исследования в лингвистике;

ü отраслевые ресурсы Интернет по избранной специальности;

ü правила библиографического описания печатных и электронных документов;

ü правила оформления библиографических ссылок;

ü систему научной литературы, типы и виды научных документов;

ü требования к списку использованной литературы.

 

Уметь:

ü формулировать цели и задачи исследования;

ü использовать существующие методы исследования на практике;

ü интерпретировать результаты проведенного исследования;

ü использовать традиционные методы и современные информационные технологии;

ü работать с традиционными носителями информации, распределенными базами данных и знаний;

ü работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач;

ü осмысленно выбирать научный метод для своего исследования.

Владеть:

ü базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов;

ü приемами библиографического описания;

ü навыками работы с информационно-поисковыми и экспертными системами, системами представления знаний;

ü навыками работы с научной литературой (поиск, конспектирование, реферирование);

ü навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами.

 

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общие представления об основных методах исследования в лингвистике. Имеет начальные навыки работы с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи. Умеет: работать в составе коллектива исполнителей при составлении библиографических описаний, рефератов.

Базовый уровень: имеет общее понимание правил и норм библиографического описания печатных и электронных документов, а также поиска отраслевых ресурсов Интернет по избранной специальности. Знает основные типы словарей, особенности их структуры и правила работы с ними. Владеет основными навыками самостоятельной работы по изучению текстов научных книг и статей, умеет находить в них главные идеи, аргументы, факты. Умеет (при консультативной поддержке) выбирать научные методы для своего исследования.

Повышенный уровень: имеет глубокие знания по правилам самостоятельного и грамотного поиска информации в различных источниках. Свободно оперирует основными терминами и понятиями изучаемого курса. Свободно владеет культурой чтения изучаемых научных текстов, составления библиографических описаний, аннотаций, рефератов, обзоров научной литературы; навыками работы с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи. Умеет: самостоятельно оформлять список использованной литературы; пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах; выбирать научные методы для своего исследования; адекватно оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

 

Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лекции, лабораторные занятия.

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: устный опрос, письменные практические задания, домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, использование метода проектов, разбор конкретных ситуаций, доклады студентов.

 

ПК-3. Свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме.

 

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

ü предмет и объект морфологии как научной дисциплины;

ü различные подходы к разграничению частей речи и на этом основании формировать рабочую точку зрения для практического анализа, аргументируя свой выбор;

ü современное состояние и тенденции развития морфологической системы русского языка;

ü законы функционирования рассматриваемых единиц и их место в системе языковой реализации;

ü основные типы словарей, особенности их структуры, а также структуры словарных статей, роль помет при выборе лексической единицы в соответствии с коммуникативными целями, задачами и намерениями.

 

Уметь:

ü выбирать языковые средства, уместные для конкретной коммуникативной ситуации;

ü строить высказывания с учётом литературных норм и коммуникативной ситуации;

ü пользоваться словарями и правильно интерпретировать полученную из них информацию о языковых единицах.

 

Владеть:

ü нормами современного русского литературного языка, навыками организации речи с учётом языковых, коммуникативно-речевых и этико-речевых норм,

ü навыками работы с научной и справочной литературой по русскому языку и культуре речи;

ü навыками анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

ü приёмами реализации созданных высказываний в речевой практике;

ü методикой анализа речевого произведения.

 

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общие представления о состоянии современного русского языка, основные законах и особенностях его функционирования. Имеет начальные навыки работы с научной и справочной литературой по русскому языку. Умеет: работать в составе коллектива исполнителей при составлении текстов научного и официально-делового стилей с учётом коммуникативно-речевой ситуации.

Базовый уровень: имеет общее понимание правил и норм общения, требований к речевому поведению в разных коммуникативных ситуациях. Знает основные типы словарей, особенности их структуры и правила работы с ними. Владеет основными навыками самостоятельной работы по созданию текстов с учётом особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения. Умеет: самостоятельно (при консультационной поддержке) анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты, адекватно оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

Повышенный уровень: имеет глубокие знания по всем темам, касающимся подготовки и произнесения речи. Свободно оперирует основными терминами и понятиями изучаемого курса. Свободно владеет русским языком в его литературной форме, приёмами реализации созданных высказываний в речевой практике. Умеет: самостоятельно анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты, формулирует и реализует коммуникативные намерения, фиксирует нарушения литературных норм в различных высказываниях и корректирует и; умеет пользоваться словарями и правильно интерпретирует полученную в них информацию.

 

Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лекции, лабораторные занятия.

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: устный опрос, письменные практические задания, домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, использование метода проектов, разбор конкретных ситуаций, доклады студентов.

 

ПК-4. Владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке.

 

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

ü литературные (грамматические и неграмматические) нормы современного русского языка;

ü коммуникативные качества речи;

ü правила и нормы общения;

ü требования к речевому поведению в разных коммуникативных ситуациях;

ü требования к созданию текста с учётом ситуации общения;

ü особенности коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

ü приёмы анализа речевого произведения.

 

Уметь:

ü анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия требованиям нормы и коммуникативной ситуации;

ü создавать связный текст различных функциональных стилей и предъявлять его публично;

ü тренировать навыки оформления грамотной письменной речи;

ü ориентироваться в ситуации речевого общения;

ü анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;

ü формулировать и реализовывать коммуникативное намерение;

ü адекватно оценивать свои коммуникативные удачи и неудачи.

Владеть:

ü нормами современного русского литературного языка;

ü вариантами норм, реализуемыми в разных сферах его функционирования;

ü нормами речевого этикета;

ü культурой общения в разных сферах деятельности;

ü навыками анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

ü приёмами реализации созданных высказываний в речевой практике;

ü методикой анализа речевого произведения.

 

Детализация компетенции по уровням освоения:

Минимальный уровень: имеет общие представления о литературных нормах русского языка, ориентируется в терминологии языкознания. Владеет начальными навыками создания связного текста научного и официально-делового стилей. Умеет: выполнять отдельные процедуры (операции) анализа текстов научного и официально-делового стилей, использовать отдельные компоненты инструментальных средств при построении текстов научного стиля.

Базовый уровень: имеет общее понимание литературных норм русского языка и их вариантов, коммуникативных качеств хорошей речи. Знает основной состав терминов и понятий языкознания. Владеет основными навыками самостоятельной работы по составлению и анализу текстов разных функциональных стилей. Умеет: самостоятельно (при консультационной поддержке) анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия требованиям нормы и коммуникативной ситуации.

Повышенный уровень: имеет глубокие знания о литературных нормах и их вариантах, функциональных стилях и их коммуникативных и языковых особенностях. Свободно оперирует основными терминами и понятиями языкознания. Владеет устойчивыми навыками создания и анализа текста любого функционального стиля. Умеет самостоятельно анализировать и редактировать текст с точки зрения его соответствия норме (языковой и этической) и коммуникативной ситуации.

 

Освоение данной компетенции осуществляется на следующих видах занятий: лекции, лабораторные занятия.

Оценка сформированности компетенций по уровням осуществляется оценочными средствами: устный опрос, письменные практические задания, домашние и аудиторные контрольные работы, тесты, использование метода проектов, разбор конкретных ситуаций, доклады студентов.

 

ПК-5. Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности.

 

В результате освоения дисциплины по данной компетенции студент должен:

Знать:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.