Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления предупреждения организованной преступности





Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры,будучи направленными на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодо­ления ее организованной части. К их числу в первую очередь отно­сится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, об­щественной идеологии и психологии, социальной сфере, в право­охранительной деятельности. Реализация этой задачи как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведом­ственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия органи­зованной преступности.

Специально-криминологические мерыпредполагают осуществле­ние правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию крими­ногенных факторов, влияющих на рост организованной преступ­ности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время — задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессив­ных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и граждан­ского общества, здоровой рыночной экономики.



Особый характер организованной преступности, ее проникно­вение в разнообразные сферы общества обусловливают сложное переплетение как общесоциальных (социально-экономических, политических, правовых), так и специально-криминологических мер предупреждения.

Специально-криминологическое предупреждение правоохранитель­ными органами организованной преступности, как элемент борь­бы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализа­ции мер общей профилактики и непосредственного предотвраще­ния и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными фор­мированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их уча­стников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельству­ют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участни­ков таких структур к добровольному отказу от преступной деятель­ности и к оказанию помощи в ее пресечении.



В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участни­ков к уголовной ответственности. При этом осуществляются сле­дующие предупредительные меры:

— выявление и постановка на оперативный учет организован­ных преступных формирований и их участников;

— создание условий, затрудняющих или исключающих совер­шение ими преступлений;

— предотвращение замышляемых преступлений;

— пресечение подготавливаемых и совершаемых организован­ными формированиями преступлений;

- целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;

— реализация целевых комплексных программ борьбы с орга­низованной преступностью специально создаваемыми и действу­ющими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохра­нительных и контролирующих ведомств на федеральном и регио­нальном уровнях.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных орга­нов с организованными преступными структурами криминологи­ческое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркоти­ков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйствен­ной, предпринимательской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.



Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупно­масштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сооб­ществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных то­варов, оборота оружия и наркотических средств. Профилактическое значение имеет и осуществление таких мероприятий, как взятие под охрану коммерческих и банковских структур, обеспечение надежнос­ти перевозки ими денежных средств, установка дежурной сигнализа­ции в служебных и жилых помещениях банкиров, бизнесменов, постоянный контроль за негосударственными охранными службами, по­лучением и использованием ими огнестрельного оружия и т.п.

Предупреждение организованной преступности осуществляет­ся также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.

В целом в сфере борьбы с организованной преступностью пра­воохранительными органами проводится значительная работа. Ежегодно ими пресекается деятельность свыше 10 тыс. организо­ванных преступных группировок (с общим числом участников — 70 тыс. человек), совершивших почти 30 тыс. преступлений, свы­ше 60% из которых являются тяжкими или особо тяжкими. В число этих преступлений входят бандитизм, заказные убийства, террори­стические акты, вымогательства, захват заложников и т.п.

Достигнутые результаты во многом определяются организаци­онными мерами — созданием специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Подобные подразделения и службы достаточно давно существу­ют в разных странах. В США борьбу с организованной преступнос­тью возглавляет министерство юстиции, разрабатывающее общую стратегию и осуществляющее методическое руководство всеми пра­воохранительными органами. Основным подразделением, на кото­рое непосредственно возложена борьба с организованной преступ­ностью, является Федеральное бюро расследований (ФБР). Наря­ду с ним в министерстве действует Администрация по применению законов о наркотиках (АПЗН), занимающаяся расследованием пре­ступлений, связанных с деятельностью международных и нацио­нальных синдикатов наркобизнеса.

В министерстве юстиции США созданы еще три службы, имею­щие прямое отношение к борьбе с организованной преступностью: Служба иммиграции и натурализации (занимающаяся наряду с ре­шением других задач предотвращением незаконного ввоза в страну наркотических средств); Служба судебных исполнителей (защита сви­детелей и членов их семей при расследовании дел об организованных преступлениях); Служба юридической помощи, исследований и ста­тистики (координация и проведение научных исследований в облас­ти проблем, связанных с организованной преступностью).

Значительную роль в борьбе с преступностью в США играет ми­нистерство финансов, в частности такие его структурные подраз­деления, как Секретная служба (расследование финансовых дел, связанных с организованной преступностью); Служба внутренних доходов (выявление фактов коррупции и уклонений от уплаты на­логов); Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию (вы­явление нарушений законодательства в части, касающейся произ­водства и сбыта указанных товаров).

Вопросами борьбы с организованной преступностью в США в определенной мере занимаются Таможенная служба, Почтовая служба, министерство труда, Комиссия по ценным бумагам и бир­жам, госдепартамент.

На местах борьба с организованной преступностью осуществ­ляется непосредственно федеральными полицейскими подразде­лениями (объединениями «Ударные силы»), территориальная юрисдикция которых распределена таким образом, чтобы в сово­купности охватить контролем всю страну. Эти подразделения, под­чиненные министерству юстиции, действуют в тесном контакте с другими правоохранительными органами. Немаловажное значе­ние имеет и создание в городских полицейских управлениях спе­циализированных подразделений по борьбе с организованной пре­ступностью.

Опыт специализации подразделений правоохранительной сис­темы в борьбе с организованной преступностью имеется и в нашей стране. Так, в конце 80-х гг. в МВД СССР было создано управление по борьбе с организованной преступностью, по инициативе кото­рого образованы межрегиональные, а в ряде МВД, УВД — соответ­ствующие региональные подразделения. Была разработана и кон­цепция борьбы с организованной преступностью, предусматрива­ющая решение следующих основных задач:

- проведение разведывательно-поисковых мероприятий, на­правленных на добывание, сбор и анализ сведений об организован­ных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникнове­ние в их структуры, выработка мер противодействия;

— борьба с устойчивыми преступными сообществами и их кор­румпированными связями;

- направление соответствующей информации в аппараты уго­ловного розыска, борьбы с экономической преступностью и совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению организованных преступных сообществ;

- информирование органов власти и управления о состоянии и тенденции развития организованной преступности.

Концепция достаточно четко определила и главные направле­ния работы, а именно:

- выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате сращивания общеуголовной и экономической преступ­ности; недопущение возможности отмывания денег, добытых пре­ступным путем; документирование преступной деятельности чле­нов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства;

- разоблачение бандитских группировок; обнаружение и пере­крытие каналов сбыта за рубеж партий оружия, антиквариата, дра­гоценных камней и металлов, других предметов, представляющих для страны культурную и историческую ценность;

— документирование преступной деятельности членов органи­зованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом;

- изобличение коррумпированных лиц в органах власти и уп­равления;

— противодействие проникновению преступных организован­ных формирований из зарубежных стран на территорию России; проведение совместно с другими правоохранительными органами и иными организациями мероприятий, защищающих интересы Российской Федерации по заключенным договорам об экспорте-импорте продукции; документирование деятельности преступных сообществ, имеющих международные связи;

— сбор информации о «ворах в законе», авторитетах уголовного мира и «теневой» экономики, способных организовывать и финан­сировать преступные сообщества, документирование их противо­правной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии;

- пресечение попыток использовать организованные преступ­ные группы в террористических и экстремистских акциях.

Задачей межрегиональных подразделений, кроме того, стали выявление и изобличение организованных преступных сообществ, имеющих межобластные, межреспубликанские, а также междуна­родные связи. На них же было возложено создание информационно-поисковых систем, банка данных о проявлениях организован­ной преступности для обмена информацией в регионе и за его пре­делами в интересах изобличения организаторов и участников пре­ступных сообществ, крупных дельцов «теневой» экономики и нар­кобизнеса, экстремистских формирований, быстрого и полного раскрытия совершаемых ими тяжких преступлений. Созданные подразделения проводили анализ информации о процессах в пре­ступной среде, определяли на этой основе стратегию и тактику борь­бы с преступными сообществами в регионе, разрабатывали пред­ложения по устранению причин и условий, способствующих орга­низованной преступной деятельности.

Важное значение в борьбе с организованной преступностью имело образование Главного управления по борьбе с организован­ной преступностью (ГУБОП) МВД России. В настоящее время в его составе функционируют объединенные в оперативно-розыск­ные бюро подразделения по борьбе: с коррупцией в органах власти, с международными преступными структурами, с легализацией пре­ступных доходов, с этническими организованными преступными группами, с лидерами преступных структур, с межрегиональными преступными структурами; с терроризмом и похищением людей. В состав ГУБОП также входит организационно-зональное управ­ление, осуществляющее штабные функции (информационно-ана­литическую, оперативно-зонального контроля, оперативного реа­гирования).

Повышение статуса и дальнейшее совершенствование системы этих подразделений органов внутренних дел создали новые возмож­ности для наступления на наиболее опасные проявления органи­зованной преступности. С учетом местных условий были осуще­ствлены мероприятия по консолидации всей системы правоохра­нительных органов в целях укрепления правопорядка, ужесточения противодействия вооруженным организованным преступным груп­пам; выработан механизм взаимодействия региональных подраз­делений с другими оперативными службами и милицией обществен­ной безопасности; созданы условия для широкого обмена инфор­мацией, проведения совместной подготовки и самих операций против вооруженных преступных групп; разработаны меры по даль­нейшему укреплению оперативных позиций в преступной среде, глубокому проникновению в вооруженные организованные преступные группы, включая внедрение в установленном порядке спе­циально подготовленных штатных сотрудников органов внутрен­них дел. ГУБОП усилено специальными подразделениями быстро­го реагирования, оснащенными современными средствами передви­жения, связи, защиты, вооружения. На эти подразделения возложена задача предупреждать и пресекать противоправные дей­ствия вооруженных преступных групп, изымать незаконно храня­щееся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и т.п.

В последние годы ГУБОП, региональные управления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел состав­ляют единую централизованную систему специализированных под­разделений. Ее образование осуществлено прежде всего для доку­ментирования деятельности организованных преступных форми­рований и принятия адекватных мер противодействия на различных уровнях государственного управления. Достижение этих целей обес­печивается решением следующих задач:

— пресечение деятельности преступных сообществ (организа­ций), банд и организованных групп;

— проведение разведывательно-оперативных мероприятий с целью получения сведений о процессах и тенденциях, происходя­щих в преступной среде, документирование противоправной дея­тельности лидеров преступных формирований;

— выявление и привлечение к ответственности коррумпирован­ных лиц, использующих служебное положение в интересах преступ­ных формирований;

- предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие конк­ретных преступлений, совершенных организованными группами.

Для реализации названных задач ГУБОП обеспечивает опера­тивно-розыскное предупреждение создания и функционирования межрегиональных и международных организованных преступных групп, организаций (сообществ), а специализированные аппараты субъектов Федерации — предупреждение фактов бандитизма, по­хищений и незаконного лишения свободы людей, захватов залож­ников, вымогательства, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами.

Руководители региональных органов внутренних дел обеспечи­вают взаимодействие аппаратов по борьбе с организованной преступ­ностью с другими подразделениями криминальной милиции, для чего определяют систему обмена информацией, периодического совмес­тного анализа оперативной обстановки и вырабатывают меры по про­тиводействию организованным преступным формированиям, пре­дотвращению и раскрытию особо тяжких и тяжких преступлений, проведению оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам оперативного учета, внедряют другие оправдавшие себя фор­мы совместной деятельности и обеспечивают использование лично­го состава подразделений по борьбе с организованной преступнос­тью строго для решения задач, определенных положениями о них.

Одновременно приняты меры по:

— организационному, тактическому, методическому, финансо­вому и кадровому обеспечению комплексного использования дей­ствующего резерва, штатных негласных сотрудников в борьбе с орга­низованной преступностью;

- созданию на базе ГУБОП единой автоматизированной сис­темы информационного обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью, предназначенной для сбора, об­работки и анализа сведений о преступных формированиях, а также фонотеки на их лидеров и активных участников, массива фрагмен­тов видео- и аудиозаписей, графических изображений;

- подготовке методических рекомендаций по основам органи­зации и тактики деятельности подразделений по борьбе с органи­зованной преступностью.

Одновременно осуществляется специализация следственных работников. Для обеспечения квалифицированного расследования уголовных дел в отношении организованных преступных структур и коррумпированных лиц в составе следственных аппаратов созда­ны специализированные отделы, организация работы и процессу­альный контроль за которыми возложены на управление по рас­следованию организованной преступной деятельности и корруп­ции Следственного комитета при МВД России.

Важную роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего сведения о преступных структурах, направ­лениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, склады­вающихся между ними отношениях и т.п. При этом учитывается, что основные устремления организованных преступных формиро­ваний направлены в настоящее время на захват ключевых позиций в наиболее доходных сферах экономики, на проникновение во вла­стные структуры, прежде всего на региональном уровне.

Поэтому информационно-аналитическая деятельность подраз­делений по борьбе с организованной преступностью в сфере пре­дупреждения ее проявлений преследует следующие цели:

- выявление причин и условий, способствующих проявлениям организованной преступности, и лиц — потенциальных участни­ков преступных формирований;

- получение и анализ сведений о процессах и тенденциях проис­ходящих в преступной среде, концентрация их в массивах автомати­зированных банков данных и использование для проведения опера­тивно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований;

- организация системы информационного обмена с правоох­ранительными органами, контролирующими и иными ведомства­ми и осуществление совместных мероприятий по предупреждению проникновения организованных преступных формирований в сфе­ру экономики и политики.

Информационно-аналитическая работа осуществляется по сле­дующим направлениям.

1. Получение с помощью оперативно-розыскных средств и мето­дов стратегически важной информации и ее анализ. Содержание ее — конфиденциальные сведения и статистические данные о распростра­нении и видах организованной преступности, в том числе по отдель­ным регионам, о коррумпированности должностных лиц, возможных способах совершения преступлений (особенно в сфере экономики) и об обстоятельствах, способствующих этим явлениям, и т.п.

2. Получение разведовательной информации о преступных фор­мированиях, совершающих преступления международного (транс­национального) характера (финансовые махинации, контрабанда оружия, исторических и культурных ценностей, а также авто- и нар­кобизнес), направление ее соответствующим службам правоохра­нительных органов. Координация действий этих служб с Нацио­нальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними).

3. Получение контрразведывательной информации в целях обес­печения собственной безопасности, а также выявления коррумпи­рованных сотрудников правоохранительных органов.

Важным элементом организации предупредительной работы под­разделений по борьбе с организованной преступностью является пла­нирование. Стратегические вопросы в этой сфере определяются фе­деральными целевыми программами по борьбе с преступностью, а также Межгосударственной программой по борьбе с преступностью на территории СНГ, соглашениями с отдельными государствами.

Конкретные мероприятия по предупреждению проявлений орга­низованной преступности намечаются в ведомственных и межве­домственных планах основных организационных и практических мероприятий правоохранительных органов; в специальных планах проведения комплексных операций, оперативно-розыскных мероп­риятий, целевых проверок, исследований и т.д.

Взаимодействие соответствующих подразделений в предупреж­дении организованной преступности, как правило, носит диффе­ренцированный характер. Внутреннее взаимодействие подразделе­ния по борьбе с организованной преступностью осуществляют с иными оперативными аппаратами органов внутренних дел, след­ственными подразделениями.

Внешнее их взаимодействие определяется характером решаемой задачи и осуществляется на следующих уровнях:

— федеральном — с правоохранительными органами России;

- региональном — с институтами исполнительной власти (пра­вительством, администрацией субъектов Федерации, с контроли­рующими ведомствами);

- международном — с зарубежными правоохранительными органами, с Интерполом.

Указанное взаимодействие строится по таким основным направ­лениям, как взаимообмен информацией и проведение совместных оперативно-профилактических операций.

При этом особое значение имеет организация и осуществление взаимодействия правоохранительных органов России. Продолжа­ющийся рост организованной преступности обусловливает необ­ходимость привлечения к борьбе с нею Федеральной службы безо­пасности (в том числе пограничной службы), органов таможенной службы. Расширение круга субъектов этой деятельности требует их большей согласованности, лучшего взаимодействия, усиления роли органов прокуратуры. В этих целях на основании совместного ре­шения Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ России созданы следственно-оперативные группы (СОГ), объединяющие усилия след­ственных, оперативных, технических и других служб и подразделе­ний соответствующих органов по пресечению и расследованию де­ятельности организованных преступных группировок. Эти группы комплектуются из наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников.

Успех предупредительной деятельности правоохранительных органов во многом также зависит от качества подготовки кадров, эффективности научных исследований, от разработки и умелого применения принципиально новых, научно обоснованных подхо­дов к организации и методике профилактической и оперативно-розыскной деятельности.

Главная цель осуществляемых в правоохранительных органах преобразований — совершенствование системы борьбы с органи­зованной преступностью, приведение ее в состояние, позволяющее своевременно, адекватно и целенаправленно реагировать на изме­нение характера преступности, появление новых видов преступле­ний, на действия лидеров и авторитетов преступной среды; исполь­зование всего потенциала системы для нейтрализации и эффектив­ной борьбы с организованной преступностью, ее вытеснения в традиционно криминальные сферы деятельности, для обеспечения реальной защиты личности, общества и государства от наиболее опасных преступных проявлений.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие организованной преступности.

2. Каковы основные виды и особенности организованных пре­ступных формирований?

3. В чем состоят криминологические особенности (характерис­тики) организованной преступности?

4. Раскройте особенности личности преступника, входящего в организованные преступные формирования.

5. Каковы основные факторы, обусловливающие существование и развитие организованной преступности?

6. Раскройте основные направления специально-криминологи­ческого предупреждения организованной преступности.

 

Глава 21

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.