Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. Механизм преступного поведения

(причины конкретного преступления)

Понятие механизма преступного поведения и общая характеристика причин конкретного преступления: понятие и общая характеристика. Причины индивидуального преступного поведения.

Ближайшая причина конкретного преступления: криминогенная мотивация и условия, облегчающие совершение преступления.

Классификация мотивов криминального поведения. Мотивация преступного поведения – система мотивов, побудитель к преступлению и его регулятор как собственно причина преступного поведения. Функции криминогенной мотивации – отражательная, побудительная, регулятивная, контрольная.

Непосредственная причина конкретного преступления: антиобщественная направленность (антиобщественная установка) и конкретная жизненная ситуация. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

Предшествующая причина конкретного преступления: условия неблагоприятного формирования личности, психобиологические особенности человека.

Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления.

Ключевая роль семьи в формировании личности преступника.

План изучения темы:лекция – 2 часа, семинарское занятие – 4 часа (для курсантов, обучающихся по гражданско-правовой специализации с профилем подготовки сотрудники юридической службы ОВД – 2 часа), практическое занятие – 2 часа, самостоятельная работа – 8 часов.

Цели и задачи занятия – закрепление теоретических положений и выработка практических навыков относительно материала полученного на лекции, а именно: сформировать систему знаний о механизме преступного поведения, причинах индивидуального преступного поведения; сформировать комплекс умений и навыков по характеристике причин и условий индивидуального преступного поведения, выявлению условий неблагоприятного формирования личности.

В результате изучения темы курсанты должны знать: механизм преступного поведения, причины и условия индивидуального преступного поведения.



Должны уметь: анализировать причины индивидуального преступного поведения.

Владеть навыками: по использованию теоретических знаний о причинах индивидуального преступного поведения в практической деятельности органов внутренних дел в процессе предупреждения преступлений.

Вопросы, выносимые на первое семинарское занятие:

1. Понятие механизма преступного поведения и общая характеристика причин конкретного преступления.

2. Ближайшая причина совершения конкретного преступления.

3. Понятие, функции и значение мотивации.

 

Вопросы, выносимые на второе семинарское занятие:

1. Непосредственная причина совершения конкретного преступления.

2. Предшествующая причина совершения конкретного преступления.

3. Неблагоприятная роль семьи, трудового коллектива, сферы досуга и иных элементов микросреды в формировании личности преступника.

Темы докладов:

1. Условия, облегчающие совершение преступлений.

2. Роль антиобщественной направленности в механизме преступного поведения.

3. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения.

4. Причины индивидуального преступного поведения.

5. Роль микро и макро среды в формировании личности преступника.

6. Неблагоприятная роль семьи на формирование личности преступника.

7. Влияние воспитательно-принудительной среды на личность преступника.

8. Роль психических аномалий (отклонений), существующих у человека в механизме преступного поведения.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Основные элементы механизма преступного поведения?

2. Причины индивидуального преступного поведения?

3. Содержание причинной цепочки совершения конкретного преступления (по В.Н. Кудрявцеву)?

4. Роль ближайшей причины в механизме преступного поведения?

5. Роль непосредственной причины в механизме преступного поведения?

6. Мотивация: понятие, значение, функции?

7. Антиобщественная направленность и антиобщественная установка в криминологии?

8. Роль микро и макросреды в формировании личности преступника?

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающихся средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

2. Мультимедийная лекция по теме «Механизм преступного поведения (причины конкретного преступления»).

3. Учебный фильм «Липецкий маньяк: мотивация преступного поведения».

 

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Антонян Ю.М. Криминология: Учебник. – М.: Изд. Юрайт, 2012.

2. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

3. Калашников О.Д., Меркулов М.А. Криминология в схемах и определениях. Учебно-наглядное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

4. Криминология: Учебник. / Под общ. ред. А.И. Долговой. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

5. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.

6. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

 

Дополнительная:

1. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.

2. Лунеев В.В. Преступное поведение. Мотивация, прогнозирование, профилактика. – М., 1980.

3. Мацкевич И.М. Преступность в условиях глобализации // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2009. – № 1.

4. Новикова Ю.В. К вопросу о необходимости формирования частных криминологических учений // Российский следователь. – 2011. – № 20.

5. Омигов В.И. Криминология. – Пермь, 2007.

6. Российская криминологическая энциклопедия / Под ред. А.И. Долговой. – М., 2000.

7. Стороженко И.В. Методологические основы антикоррупционного мониторинга в криминологическом значении // Российская юстиция. – 2010. – № 9.

8. Устинов В.С. Криминология. Общая часть. – Нижний Новгород, 2001.

9. Абызов К.Р., Гриб В.Г., Ильин И.С. Криминология. Курс лекций. – М., 2008.

10. Бахарев А.В. К вопросу о совершении краж и угонов автотранспортных средств // Российский следователь. – 2007. – № 10.

11. Богуш Г.И., Кузнецова Н.Ф. Криминология. – М., 2009.

12. Гладких В.И., Борбат А.В., Кулакова В.А. Занимательная криминология. – М., 2008.

13. Гришко А.Я., Демидов Ю.Н., Ванюшкин С.В. Криминология. – М., 2008.

14. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. – М., 2010.

15. Новикова Ю.В. Взаимосвязь криминологической характеристики преступности (преступлений) и положений уголовного права // Российский следователь. – 2010. – № 18.

Практическое занятие:

Задание 1

Проанализируйте роль семьи в формировании личности в целом, и в формировании предрасположенности к противоправному поведению.

 

Задание 2

Проанализируйте роль школы в формировании личности; имеются ли в школьном воспитании человека предпосылки для того, чтобы впоследствии индивид мог стать на путь противоправного поведения.

Задание 3

Проанализируйте роль трудового коллектива в дальнейшем формировании личности; какие условия, складывающиеся в трудовом коллективе, могут способствовать противоправному поведению индивида.

 

Задание 4.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу и выполните следующие задания:

а) укажите обстоятельства, непосредственно способствовавшие совершению указанного преступления;

б) разграничьте обстоятельства, относящиеся к ситуации совершения преступления и личности виновного;

в) оцените роль в совершенном Е. преступлении его личностных свойств и ситуации;

Водитель Е., закончив работу, возвращался домой. Его машину оставил Т. и попросил подвезти к вокзалу. По дороге пассажир неоднократно просил Е. ехать побыстрее, так как до отхода поезда оставались считанные минуты, и обещал хорошо «отблагодарить» его. При выезде из переулка на улицу с интенсивным движением Е. резко затормозил: на дороге оказалась девочка, выбежавшая из здания школы, расположенной на противоположной стороне. Из-за гололеда машину занесло влево, на полосу встречного движения транспорта, где и произошло столкновение с машиной, идущей навстречу, в результате чего был причинен тяжелый вред здоровью самого Т. и водителя встречного автомобиля.

Девочка не пострадала, работниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия, было установлено, что машина Е. столкнулась со встречной машиной в трех метрах от знака «Осторожно, дети!» Скорость движения его машины в момент столкновения была 70 км/час, встречной машины – 50 км/час. При медицинском освидетельствовании у него была обнаружена легкая степень алкогольного опьянения. Как показал Е., дорожного знака он не видел из-за тумана.

В аварии себя виновным не признал, заявив, что вынужден был резко затормозить, спасая девочку. Что касается незначительного превышения скорости, то оно, по его мнению, не является причиной случившегося.

По материалам личного дела было установлено, что Е. проработал в таксомоторном парке свыше 15 лет, неоднократно премировался за высокие показатели в работе. К уголовной ответственности ранее не привлекался. За нарушение Правил дорожного движения (превышение скорости и двойной обгон) дважды привлекался к административной ответственности.

Три года назад по заявлению жены о фактах его пьянства и сквернословии в семье поведение Е. рассматривалось по месту работы. По свидетельству жены, он час то пьянствовал, так как имел «лишние» деньги. Заработанную плату в основном отдавал в семью. Фактов появления Е в состоянии опьянения в рабочее время установлено не было.

Задание 5.

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1. Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2. Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3. На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

 

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник полиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» В. набросился на полицейского, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. Они бросились бежать, но были задержаны нарядом полиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия, знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел ввиду необходимость оказания помощи сотруднику полиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 года, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекаясь к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако, был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртовыми напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся».

Вскоре они вдвоем в уединенной части парка совершили разбойное нападение на пьяного. Угрожая ножом, отобрали у него кошелек и избили. Отбывая наказание за это преступление, В. проявил себя как злостный нарушитель режима: отказывался работать, потреблял наркотики и их суррогаты, играл в карты, не подчинялся требованиям представителей администрации, проявляя по отношению к ним озлобленность.

Освободившись из мест лишения свободы, В. после соответствующего лечения перестал потреблять наркотики. Пытался возобновить совместную жизнь с прежней сожительницей, однако получил отказ. Проживал с матерью, отец к этому времени умер. Свободное время проводил в основном в компании ранее судимых и других лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, злоупотреблял спиртными напитками. Привлекая к ответственности за мелкое хулиганство. За время, прошедшее после освобождения В. из колонии до совершения им последнего преступления (7 месяцев), участковым инспектором полиции были проведены две беседы с В. (одна – при решении вопроса о его регистрации, вторая – после отбытия административного ареста за мелкое хулиганство). Других профилактических мероприятий в отношении него не проводилось.

В беседе с научным сотрудником В. заявил, что считает себя «пропащим человеком», никаких перспектив в жизни не видит, озлоблен на мать, сожительницу, сотрудников полиции.

Отвечая на вопрос о том, было ли страшно идти на первую кражу и не мучила ли его потом совесть, В. заявил: «Трудно сказать, какая она первая была. С тех пор, как себя помню, помаленьку тащил все, что «плохо лежит», а когда связался с ворами, даже понравилось, что стал «работать» не по мелочам, а по-настоящему».

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у В. признаков психопатизации личности (повышенная реактивность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована черепно-мозговая травма, полученная им в 17-летнем возрасте.

Задание 6.

Прочтите описание преступления. Назовите и дайте характеристику ближайшим, непосредственным и предшествующим причинам совершенного преступления.

Проведите виктимологический анализ совершенного преступления.

Какие меры предупреждения подобных преступлений необходимо применять на практике?

Илларионов Василий Николаевич, 22.04.1981 года рождения, место рождения – г. Благовещенск Амурской области, временно зарегистрирован: г. Н. .Новгород, ул. Батумская, д. 4-10, образование среднее, холост, не работает, военнообязанный, ранее судим по ст. 158 ч. 3 УК РФ, по месту жительства характеризуется отрицательно, состоит на учете у врача-психиатра. Согласно заключения судебно-психиатрической экспертизы обнаруживает признаки психического расстройства в форме умственной отсталости легкой степени с психопатизаццией личности, что не лишает его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, совершил преступление при следующих обстоятельствах:

Десятого апреля 2012 года около 23 часов 40 минут находясь в состоянии алкогольного опьянения на ул. Б. Панина у дома № 1 Советского района г. Н. Новгорода увидел припаркованную по данному адресу автомашину марки «Волга», принадлежащую гр. Акимову С.Н.,. в которой находилась автомагнитола «Сони», кожаная куртка и сотовый телефон «Самсунг».

Убедившись в том, что в автомашине, а также вокруг никого нет, в отсутствии сигнализации, а также освещения возле дома, с помощью имеющегося у него ключа от автомашины «Волга», проник в данную автомашину, открыв переднюю дверцу и похитил из нее автомагнитолу «Сони» без панельки, кожаную куртку и сотовый телефон «Самсунг».

После чего г-н Илларионов положил данную автомагнитолу и кожанную куртку в полиэтиленовый пакет, а сотовый телефон в карман брюк и пошел по ул. Б. Панина по направлению к магазину «Ордер», где и был задержан сотрудниками полиции.

Задание 7.

Раскройте содержание микро и макро среды в формировании личности преступника? Какова их роль в формировании личности преступника?

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.