Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика книгоиздания первой трети 19 века, понятие «редактор», редподготовка альманахов





В начале века редакционно-издательская деятельность развивалась путями, начатыми в ХVIII веке. В то же время постепенно вырабатывались определенные принципы и подходы к подготовке изданий, которые позднее вывели редактирование в самостоятельный разряд деятельности. Знаменательно, что в это время понятие "редактор" закрепляется в словарях. В "Новом словотолкователе" (СПб., 1806), во "Французском и российском словаре" И. Гейта (М., 1809), в "Новом и истинном толкователе слов" (Харьков, 1817) находим его разъяснение. Так, в первом из названных словарей "редактор" определяется, как "издатель, уложитель, составитель чего-либо на письме". Обратим внимание на то, что редактор отождествляется здесь с издателем. Далее в том же словаре характеристика редактора разворачивается в сторону показа его деятельности:"...в литературе значит того, кто собирает разные материалы, рассеянные по разным книгам в одну, располагает по порядку и потом издает в своей". Редактор, прежде всего, был издателем, в его функции входили отбор произведений для последующего издания и определение порядка их расположения. Наиболее существенны с точки зрения формирования редактирования как самостоятельной сферы деятельности опыт подготовки альманахов, журналов и некоторых других видов изданий. На развитие книгоиздания влияет общее состояние социально-политической и экономической жизни страны. С 1802 года начинается возрождение Вольных типографий. В 1813 году существовало уже 66 типографий в Москве, Петербурге, Ярославле, Костроме, Тамбове, Тобольске. Ослабление цензурного гнета, развитие типографского дела создает базу для формирования издательского дела, способствует увеличению выпуска книг не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России (Казани, Смоленске, Астрахани), хотя большинство изданий все еще печатают в типографии Академии наук. Растет количество изданий. Выходит в свет до 200 названий книг в год. В конце ХVIII и начале XIX века оживляется журнальная деятельность. Появились "Вестник Европы", "Русский Вестник", "Сын Отечества", "Москвитянин". В этих журналах публикуют художественную литературу - оригинальную и переводную (переводы часто появлялись почти одновременно с выходом на Западе их оригиналов), материалы о науке, путешествиях, политике, искусстве, музыке, модах. Наибольший интерес с точки зрения редакторской работы представляет деятельность по подготовке конкретных изданий. Тут важно рассмотреть два аспекта - отбор произведений и формирование издания. В системе издательского дела отрабатываются в это время постепенно общие подходы к подготовке изданий различных видов, формируется осознание их своеобразия, складывается представление об их специфических чертах. Так, журнальные издания получают статус периодических, альманахи - разовых, и это определяет в редакторской практике основания их подготовки, принципы подхода к отбору произведений, структуре, аппарату.





Альманахи в рассматриваемый период получают большое развитие. Их основные специфические черты сохраняются в моделях изданий до наших дней. Формирование альманахов определяли условия книгоиздания того времени, а также определенные традиции. Уже в XVIII веке было подготовлено несколько изданий, которые называли альманахами (например, две книжки альманаха "Аглая" - 1794-1795 годы, три книжки альманаха "Аониды" - 1796-1799 годы), характерными особенностями которых являлись отбор произведений и состав изданий: издатель включал в них в основном литературно-художественные произведения разных авторов. В XIX веке развитие альманахов продолжилось. Но это уже были не просто сборники. Они стали как бы отдельными номерами журналов, издававшимися не периодически, а от случая к случаю. К чисто литературному значению, которое имели альманахи XVIII века, в XIX веке постепенно прибавляется и идейно-политическое. Этот подход лег в основу подготовки альманахов и в ХIХ веке. Издатель не вмешивался в авторский слог. В его задачи входили поиск материала, его расположение, составление заголовков, предисловия, корректура набора, подбор иллюстраций. Поскольку на издание альманахов не требовалось, как на периодическое издание, цензурного разрешения, такие издания были особенно привлекательны для издателей, так как позволяли расширить отбор произведений и знакомить читателей с новыми литературными работами малых форм. Можно предположить, что именно поэтому к альманахам обратились декабристы, и этот же вид издания использовал в своей издательской практике А.С. Пушкин. Альманахи отличала особая внешняя форма. Они имели карманный формат (12-я доля листа), их оформляли виньетками и рамками. Был принят определенный тип структуры альманаха. Кроме литературных и литературно-критических произведений сюда включали издательские предисловия, эпиграфы, примечания, иллюстрации. Предисловие заключало в себе признательность издателя авторам, приславшим свои произведения. Кроме того, оно раскрывало принцип, лежащий в основе комплектования альманаха. Таким образом, альманахи формировали и определенный тип справочного аппарата, обращенного к читателю. Материалы альманаха, как правило, подписывали только инициалами. Подбор произведений подразумевал разнообразие жанров и тем. Произведения внутри альманаха располагались по-разному, без какой-либо системы. Но роль управляющего, поискового элемента выполняло оглавление. Здесь произведения группировали по жанрам. В некоторых альманахах (например, в "Сборнике отечественных муз на 1827 год") произведения внутри жанровых групп даны в алфавитном порядке. Иллюстративный материал помещали самостоятельным разделом, причем рисунки не были связаны с текстом, а имели собственные пояснения. Подготовка альманахов характеризует уровень развития редактирования в первой трети XIX века. Так, соотношение справочного аппарата и состава альманаха еще не нашло отражения в связях определенного рода: как говорилось, структура оглавления не соответствует структуре самого издания, иллюстративный материал не является органической частью содержания. В сущности, альманах не был еще целостной системой, издатель рассматривал его исключительно как средство доведения произведений литературы и графики до читающей публики. Не случайно заглавия альманахов не отражали их содержания. Как правило, это были условно-поэтические или романтические названия: "Утренняя заря", "Свиток муз", "Цветы граций", "Минерва или Дамская карманная книжечка", "Мнемозина", "Календарь муз на 1826 год" и пр. Лучшие альманахи ХIХ века отражали развитие русской общественной мысли, события общественного движения. Это достигалось за счет отбора произведений. Альманахи, выпущенные в 1820-е годы, интересны прежде всего тем, что их формировали как издания с определенным политическим направлением. Издатель, помещая материалы общественного, мировоззренческого характера, обозначал тем самым свою идейную позицию. Критерий идейной ценности становится главенствующим при отборе произведений в альманахи декабристов. Поэтому в историю отечественной культуры они вошли как издания, отличавшиеся своей непосредственной связью с развитием русской общественной мысли и отражавшие социальные движения в обществе. С 1823 года, с выходом альманаха "Полярная звезда" начался так называемый "альманашный период" нашей литературы, который продолжался около 10 лет. Альманах "Полярная звезда" считают одним из лучших среди альманахов пушкинской поры. Вышло три книжки альманаха - в 1823, 1824, 1825 годах. Издателями были К. Рылеев и А. Бестужев. Альманах был носителем идей декабристов. Деятельность редакции этого альманаха показывает, что издатель-редактор определяет "лицо" издания за счет отбора произведений литературы и объединения вокруг редакции определенных авторов. В "Полярной звезде" отдел поэзии возглавлял К. Рылеев, отбором материала, составлением выпусков альманаха занимался А. Бестужев. Он же обеспечивал и организационные вопросы, вел переговоры с цензором. В то время специального корректора в редакции не было, и Бестужев сам вычитывал номера . Таким образом, как и раньше, редактором альманаха является сам издатель, он же организует издание, формирует его состав, готовит материалы к печати. Издатели "Полярной звезды" первыми стали выплачивать авторский гонорар. Рылеев и Бестужев (литературный псевдоним Марлинский) являлись и авторами альманаха. Особое место здесь заняли знаменитые критические обзоры Бестужева "Взгляд на русскую словесность", в которых, по словам Белинского, автор "заговорил о литературе языком светского человека, умного, образованного и талантливого, заговорил языком новым, небывалым, умным, блестящим". Были опубликованы обзоры литературы "Взгляд на старую и новую словесность в России" за 1823, 1824 годы. Содержание этих обзоров в какой-то мере характеризовало отношение Бестужева к художественной литературе как к основе издательской деятельности, демонстрировало критерии оценки литературных произведений. Критерии оценки произведений для публикации в "Полярной звезде" включают такие требования к содержанию, как гражданский пафос, идеи свободолюбия, просветительство, критика несправедливости существующего строя, отражение народной жизни. Издатели, они же и редакторы, опирались на позиции декабризма и определяли принципы отбора произведений, исходя из этих позиций. Благодаря своим позициям, альманах "Полярная звезда" стал не столько литературно-художественным, сколько общественно-политическим альманахом. Авторский состав альманаха был, можно сказать, блестящим. Здесь были напечатаны произведения Пушкина, Баратынского, Вяземского, Гнедича, Дельвига, Крылова, Дмитриева, Плетнева, Жуковского, Грибоедова, Ф. Глинки, Кюхельбекера, Д. Давыдова, Сомова. Отбор произведений во вторую книжку альманаха более тесно связан с общей политической линией издания. Здесь помещены стихотворения Пушкина, отрывки из поэмы Рылеева "Войнаровский", переводы Жуковского. Третья книжка альманаха по идейной насыщенности превосходит две первые. В ней обзор литературы Бестужева можно рассматривать как политическое выступление, которое содержит призыв к политической борьбе. Таким образом, альманах получает определенное политическое звучание за счет отбора произведений, при помощи которого редактор управляет общим звучанием издания, придает изданию целостность и обеспечивает ему необходимое направление. Редакторы уделяют внимание структуре альманаха, здесь организующее значение приобретают статьи. Высшей точки количество альманахов достигло в 1830-1831 годах, когда их насчитывалось 30, но к 1840-м годам центр тяжести в издательской деятельности переходит к толстым журналам. Тут отметим прежде всего вышедший в 1834 году ежемесячный журнал "Библиотека для чтения", который поглощал большую часть новых литературных произведений.



17. Н. Карамзин и “Вестник Европы”, Н. Греч и “Сын отечества”, Н. Полевой и “Московский телеграф”, О. Сенковский и “Библиотека для чтения

«ВЕСТНИК ЕВРОПЫ» — Один из первых русских литературно-политических журналов; издавался в Москве [1802—1830], по две книжки ежемесячно. Основателем журнала был Н. М. Карамзин, издателями — арендаторы университетской типографии: книгопродавец И. В. Попов, Ф. Гарий и Е. Любий. Руководители журнала: Н. М. Карамзин [1802—1805], М. Т. Каченовский [1805—1807], В. А. Жуковский [1808—1809], Каченовский и Жуковский [1810—1811], Каченовский [1811—1813], В. В. Измайлов [1814]. С 1815 по 1830 «В. Е». руководил один Каченовский. Назвав себя редактором, он впервые ввел у нас это слово. В карамзинский период в «В. Е.», кроме самого Карамзина (ему принадлежит огромное большинство прозаических статей), принимали участие: Жуковский, Державин, И. И. Дмитриев, В. Л. Пушкин, К. Н. Батюшков, кн. П. А. Вяземский, Д. В. Давыдов и др. В 1814 в «В. Е.» появились первые стихи А. С. Пушкина. При Каченовском в «В. Е.» принимали участие ученые — К. Калайдович, И. М. Снегирев, М. П. Погодин и др., а в качестве критиков М. А. Дмитриев и Н. И. Надеждин, выступавшие против романтиков и школы А. С. Пушкина. При Карамзине и позднее «В. Е.» был выразителем взглядов крепостнического дворянства. В статьях «В. Е.» доказывалось, что наилучший образ правления — монархия, что именно этому строю Россия обязана своим величием, что русские крестьяне благоденствуют и т. д. Отрицательные явления русской жизни в журнале замалчивались.

«Сын оте́чества» — русский журнал XIX века; выходил в Санкт-Петербурге с 1812 года до 1852 года (с перерывами) и оказал влияние на развитие общественной мысли и движение литературной жизни в России. Журнал выходил еженедельно (по четвергам). Редактором-издателем был преподаватель словесности петербургской гимназии и секретарь цензурного комитета Н. И. Греч. Первоначально «Сын отечества» был журналом историческим и политическим, однако в нём помещались и художественные произведения, преимущественно стихотворные и главным образом на актуальные политические и военные темы (связанные с Отечественной войной 1812 года). Новшеством были иллюстрации (А. Г. Венецианова, И. И. Теребенёва), в основном карикатуры. В 1814 появился постоянный литературный отдел, включавший художественные произведения, критику, библиографию.

В журнале печатались солдатские и народные песни, басни И. А. Крылов «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица», статьи А. П. Куницына, И. К. Кайданова. В начальный период в журнале принимали участие А. Ф. Воейков, К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, Г. Р. Державин.

В 1816—1825 в «Сыне отечества» участвовали декабристы и близкие к ним по общественным и литературным взглядам авторы. В журнале помещались стихотворения В. А. Жуковского, А. А. Дельвига, П. А. Плетнёва, М. В. Милонова, А. А. Бестужева, а также Ф. Н. Глинки, А. С. Пушкина, П. А. Катенина, В. К. Кюхельбекера, статьи П. А. Вяземского, А. С. Грибоедова, О. М. Сомова, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева, Н. И. Кутузова.

Опубликованной в 1815 в «Сыне отечества» статьёй «Обозрение русской литературы 1814 г.» Греч впервые ввёл в русской журналистике и литературной критике жанр годового обозрения; аналогичные обозрения впоследствии писали А. А. Бестужев, Н. А. Полевой, В. Г. Белинский и другие русские критики. Широкий резонанс имела полемика 1816 года между Гнедичем и Грибоедовым о творчестве Жуковского и национальной самобытности русской литературы, вызванная публикацией баллады Катенина «Ольга» (переделки баллады Бюргера «Ленора»).

До 1825 журнал был одним из наиболее влиятельных и популярных русских журналов; тираж достигал 1200—1800 экземпляров.

"Московский телеграф" — знаменитый журнал, издававшийся в Москве с 1825 по 1834 г., по две книжки в месяц, Николаем Полевым. Это был первый русский научно-литературный журнал, знакомивший русскую публику со всеми отраслями наук и искусств не только в России, но и за границей. Журнал должен был служить "зеркалом, в котором отражается весь мир нравственный, политический и физический. Н. А. Полевой по природе своей обладал всеми свойствами журналиста, умел заинтересовать и привлекать к себе массу читателей. Журнал его пользовался поразительным для того времени успехом; первые 8 книжек должны были появиться вторым изданием. Весьма деятельное участие в журнале принимал кн. П. А. Вяземский, которого Н. А. Полевой называет "главным одушевителем редакции"; иная книжка "Телеграфа" была наполовину наполнена им лично или материалами, им сообщенными. Изящная словесность была представлена в журнале довольно слабо и в качественном, и в количественном отношениях, и только имена Пушкина, кн. Вяземского и кн. Одоевского скрашивали этот отдел. Все почти внимание редакции было сосредоточено на остальных отделах журнала, к которым Полевой привлек П. И. Кеппена, М. Максимовича, И. Сахарова, П. Свиньина, П. А. Словцова и мн. др. Много переводилось с иностранных языков статей по философии, истории литературы, истории, государственному и частному хозяйству, естественным наукам. Превосходный отдел составляли некрологи и биографии. Полевой первый познакомил русскую публику с совершенно новою для нее в то время политической экономиею и популяризировал сочинения известного географа Риттера. Самую характеристичную часть "Московского телеграфа" составляла его критика; писалась она с большим увлечением, страстностью, задором; мнения высказывались свободно, независимо; старые предрассудки, авторитеты отбрасывались. "М. телеграф" первый решился высказаться против считавшегося до тех пор непоколебимым научного авторитета "Истории Государства Российского". "М. телеграф" нажил себе множество врагов среди литературной братии и отвечал им тем же оружием. В "М. телеграфе" печаталась антикритика, рекритика, при чем основной предмет спора забывался, дело переходило на личную почву, критика обращалась в несдержанную иногда полемику. Увлечение "М. телеграфа" подобного рода "журнальными сражениями", как выражался сам Полевой, продолжалось, впрочем, не очень долго. Прямота и независимость суждений, непризнание традиционных, установленных авторитетов послужили причиной закрытия журнала.

«Библиотека для чтения» была заявлена в 1834 г. как «журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод». Программа энциклопедического журнала включала в себя следующие отделы: «Русская словесность», «Иностранная словесность», «Науки и художества», «Промышленность и сельское хозяйство», «Критика», «Литературная летопись», «Смесь». «Библиотека для чтения» выходила регулярно первого числа каждого месяца, объем одного номера составлял 25-30 печатных листов. Журнал имел привлекательный внешний вид: отличная бумага, четкий шрифт, цветные картинки мод.

Основал «Библиотеку для чтения» известный книгоиздатель и книгопродавец, хозяин самой популярной книжной лавки в Петербурге А.Ф. Смирдин. Редактором журнала он пригласил Осипа Ивановича Сенковского — университетского профессора-ориенталиста, возглавлявшего кафедры арабского и турецкого языков. Сенковский хорошо знал Восток, воочию познакомился с его культурой во время путешествий. Эрудиция, редкая работоспособность, общительность, умение заинтересовать читателя, предприимчивость помогли Сенковскому быстро освоить новое для него дело.

«Библиотека для чтения» ориентировалась на средний класс населения — чиновничество, мелкопоместное дворянство, городское мещанство. Ставка делалась на семейное чтение, отсюда — внимание к разнообразию материалов, занимательности изложения, учет вкусов и повседневных интересов широких кругов читателей.

Отдел «Русская словесность» был представлен именами В.Одоевского, Д.Давыдова, В.Даля, А.Марлинского, Н.Кукольника, М.Загоскина, А.Тимофеева, В.Бенедиктова и др. В первые два года существования журнала в нем печатал стихи и художественную прозу Пушкин («Пиковая дама», отрывки из «Медного всадника», «Песни западных славян», сказки). В отделе «Иностранная словесность» помещались произведения Э.Сю,

Бальзака. Среди жанров беллетристики главенствующее место занимала повесть. В этом жанре выступали в журнале сам редактор («Иван и Роза»), Булгарин («Петербургская чухонская кухарка»), В.Ушаков («Пиюша»). Последняя повесть имела сатирическую направленность против Белинского. Художественные произведения отечественных и зарубежных авторов Сенковский перерабатывал, приспосабливая к цензурным требованиям и вкусам обывательской аудитории. К концу десятилетия состав авторов изменился, после образования «Современника» Пушкина и перехода «Отечественных записок» в ведение Краевского именитые писатели и поэты покинули журнал.

В отделе «Науки и художества» приоритет отдавался естественнонаучным, экономическим статьям иностранных авторов, в которых популяризировались технические достижения. При этом редактор стремился придать им занимательную форму, исключая из них теоретические рассуждения и оставляя любопытные факты, полезные сведения. Практическую направленность имел отдел «Промышленность и сельское хозяйство», где содержались разного рода советы и рекомендации: по уходу за скотом, по использованию новых орудий сельского труда, по изготовлению продуктов питания и т.д. Рекламируемые блага цивилизации сулили читателю комфорт и благополучное существование.

Критический отдел журнала отличался фельетонным стилем, который исключал необходимость глубокого анализа содержания и художественных достоинств произведений. Взяв на себя эту функцию, Сенковский стремился позабавить читателя веселыми остротами, насмешками по поводу отдельных эпизодов или языка рецензируемых произведений и т.п.

В «Литературной летописи» Сенковский в полной мере использовал изобретенную им литературную маску барона Брамбеуса, от лица которого он смешил и дурачил публику, развлекая ее анекдотами из жизни литераторов, мистификациями и пародиями на произведения современных авторов.

Отдел «Смесь» стал средоточием разнообразных сведений и любопытных фактов из истории, географии, метеорологии, театра и т. п. — на любой вкус, возраст, образование. От руководства по разгадыванию снов и рецептов чудодейственных лекарств до сенсационных эпизодов из жизни королей, полководцев и т. д. — таков диапазон «Смеси».

Все названные отделы «Библиотеки для чтения» обретали содержательное и стилистическое единство благодаря деятельному участию самого редактора. Избегая политических и острых социальных проблем и в то же время не скрывая неприязни к революционным идеям («Брамбеус и юная словесность»), Сенковский развлекал и одновременно просвещал публику, предлагая ей занимательное чтение и обилие полезных сведений. Читательский успех журнала пришелся на период смятения и растерянности общества после декабрьских потрясений 1825 г. и событий французской революции 1830 г. Спустя десятилетие читатели, оценив качественный уровень обновленных «Отечественных записок» и «Современника», нашли в них отклик на запросы времени и отхлынули от «Библиотеки для чтения».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.