Сделай Сам Свою Работу на 5

III. Структура дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы





Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми.

 

I. Общие положения

1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций

1.1.1. Данные методические рекомендации подготовлены на основе информации Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015г., а также на основе методического пособия Буйловой Л.Н. «Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время - новые подходы.-М., 2015 г.

1.1.2. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях упорядочения деятельности образовательных организаций, осуществляющих лицензионную образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным - дополнительным общеразвивающим программам и обеспечения единообразия подходов при разработке и утверждении данных программ.

1.1.3. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы.



1.1.4. Методические рекомендации адресованы педагогам, разрабатывающим дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы; руководителям образовательных организаций, утверждающим данные программы; экспертам, определяющим их качество.

1.2. Методические рекомендации разработаны: в целях реализации Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21); в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008); с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (далее – Концепция) и иных нормативных правовых документов.



1.3. Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа имеет следующие основные характеристики.

1.3.1. Дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования; организации дополнительного профессионального образования (ФЗ ст.23, п.3-4); организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых; организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ ст.31); нетиповые образовательные организации (ФЗ ст.77).

1.3.2. Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официально-деловой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

1.3.3. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях (Концепция, р.IV): свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; творческий и продуктивный характер образовательных программ; открытый и сетевой характер реализации.



1.3.4. Дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и взрослых (ФЗ ст.75, п.2), направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождаются повышением уровня образования (ФЗ ст. 2, п.14), самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ ст.12, п.5).

1.3.5. Дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ст.75, п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ ст.75, п.3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок - п.15).

1.3.6. Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа может реализовываться с использованием: сетевой формы, что обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иных организаций (ФЗ ст.13, п.1); различных образовательных технологий, в том числе дистанционных, и электронного обучения (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть – в дистанционной форме) (ФЗ ст.13, п.2); форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ ст.13, п.3).

 

II. Содержание дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Дополнительная общеобразовательная - дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, имеющим конкретизированные образовательные цель, задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

2.2. Содержание дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 75 п.4).

2.3. Дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы реализуются в условиях, не ограниченных образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ст.2, п.14).

2.4. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на (ст.75, п.1) формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени.

2.5. Дополнительное образование детей обеспечивает (ст.75, п.1) их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

 

III. Структура дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы

3.1. Структура дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы включает комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации (условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; список литературы).

3.2. Титульный лист программы - первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения (рассмотрения, согласования коллегиальными органами управления образовательной организации) программы согласно локального нормативного акта образовательной организации), название программы, адресат программы (возраст учащихся), срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

3.3. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной - дополнительной общеразвивающей программы:

3.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы):

- направленность (профиль) программы - техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9);

- актуальность программы – соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы;

- отличительные особенности программы - характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

- адресат программы - примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе;

- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

- формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ;

- срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы - количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий.

3.3.2. Цель и задачи программы:

- цель - это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна;

- задачи - это конкретные результаты реализации программы; должны быть технологичны, так как конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать.

3.3.3. Содержание программы:

- учебный план содержит наименование разделов (дисциплин), определяет последовательность и общее количество часов на их изучение, оформляется в виде таблицы; составляется на весь период обучения по годам:

 

Учебный план

 

Наименование разделов (дисциплин) Кол-во часов 1 год обучения Кол-во часов 2 год обучения Кол-во часов 3 год обучения Всего
           
           
  Всего:        

 

- содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

- календарно-тематическое планирование является обязательным приложением к программе и оформляется в виде таблицы.

 

Тема занятия Количество часов Дата проведения (число, месяц, год) Дата проведения (по факту)
         
         

 

3.3.4. Планируемые результатыформулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.

Метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть представлены следующими компонентами:

мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации);

когнитивным (знания, рефлексия деятельности);

операциональным (умения, навыки);

эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка,

эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).

Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на их применение и преобразование; могут включать: теоретические знания по программе; практические умения, предусмотренные программой.

3.4. Комплекс организационно-педагогических условий:

- условия реализации программы - реальная и доступная совокупность условий реализации программы – помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные, методические и иные ресурсы;

- формы аттестации/контроля – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи, необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.);

Порядок аттестации учащихся определяется локальным нормативным актом организации дополнительного образования и может включать в себя:

- текущий контроль освоения дополнительной общеобразовательной -дополнительной общеразвивающей программы;

-промежуточную аттестацию после освоения отдельной части или всего объема учебного предмета после каждого года обучения по программам;

- итоговую аттестацию после освоения всего объема дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ.

- оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);

- методические материалы – обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации - указание тематики и формы методических материалов по программе (пособия, оборудование, приборы, дидактический материал); краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5);

3.5. Список литературы - включает перечень основной и дополнительной литературу (учебные пособия, сборники упражнений (контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов), справочные пособия (словари, справочники); ссылки на интернет-ресурсы; наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5 -2008.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.