Сделай Сам Свою Работу на 5

Применение в криминологии общенаучных методов познания.





Понятие, предмет криминологии. Взаимодействие с иными науками.

В силу многообразности социального бытия выделяются науки, которые познают те или иные его аспекты. Существует особая сфера социальной деятельности – преступная деятельность. Целый ряд наук познает преступность как определенное явление (правовое, как явление бытия – криминалистика), но ни одна из наук не охватила проблему преступности в целом.

Такой наукой стала криминология – специальная наука, изучающая преступность как целостное социальное явление.

Термин – 1885, Италия – Топинард и Гарофало, получила развитие в XX веке.

Криминология – общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности преступника, методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая понятие борьбы с преступностью и ее предупреждение).

Предмет – само явление (преступность) и те факторы, которые непосредственно с ними связаны.

Преступность – основная часть предмета. Существует целый ряд определения преступности, следует указать ее основные характеристики – это форма социального поведения людей, социально-правовое явление, она исторически изменчива, зависит от правовой оценки тех или иных явлений и состоит из отдельных преступлений.



Дефиниция преступности по Кудрявцеву – социально-правовое исторически изменчивое негативное явление, складывающееся из совокупности совершаемых в тот или иной период на той или иной территории преступлений, характеризующихся количественными и качественными показателями.

Вторая часть предмета – причины преступности и условия, ей способствующие (целый ряд категорий, оказывает решающее значение на то, каким образом предотвращать преступность и противодействовать ей), личность преступника (целый ряд концепций биологического и социального плана о формировании личности, выделение социальных типов отдельных категорий преступников, наиболее значимых для определения таковых качеств личности), предупреждение преступности – три уровня: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный, прогнозирование преступности.

Есть мнение относительно введения в предмет виктимологии – учения о жертве преступления.



Система криминологии - понятия, предмет и задачи науки, ключевые проблемы криминологии (преступность, ее причины и условия, личность преступника, методы изучения, прогнозирование и предупреждение преступности), наиболее опасные и распространенные виды преступности.

Связь наук – прежде всего, с УП – дает категории науки, рассматривает преступление с юридических позиций как состав, определяет грани преступного.

УПЦ – выявление причин и условий преступления является прямой обязанностью органов расследования и суда.

Криминалистика – методика, техника и тактика расследования преступлений, данные о состоянии преступности, особенностях механизма, свойства личности являются криминологическими.

Теория ОРД, УИП.

Судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия (используются данные о преступности в целом, о личности преступников, предоставляемые этими науками).

Социология – криминология де-факто является социологией преступности.

Юридическая психология.

Применение в криминологии общенаучных методов познания.

Криминологическое исследование – это один из видов социального исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с использованием всех методов исследования общественных явлений. При этом учитываются особенности предмета и содержания криминологии.

Используются следующие общенаучные методы познания:

1) восхождение от абстрактного к конкретному;

2)гипотеза;

3) системно-структурный анализ;

4) исторический метод;



5) сравнение;

6) динамические и статистические методы.

1.Восхождение от абстрактного к конкретному. Этот метод познания предполагает теоретическую подготовку, выдвижение гипотез, использование теоретических понятий и представлений, абстрактное мышление. Для использования метода следует постичь теорию и, постигнув, осуществлять ее творческое развитие, поскольку любая теория не дает абсолютного знания.

2Обычно под гипотезой понимают такое предположение, которое заслуживает того, чтобы его проверили. .Гипотеза должна быть научной и вероятной.

Выдвижение, формулирование гипотезы требуют оценки уже имеющихся теоретических и эмпирических данных, их соотнесения с предметом, объектом и задачами исследования. Эта работа проводится в процессе подготовки исследовательской программы.

3.Системный подход. Сейчас все чаще говорят о системном движении, которое включает наряду с системным подходом общую теорию систем, системный анализ, философское осмысление системности мира.

Этот метод предполагает рассмотрение изучаемого объекта (в нашем случае преступности и общества) как определенной сложно организованной системы, имеющей определенную структуру, содержащую известное количество взаимосвязанных элементов.

Ранее проводившиеся исследования указывали на взаимосвязь преступности несовершеннолетних и рецидивной преступности, сложные взаимозависимости: разных преступлений и отдельных видов преступности.

В криминологии имеет значение взаимосвязь двух аспектов применения системно-структурного метода.

Во-первых, рассмотрение преступности как множества взаимодействующих преступлений и лиц, их совершающих, обнаружение взаимодействий между ними. При этом анализируется структура преступности, характеристики различных элементов, их взаимодействие.

Во-вторых, преступность исследуется в рамках более общей системы – общества. Выявляются внешние связи преступности с различными характеристиками общества, выделяются среди них главные. В том числе причинные связи, т. е. порождающие преступность.

Преступность рассматривается в данном аспекте во взаимосвязи с иными негативными социальными отклонениями (пьянством, наркоманией, проституцией, теневой экономикой и др.), Она также рассматривается в связи с экономикой, политикой, иными сферами жизнедеятельности.

Все это анализируется в динамике, выявляется диалектика структуры преступности и ее взаимодействия с более общей системой – обществом и другими его структурами.

Используются математические и кибернетические методы.

4.Исторический метод. Обеспечивает изучение преступности в историческом разрезе, в движении. При анализе преступности берется, как правило, длительный период, позволяющий вскрывать устойчивые характеристики и тенденции преступности, а также ее взаимосвязи с иными явлениями.

При изучении региональных различий преступности применяется сравнительно-исторический метод как разновидность исторического. При этом осуществляется: а) сравнение однотипных явлений на протяжении одного и того же периода (преступности несовершеннолетних, молодежи и т. д. ) в разных регионах; б) сравнение одних и тех же характеристик в разные периоды в каждом из регионов.

5.Сравнительный метод используется также широко. Сравнивается преступность в разных государствах, в разных регионах государства, преступность лиц разного пола, возраста, социального положения и др. При этом появляется возможность получить новые данные о причинах преступности, ибо различия преступности накладываются на различия социально-экономических и других характеристик государств, регионов.

При использовании метода сходства устанавливаются повторяющиеся характеристики преступности и повторяющиеся условия жизни людей, совпадающие в пространственно-временном отношении с характеристиками преступности. Соответствующие совпадения служат основанием для дальнейшего исследования факта и механизма взаимосвязей этих условий и преступности.

При использовании метода различия устанавливаются те характеристики преступности, которые встречаются в одних государствах, регионах и не обнаруживаются в других. Такого рода материал также служит базой для выдвижения и проверки гипотез о причинной зависимости преступности от конкретных условий среды.

Контрольная группа – группа исследуемых, подвергаемая опросу в связи с предметом основного опроса вместе с основной группой (нормальная школота и школьники на учете в ПДН)

6.Динамические и статистические методы широко используются в криминологических исследованиях. Особенно статистические методы, рассчитанные на исследования массовых явлений, одним из которых является преступность.

Динамические и статистические методы дают разное знание. Динамические закономерности – это закономерности развития. Их применение непосредственно ведет к обнаружению причинных зависимостей (исследование той же школоты через определенное время)

Статистика, находя и измеряя общие свойства, устанавливает общие статистические закономерности, основанные на действии закона больших чисел.

Поиск статистических закономерностей осуществляется путем нахождения и измерения общих свойств явлений.

Со статистическим исследованием всегда связан поиск закономерностей. Но установление их характера (причинного, связи состояний или иного) требует применения комплекса методов.

При статистическом исследовании используются обобщающие показатели; К ним предъявляются следующие основные требования:

а) изучаемая совокупность должна быть однородной по составу.

б) изучаемая совокупность должна быть достаточно массовой.

В процессе исследований нередко применяется выборочное наблюдение, но при этом важно обеспечить получение представительных (репрезентативных) данных.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.