Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Причины и условия преступности.





Причины и условия индивидуального преступного поведения. Криминальная виктимология

Вопросы

1. Причины и условия преступности. Классификация причин и условий преступности.

2. Понятие причин и условий совершения конкретных преступлений.

3. Экономические отношения и преступность. Социальные отношения и преступность. Политика и преступность. Нравственные принципы развития общества, правовая культура и преступность.

4. Роль потребностей, интересов, мотивов и целей, антиобщественных привычек и взглядов в механизме преступного поведения. Классификация мотивов криминального поведения.

5. Понятие криминогенной ситуации, ее разновидности и роль в совершении преступления.

6. Криминальная виктимология как учение о потерпевшем от преступления и его поведении. Понятие виктимности. Классификация потерпевших (социально-демографические, профессиональные, социально-правовые признаки).

6. Понятие и виды виктимного поведение потерпевшего лица.

7. Профилактика криминальной виктимности.

 

Задания

1.Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступника и причины преступного поведения. Проведите виктимологический анализ.



Суржиков служил в армии десантником. Там у него все получалось. А как он был счастлив, когда сбылась его мечта - дембель! Но радостным был только путь домой. Как-то не получалось у него вписаться в новую жизнь. Не умел он суетиться, шустрить, покупать, перепродавать, обманывать, навариваться. Перебивался кое-как. Когда мать умерла, стал сдавать квартиру азербайджанцу - тот торговал на рынке.

Суржиков спивался и как-то терял себя. Один раз он избил своего квартиранта, отобрал у него деньги, пропил. Потом извинялся. Плакал. Тот простил. Ну не идет жизнь, и все. Не попадает в колею. Шарахает Суржикова, словно по ухабам. Вечером он допил водку, остававшуюся в бутылке, решил пойти погулять. Настроение было хуже некуда. Зачем он взял с собой нож, он сейчас сказать не может. Честно говоря, было какое-то смутное желание кого-нибудь прирезать. Не кого-то конкретно, а так, вообще.

Возле школы (там было безлюдно) ему встретился мужчина: «Закурить нет?» Суржиков достал пачку сигарет, протянул. Мужчина был намного здоровее Суржикова. Он достал сигарету, закурил, нагло посмотрел на него и положил чужую пачку сигарет в свой карман. Он успел сделать всего полшага. Суржиков буквально изрешетил ему спину - 15 ножевых ранений.



2.Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:

· общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакции на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная возбудимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуверенность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?

3.Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

· по уровню влияния: на преступность в целом; на совершение конкретных преступлений;

· по содержанию: социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного, правового, морально-нравственного характера;

· по механизму действия: причины преступности (преступлений), условия преступности (преступлений):

- недостатки в системе учета и охраны материальных ценностей;

- миграционные процессы;

- дефекты в сфере управления;

- нравственные деформации;

- недостатки воспитания в семье, школе;



- усиление враждебной деятельности иностранных государств;

- стремление к самоутверждению;

- отсутствие идеалов;

- лживость, лицемерие;

- существенная дифференциация доходов, бедность, нищета;

- правовой нигилизм;

- падение нравственности;

- изменения уголовного законодательства;

- бытовые и семейные конфликты;

- нарушение принципа неотвратимости ответственности, индивидуализации наказания;

- алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция;

- стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм, цинизм.

4.Классифицируйте потерпевших по предложенным ниже основаниям:

Потерпевшие:

- лицо с малым жизненным опытом;

- «легкомысленная» жертва;

- «агрессивная» жертва;

- активный потерпевший;

- знакомый преступника;

- «случайный» потерпевший;

- родственник преступника;

- «закономерный» потерпевший;

- потерпевший «корыстного» типа;

- потерпевший от тяжкого преступления;

- «распущенная» жертва.

Основания классификации
отношение к преступнику нравственно-психологическая характеристика роль в генезисе преступного поведения степень «вины»  

5.Классифицируйте виктимогенные ситуации по предложенным ниже основаниям:

Виктимогенные ситуации:

- ситуация разового характера;

- закрытая ситуация;

- ситуация толчковая;

- провоцирующая ситуация;

- кратковременная ситуация;

- ситуация-система;

- ситуация потерпевший-преступник;

- ситуация сотрудничества;

- соблазняющая ситуация;

- смешанная ситуация;

- экстремальная ситуация;

Основания классификации
Поведение потерпевшего Характер взаимодействия между потерпевшим и преступником Развитие ситуации во времени Степень и характер понимания потерпевшим динамики и перспективы развития ситуации

6.В чем заключается специфика механизма действия глобальных факторов преступности? Охарактеризуйте войны, локальные вооруженные конфликты, миграционные процессы как глобальные факторы преступности.

7.Опросите 20 человек по методу случайной выборки на предмет виктимности: оказывались ли вы потерпевшим (ей) в течение последних двух лет от таких преступлений как:

- квартирная кража;

- карманная кража;

- грабеж;

- разбой;

- мошенничество;

- хулиганство;

- причинение вреда здоровью легкой степени;

- причинение вреда здоровью средней степени тяжести;

- причинение тяжкого вреда здоровью;

- автотранспортное преступление;

- взяточничество;

- насилие со стороны сотрудника милиции;

- иное преступление (указать)

Опрос проводится анонимно.


Тема 7. Предупреждение преступности.

Криминологическое прогнозирование и планирование.

Зарубежная криминология

Вопросы

1. Понятие предупреждения преступности.

2. Система предупреждения преступлений и ее функции: регулятивная, охранительная, воспитательная. Общее, специальное и индивидуальное предупреждение преступности. Классификация мер предупреждения преступности.

3. Принципы предупреждения преступности. Классификация субъектов предупреждения преступности. Объекты предупреждения преступности.

4. Криминологическое планирование и прогнозирование в системе предупреждения преступности (понятие и значение, виды).

5. Возникновение, основные этапы и направления развития криминологии. Криминология как учебная дисциплина в университетах США, Италии, Германии, Франции.

6. Социологические теории: «множественности факторов», «дифференциальной ассоциации», «социальной дезорганизации», «конфликта и согласия», «контроля» и др. Достоинства и недостатки социологического направления криминологии.

7. Биосоциальное направление в криминологии: расовые теории, антропологические, фрейдистские, генетические и др. Консервативный характер данного направления, его влияние на уголовное законодательство и программы предупреждения преступлений.

8. Концепции предупреждения преступности. Научное обеспечение профилактических программ и нормативных актов. Комплексное криминолого-профилактическое законодательство в борьбе с организованной преступностью и коррупцией в США и Италии.

 

Задания

1.Какое из приведенных суждений представляется вам наиболее правильным и почему:

1. в основе причин преступности лежат определенные экономические факторы;

2. причинами преступности прежде всего являются дефекты общественного сознания;

3. причины преступности прежде всего коренятся в индивидуальном сознании части граждан;

4. в обществе нет социальных корней преступности, и причины преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;

5. в обществе нет причин преступности, речь должна идти только об условиях, способствующих проявлению пережитков в сознании людей;

6. причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семьи, производственного и ближайшего бытового окружения.

2.Рабочий ремонтного завода Сергеев, ранее привлекавшийся к административной ответственности за мелкое хищение, продолжал систематически совершать кражи запасных частей с завода. Всего им похищено имущества 256 тыс. рублей, за что он был привлечен к уголовной ответственности. С учетом актуальности дела и в целях профилактического воздействия руководство завода обратилось в суд с письмом, в котором просило о проведении судебного процесса непосредственно на заводе.

На какие обстоятельства должен обратить внимание суд при рассмотрении дела в выездной сессии?

3.Среди субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений, принято выделять три группы:

1. органы, для которых борьба с преступлениями и правонарушениями является основной функцией их деятельности;

2. органы, решающие профилактические задачи в процессе осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступностью;

3. органы, выполняющие профилактическую деятельность наряду с основной профессиональной деятельностью.

Назовите органы, которые входят в каждую группу, обоснуйте свой выбор.

4.Дайте анализ основных недостатков профилактической деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Каковы содержание, цели, субъекты индивидуальной профилактики преступлений?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.