Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская академия правосудия

Ростовский филиал

Кафедра уголовного права

Криминология

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и очной на базе среднего профессионального образования форм обучения

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Ростов-на-Дону

 

 

Автор:

Бриллиантов А.В.

заведующий кафедрой уголовного права РАП,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России

Курганов С.И.

доктор юридических наук, профессор, кафедры уголовного права РАП

Перекрестов В.Н.,

профессор кафедры уголовного права

Ростовского филиала ФГБОУ ВПО РАП, к.ю.н., профессор

Кравцова Е.А.,

соискатель ученой степени кандидата юридических наук

 

Рецензенты:

Иванов В.Д.,

профессор кафедры уголовного права

Ростовского филиала ФГБОУ ВПО РАП, доктор юридических наук

 

Двойменный А.В.

Декан юридического факультета РИЗП к.ю.н., доцент

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 .Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала «Российская академия правосудия» (протокол № от «» 2012 год).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия (« »_______2012 г., протокол № ___ )

 

 

© Ростовский филиал,

Российская академия правосудия, 2012

© Бриллиантов А.В., Курганов С.И.,

Перекрестов В.Н., Кравцова Е.А.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….……………….….4

Объем дисциплины и виды учебной работы………….…………………….…..8

Тематический план дисциплины……………………......………………………..9

Программа курса……………………....………………………...………………11

Планы семинарских занятий дисциплины……………………..………………15



Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателей..…………………………………………………………………26

Тематика контрольных работ………………………………………...................43

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля ………….47

Литература……………………………………………………………….………52

Вопросы для подготовки к зачету………………………………………….…...56

 

 

Введение

Криминология является дисциплиной по выбору студента вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки Юриспруденция.

Криминология является относительно молодой междисциплинарной наукой, вышедшей из недр уголовного права и в своём развитии прошла непростой путь. Особенно труден он был в нашей стране: от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой до признания в качестве теоретической основы, как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью.

Студентам необходимы глубокие знания о преступности, сущности и формах её проявления, причинах и закономерностях возникновения, существования и изменения, а также личности преступника, в целях более успешной борьбы с этим социальным злом. Знакомясь с актуальными проблемами криминологии, спецификой её предмета, применяемыми методами исследования, решаемыми ею задачами, студенты должны уяснить, что становление криминологии как науки обусловлено общественной потребностью в научном обеспечении практической деятельности по предупреждению преступлений.

Криминология тесно связана с науками уголовно-правового цикла, а также с психологией, социологией, психиатрией, статистикой, судебной медициной и другими. В последнее время изучение криминологии является важным элементом профессиональной подготовки не только юриста, но и педагога, психолога, экономиста.

Изучение курса криминологии предполагает не только использование учебников и пособий, но и постоянный анализ таких важнейших источников как законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, документы министерств и ведомств, в которых ставятся вопросы борьбы с преступностью. При изучении криминологии необходимо пользоваться статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионах, материалами судебной практики. Кроме того, студентам следует использовать практические и теоретические материалы, публикуемые в журналах «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», «Прокурорская и следственная практика» и др.

В процессе изучения курса студенты должны уяснить, что познание феномена преступности, её свойств, причин и условий для криминологии не является самоцелью. Но без теоретического познания сущности преступности как социального явления невозможно выработать меры по её предупреждению. Разрабатывая и рекомендуя практике, конкретные формы и способы предупреждения, криминология изучает, и эффективность рекомендуемых мер. В теоретической разработанности и практической осуществимости мер предупреждения преступлений проявляется социальная эффективность криминологии как науки.

При изучении студентами курса «Криминология» достигаются следующие цели:

- мировоззренческая – становление криминологического мышления. Криминология даёт не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации, но и изменяет стиль мышления человека. Криминологическое мышление базируется на осознании человеком: сущности преступности как одной из форм социальной патологии; возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление; уяснение сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность; осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.

- практическая - умение использовать полученные знания в повседневной деятельности.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о влиянии исторических событий на развитие отечественной и мировой криминологической теории и практики, о роли экономических, социально-политических, нравственных факторов в правовой деятельности;

- об изменениях в криминологических знаниях, которые произошли в РФ в последнее десятилетие;

- о специфике анализа криминологически значимых процессов с позиций системного подхода;

знать:

-предмет криминологии как науки, ее место в системе социального знания; - понятия и термины, используемые в криминологии;

- основные детерминанты и причины преступности, меры предупреждения преступности и разрушающего воздействия на преступность;

- основные методы криминологических исследований;

- сущность и основные направления виктимологической профилактики;

- формы, содержание и результаты международного сотрудничества в области борьбы с преступностью;

основную литературу по курсу;

уметь:

- прогнозировать тенденции преступности с учетом изменения обстановки в стране и мире;

- владеть основами криминологического мышления, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам сущности преступности и воздействия на нее;

- применять полученные знания при оценке текущих событий современной жизни страны и в мире;

- работать с научной литературой по криминологии, вести дискуссию по проблемам изучаемого курса;

- подготовить научную работу по избранной теме, рецензировать и оппонировать доклады и рефераты сокурсников.

Предлагаемая программа, ориентирует студентов на изучение территориальных особенностей пре­ступности в Южном федеральном округе и Ростовской области во взаимосвязи с совокупностью геополитиче­ских, социально-экономических, миграционных и иных факторов. Освоение материала данного спецкурса предполагает знание в первую очередь основных понятий и представлений криминологии, широкое использование сведений различных отраслей права - уголовного, административного, финансового, налогового и др., а также политической экономии.

В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями бакалавра юриспруденции:

I. общекультурными (ОК):

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).

II. профессиональными (ПК):

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Программа учебной дисциплины для студентов очной формы обучения рассчитана на 72 часа: 36 аудиторных часа: 18 часов лекций, 18 часов семинарских и практических занятий, 36 часов самостоятельной работы под контролем преподавателя и НИРС; для студентов очной формы обучения на базе среднего профессионального образования рассчитана на 72 часа: 28 аудиторных часа: 14 часов лекций, 14 часов семинарских и практических занятий, 44 часов самостоятельной работы под контролем преподавателя и НИРС Дисциплина изучается в одном семестре и завершается зачетом. Перечень вопросов для подготовки к зачету содержится в соответствующем разделе.

Основными видами занятий являются:

- проблемные лекции по актуальным вопросам юридической психологии;

-семинары-дискуссии, углубляющие знание теоретического материала;

-практические занятия, формирующие профессионально-психологические умения;

-активные (интерактивные) формы проведения занятий.

Цель семинарских и практических занятий состоит в интеграции учебного материала, предложенного на лекциях. Методика проведения семинарских и практических занятий должна включать определение исходного уровня знаний обучающихся, этап коррекции усвоенной студентами информации и итоговый контроль.

В учебном процессе используются следующие активные /интерактивные формы проведения занятий, инновационные технологии по дисциплине «Криминология»:

применение интерактивных/активных методов обучения, на основе опыта, разбор конкретных ситуаций, использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук, мозговой штурм, деловая игра, метод работы в малых группах, творческие задания, применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий, использование информационных ресурсов и баз данных, слайды, видеоматериалы, презентации.

Для проверки знаний студентов по завершении изучения тематических разделов курса проводятся контрольные работы и рубежный контроль, форма и сроки проведения которого определяются учебной частью академии по согласованию с преподавателями.

 

 

 

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная очная - на базе среднего профессионального
Зачетные единицы - общая трудоемкость Всего – 2 з.е – 72 ч.; Всего – 2 з.е – 72 ч.;
Всего аудиторных занятий, из них:
Лекции
Семинарские и практические занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС, сессия
Форма итогового контроля зачет

 

Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения

 

Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук    
2. Становление криминологии как науки
3. Зарубежные криминологические теории преступности    
4. Преступность: природа, свойства, причины
5. Личность преступника (интерактивное/активное занятие)  
6. Индивидуальное преступное поведение -
7. Жертва преступления (интерактивное/активное занятие) -
8. Предупреждение (профилактика) преступлений -
9. Насильственная преступность (интерактивное/активное занятие)
10. Экономическая преступность    
11. Неосторожная преступность
12. Преступность несовершеннолетних
13. Рецидивная преступность    
14. Пенитенциарная преступность
15. Профессиональная преступность
16. Организованная и коррупционная преступность (интерактивное/активное занятие)
17. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
  Всего по курсу:  

Тематический план дисциплины для студентов очной формы обучения на базе среднего профессионального образования

 

Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары С/р
1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук     -
2. Становление криминологии как науки
3. Зарубежные криминологические теории преступности   -  
4. Преступность: природа, свойства, причины
5. Личность преступника (интерактивное/активное занятие)  
6. Индивидуальное преступное поведение -
7. Жертва преступления (интерактивное/активное занятие) -
8. Предупреждение (профилактика) преступлений -
9. Насильственная преступность (интерактивное/активное занятие)
10. Экономическая преступность    
11. Неосторожная преступность
12. Преступность несовершеннолетних
13. Рецидивная преступность    
14. Пенитенциарная преступность
15. Профессиональная преступность
16. Организованная и коррупционная преступность (интерактивное/активное занятие)
17. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью - -
  Всего по курсу:  

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет, методы криминологии и её место в системе наук

Понятие объекта и предмета науки. Объект и предмет криминологии. Элементы предмета криминологии: преступность; причины и условия преступности; личность преступника; предупреждение преступлений. Содержание науки криминологии. Научный метод и его характеристика. Общенаучные и частнонаучные методы исследования. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Социологические методы. Особенности применения эмпирических методов в криминологии. Место криминологии в системе наук. Основные точки зрения по вопросу статуса криминологии. Взаимосвязь криминологии с правовыми (уголовное право, уголовно-исполнительное право) и другими социальными (социология, психология, экономика и др.) науками.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.