Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Основные криминологические теории.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Раздел 1. Общая часть криминологии

 

Тема 1. Понятие, предмет, задачи криминологии.

Место криминологии в системе наук

Вопросы

1. Дать понятие криминологии как науки и учебной дисциплины.

2. Определить, что входить в предмет криминологии.

3. Цели и задачи, функции криминологии.

4. Что представляет собой система дисциплины криминология?

5. Какое место занимает криминологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками? Взаимосвязь криминологии и философии.

6. Как соотносится предмет криминологии с предметом уголовного права?

 

Задания

1.В литературе можно встретить различные определения криминологии: Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ, руководствуясь современными криминологическими теориями.

- наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

- относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);

- общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

2. Что такое преступность? Определите свое отношение к следующим дискуссионным вопросам:



- присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и вялении «преступность»?;

- преступность - явление исторически проходящее или вечное?;

- преступность – это совокупность преступлений или нет?;

- преступность изменчива или постоянна?

3.Прокомментируйте схему, иллюстрирующую место криминологии в системе наук.


 

  Философия

Уголовное право Правовая статистика

 

Уголовно- исполнительное право   Криминология   Социология

 

Уголовно- процессуальное право     Психиатрия

 

 

Криминалистика   Педагогика
  Психология  
         

 


 

Тема 2. Метод криминологии.

Методика криминологических исследований

Вопросы

1. Методика криминологических исследований как совокупность приемов, средств сбора, обработки и анализа информации.

2. Система методов криминологических исследований и их виды:

- Диалектический метод, исторический метод, комплексный метод;

- Правовые методы;

- Социологические методы;

- Психологические методы;

- Статистические методы;

3. Организация и проведение криминологического исследования (его задачи, направления, объекты).

4. Понятие криминологической информации и направления криминологического исследования.

 

Задания

1.Что такое криминологическое исследование?

В программе конкретного криминологического исследования принято выделять две основные части: методическую и процедурную.

В чем сущность каждой части программы?

Какие из перечисленных ниже понятий включает методическая часть, а какие процедурная:

а) определение проблемы;

б) выделение объекта и предмета исследования;

в) формулирование гипотез;

г) составление принципиального плана исследования;

д) характеристика задач исследования;

е) описание методов и техники сбора данных;

ж) уточнение понятий;

з) описание способов обработки и анализа данных;

и) предварительное описание объекта.

2.В криминологическом исследовании используются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование. Укажите, какие из перечисленных признаков характерны для анкетирования, а какие - для интервьюирования:

а) анонимность;

б) возможность внешних подсказок;

в) возможность разъяснения вопроса;

г) меньшая затрата времени и средств;

д) вероятность отказа от ответа.

Как происходит отбор и подготовка корреспондента к опросу? Какие задачи решает установление процедуры анкетного опроса?

3.Сравните понятия: «судебная статистика», «юридическая статистика», «уголовная статистика», «правовая статистика», «криминологическая статистика».

4. Попросите 20 человек (соседей, родственников и проч.) по методу случайной выборки ответить на вопросы следующей анкеты:

Что удерживает вас от совершения уголовно-наказуемых деяний:

1) страх перед наказанием;

2) стыд перед родными, близкими, друзьями;

3) совесть;

4) вера в справедливость закона;

5) иное

Укажите ваш пол, возраст, образование

Обобщите материалы анкетирования, результаты внесите в таблицу и дайте анализ результатов.

Содержание анкеты Результаты в %
1) страх перед наказанием;  
2) стыд перед родными, близкими, друзьями;  
3) совесть;  
4) вера в справедливость закона;  
5) иное  
возраст  
14-25 лет  
25-35 лет  
35-45 лет  
45и более лет  
пол  
женский  
мужской  
образование  
Среднее  
Средне-специальное  
высшее  

 


 

Тема 3. Основные криминологические теории.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.