Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность стратегического управления

 
 

 
 

Стратегическое управление определяет, что должна делать организация в настоящем, чтобы достичь желаемой цели в будущем, исходя из меняющихся условий внешней и внутренней сред функционирования предприятия.

Термин стратегическое управление и стратегический менеджмент рассматриваются как идентичные, что не совсем верно. Сущностью стратегического управления является разработка и поддержание четко сформулированной и сконцентрированной стратегии. В основе стратегического менеджмента всегда находится человеческий фактор, который является главным средством и условием разработки и реализации стратегии.

 

Процесс стратегического управления можно разделить на три фазы:

☻ стратегическое планирование;

☻ стратегическая организация;

☻ стратегический контроль и регулирование. На каждой из фаз решаются относительно самостоятельные задачи управления.

Стратегическое управление – это управление организацией, которое

☻ опирается на человеческий потенциал как основу организации;

☻ ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;

☻ осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ.

 

Ос­новное вни­мание уделяется воспроизводственной функции, как ос­новы обес­печения долгосрочных конкурентных пре­имуществ фирмы.

Эффективность функционирования организации ставится в пря­мую зависимость от умения ее адаптироваться к условиям внешней среды. Эф­фективность развития - в зависимость от перспектив взаимо­действия орга­низации с внешней средой в будущем.

Особое внимание уделяется совокупности стратегических ре­сур­сов: контроль стратегических ресурсов позволяет сни­зить за­ви­симость организации от внешней среды и, прежде всего от ор­ганизацёий, располагающих необходимыми для нее ресурсами.

Для современного управления организацией актуальной проблемой является одновременное применение двух режимов управления – стратегического и оперативного, в основе которых лежат противоположные стили организационного поведения: приростный и предпринимательский.

Стратегическое управление – это в первую очередь предпринимательская деятельность. Предпринимательский подход ориентирован на постоянный поиск возможностей для роста фирмы и, прежде всего, связанных с инновациями. Стратегическое управления нацелено на изменения, является гибким и не использует жесткие структуры.

Для оперативного управления характерен приростный стиль организационного поведения. Оно устойчиво к изменениям, нацелено на высокую эффективность.

 

Таблица 3 - Отличие стратегического управления от оперативного

Характеристика Оперативное управление Стратегическое управление
Смысл существования фирмы   Организация существует для быстрого получения прибыли от реализации производимых товаров, услуг Выживание в долгосрочной перспективе посредством сбалансированных отношений с внешней средой
Концентрация внимания Поиск путей более эффективного использования ресурсов, имеющихся внутри организации Усиление конкурентоспособности посредством поиска новых возможностей во внешней среде и адаптации к происходящим в ней изменениям
Стиль организационного поведения Приростный Предпринимательский
Фактор времени Ориентация на краткосрочный (текущий) период времени Ориентация на долгосрочную перспективу  
Управление персоналом   Взгляд на работников как на простых исполнителей работ и функций (расходный ресурс) Взгляд на работников как на основу развития организации, ее главную ценность и источник благополучия (ключевой ресурс)
Отношение к риску Минимизация риска Сознательный риск
Оценка эффективности     Эффективность оценивается в терминах прибыли и рациональности использования производственного потенциала Эффективность оценивается через способность организации своевременно реагировать на новые запросы рынка и изменяться в соответствие с изменениями во внешней среде.

Современная концепция управления под управлением понимает не воздействие, а взаимодействие, взаимовлияние, что заставляет основное внимание уделять перспективному развитию каждого работника. При этом регуляция деятельности личности происходит за счет совместных действий и отношений. Такая организация получила название «обучающейся».

 

 

1.3. Сущность стратегического планирования

Сущностную основу стратегического управления составляет стратегическое планирование.

Стратегия (от греческого strategia) – искусство развертывания войск в бою (искусство или наука быть полководцем).

Стратегия – это заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.

Стратегия – средство достижения конечного результата, но стратегия – это скорее заявление о направлении деятельности, а не подробные, шаг за шагом, планы действий.

 

Направление задается четырьмя выборами:

сферы деятельности: рынков, которые предлагается обслуживать, и потребительских сегментов, которые необходимо заполучить;

преимущества: позицией, которая отличает данный бизнес от конкурентов;

доступа: коммуникациями и каналами дистрибуции, применяемыми для выхода на заданный рынок;

видов деятельности:

адаптация стратегии к возникающим угрозам.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений руководства организации, которые позволяют ей быть максимально адаптивной к внешней среде (достигать своих целей).

Под адаптацией понимают все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. В сферу планирования подключается планирование стратегии, как средства достижения цели.

 

 
 

 

Процесс стратегического планирования, охватывая различные вре­менные горизонты, определяет траекторию развития экономической орга­низации. Его сущностью является моделирование будущих изме­нений хо­зяйственной организации и её среды с точки зрения некоего желаемого со­стояния и координации действий всех элементов системы для достижения этого желаемого состояния. Именно стратегия устанавливает направление деятельности организации: рост, стабилизация, сокращение или комбинация вариантов; определение типа конкурентного преимущества, решение о конкретных товарах и рынках.

Фред Р. Дэвид «Выбираемые стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны фирмы, обеспечить преодоление ее слабых сторон, извлечение преимуществ из благоприятных внешних условий и успешное отклонение от внешних опасностей».

И. Ансофф «Стратегия – это системный подход, обеспечивающий сложной организации сбалансированность и общее направление роста».

С. Левицки «Стратегия – это набор документов и концепций, формирующих план будущего организации».

А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд «Стратегия компании – это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей. Стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса».

Минцберг определяет понятие стратегии через так называемому комбинацию 5-ти «П»:

стратегия - план действий

стратегия – прикрытие,т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников;

стратегия – порядокдействий, т.е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

стратегия – позицияв окружающей среде, т.е. связь со своим окружением;

стратегия – перспектива,т.е. видение того состояния, к которому надо стремиться.

 

П. Дойль: « Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия, в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы, а также как именно это будет сделано, то есть каким образом будет организована работа по формированию потребительских предпочтений в данных областях».

 

Оксфордский словарь бизнеса определяет стратегию на основе комплекса действий менеджеров: «Стратегия бизнеса включает все аспекты производственной деятельности сверху вниз:

а) постановку целей: определение общих целей фирмы (например, увеличение отдачи от инвестиций или доходов на акцию);

б) выбор стратегических направлений: принятие решений о том, какими видами бизнеса фирма будет заниматься и где, например, продолжить текущую деятельность, сократить инвестиции в них, и/или диверсифицировать деятельность с переходом на новые рынки;

в) выбор модели роста: принять решение для каждой сферы бизнеса, какой вид роста бизнеса для нее подходит в наибольшей степени (например, внутренний рост или внешний рост, на основе слияний /поглощений);

г) стратегия конкуренции: принять решение на основе оценки сильных и слабых сторон фирмы и потребностей клиентов о выборе лучших средств для формирования конкурентных преимуществ;

д) функциональная ответственность: обеспечить эффективные и координированные усилия различных функциональных подразделений: маркетинг, производство, др, посредством менеджмента.

Страте­гическое планиро­ва­ние это:

☻ поиск адекватной имеющимся ресурсам рыночной ниши и раз­ра­ботка стратегии функционирования в ней со старым продуктом;

☻ развитие нового бизнеса, что требует особого внимания к соз­данию инновационного потенциала организации;

☻ расширение производственной организации за счет добавления но­вых структур (интеграция на основе концентрации);

☻ диверсификация деятельности;

☻ создание системы всеобъемлющего контроля для рационального приобретения и размещения ресурсов;

☻ формирование системы профессиональной подготовки, пере­подго­товки и продвижения кадров;

☻ создание благоприятного социально-психологического климата.

 

Предприятие само определяется в приоритетах при выборе под­ходов к планирования и, если отсутствие финансового и инновацион­ного потен­циалов не позволяют ему разрабатывать новые виды биз­неса, осуще­ств­лять стратегии интегрированного и диверсифицирован­ного роста, то все остальные подходы хотя бы способствуют выжива­нию.

 
 

 

Стратегический план носит концептуальный характер. Главным в стратегическом планировании является определение стратегии взаимодействия с внешней средой, а временной (плановый) горизонт определяется возможностью построения достоверной модели взаимодействия с ней.

 

Формальный результат → стратегический план и детализирующие его тактические планы (планы текущей деятельности).

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.