Сделай Сам Свою Работу на 5

Криминологическая характеристика коррупции и коррупционной преступности

Коррупционная преступность представляет собой совокупность преступлений (и лиц, их совершивших) с признаками коррупции.

Коррупция— социальное явление, характеризующееся подку­пом — продажностью государственных и иных служащих, приня­тием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием офици­ального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом ав­торитета, возможностей, связей.

Одним из основных признаков коррупции как противоправного деяния служит наличие ее своеобразного механизма, складывающего­ся из осуществления одного из следующих разнообразных действий:

двухсторонней сделки, в ходе которой одна сторона — лицо, находящееся на государственной или иной службе (коррупционер), нелегально «продает» свои служебные полномочия или услуги, ос­нованные на авторитете должности и связанных с ней возможнос­тях и связях, физическим или юридическим лицам, а другая сторо­на (корруптер), выступая «покупателем», получает возможность использовать государственную или иную структуру власти в своих целях (для обогащения, получения и нормативно-правового зак­репления каких-либо привилегий, ухода от социального контроля, от предусмотренной законом ответственности и т.п.);

вымогательства служащим от физических или юридических лиц взятки, дополнительного вознаграждения за выполнение (или не­выполнение) правомерных или неправомерных действий;

- инициативного, активного подкупа физическими или юриди­ческими лицами служащих, нередко осуществляемого с сильным психологическим воздействием на них, шантажом и последующей своеобразной «посадкой на взятку».

Важная специфическая особенность коррупции — своеобразие субъектов коррупционных деяний, которыми являются, с одной сто­роны, должностные лица и иные государственные и негосударствен­ные служащие, а с другой — любые физические и юридические лица.

Указанные субъекты в своей совокупности образуют своеобраз­ную коррупционную сеть, включающую, по мнению экспертов, три составляющие:



— коммерческие, финансовые структуры, их представители, ре­ализующие полученные в результате коррупционных деяний выго­ды и льготы и превращающие их в дополнительный доход;

- группу государственных и негосударственных чиновников, предоставляющих за плату указанные выгоды и льготы и обеспечи­вающие прикрытие корруптеров при принятии различных решений;

— группу защиты коррупции, включающую должностных лиц правоохранительных и контрольных органов.

При этом необходимо иметь в виду, что коррупция преимуще­ственно развивается на основе существующих государственных и муниципальных структур. Анализ распределения коррупционных потоков по разным уровням власти свидетельствует о лидерстве в этом отношении муниципального уровня, держащего три четверти рынка коррупционных услуг. 20% этого рынка приходится на реги­ональный и 5% — на федеральный уровни власти.

О большой пораженности коррупцией российского чиновниче­ства говорит и структура привлекаемых к ответственности коррум­пированных лиц: 40% — государственные чиновники разного уров­ня; около 25% — сотрудники правоохранительных органов; 12% -работники кредитно-финансовой системы; 9% — служащие конт­рольных органов; 3—4% — сотрудники таможенной службы; 0,8% — депутаты; 7—8% — прочие лица.

Результаты опроса граждан показали, что корруптерами стано­вятся около 38% частных лиц, решающих свои бытовые проблемы, и 82% — бизнесменов. Только 13% бизнесменов имеют активную антикоррупционную установку.

Постоянный рост в стране численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению количества фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чи­новников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток.

Своеобразной чертой коррупции является разнообразие предме­тов купли-продажи в коррупционных деяниях и их различие для кор­рупционера и корруптера при их общей корыстной мотивации либо иной личной заинтересованности.

Около 70% принимаемого коррумпированными служащими воз­награждения составляют деньги; 22% — иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, вып­лата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); около 8% — нематериальные блага (различ­ного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокоопла­чиваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недви­жимого и иного имущества и т.п.).

В свою очередь корруптеры в результате обоюдной сделки также получают возможность приобретать материальные и нематериаль­ные блага. Таким путем, в частности, они выводят физических и юри­дических лиц, действующих в нарушение установленных правил, совершающих правонарушения, из-под социального контроля; при­обретают возможность поддержки и активного лоббирования под­купленным лицом своих интересов; получают необходимую инфор­мацию; устраняют препятствия в своей зачастую противоправной деятельности и т.п. Нередки случаи предоставления коррупционе­рами и таких услуг, как облегчение лицензирования, регистрации предприятий; непринятие мер по фактам совершения преступлений, смягчение наказания; создание возможности для неуплаты налогов, таможенных сборов и других платежей государству.

В качестве нематериальных благ корруптеры нередко обеспечи­вают и свою правомерную деятельность, защиту охраняемых зако­ном жизни, здоровья, чести, доброго имени, деловой репутации, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, права свободного передвижения, выбора места пребывания и жи­тельства, права на имя, право авторства и т.п.

Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая обще­ственная опасность.

По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность эконо­мической жизни страны, которую великий историк Н.М. Карамзин еще полтораста лет назад обозначил одним словом «воруют», такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд долларов, т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

При этом основная сумма ежегодно выплачиваемых коррупци­онерам средств приходится на структуры российского бизнеса (33,8 млрд долларов). На многослойную бытовую коррупцию при­ходится 2,8 млрд долларов, в том числе: на поступление в вузы -449 млн долларов; на «бесплатное» медицинское обслуживание — почти 600 млн долларов; на подкуп сотрудников автоинспекции -368 млн долларов; на подкуп судей — 274 млн долларов.

Коррупционной сетью охвачены такие важные сферы жизни, как экономика и политика. Особенно широко пронизаны коррупцией приватизация государственной собственности, финансирование, кредитование, банковские операции, лицензирование и квотиро­вание, внешнеэкономическая деятельность, распределение фондов, осуществление земельной реформы и т.п. Одновременно корруп­ционная деятельность проникает и в такие политические процес­сы, как выборы в органы законодательной власти, деятельность этих органов, осуществление кадровых перестановок в органах государ­ственной и муниципальной власти, принятие и реализация госу­дарственных решений. Такое широкое распространение в стране коррупции явилось даже основанием для отнесения России экспер­тами Международного валютного фонда и Всемирного банка к числу государств с самым высоким в мире «индексом коррупции».

В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание и даже одобрение как путь, позволяющий эф­фективно решать возникающие у населения проблемы. Согласно проведенному исследованию лишь 5% опрошенных граждан отме­тили, что отношение чиновника к взяткодателю после получения мзды не улучшилось. Только 2,2% участников опроса взятка не по­могла разрешить их проблемы. Таким образом, на уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией ус­пеха, а сама коррупция все больше становится органической, есте­ственной частью жизни общества. Поэтому самым опасным послед­ствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправ­ное нарушение защищаемых законом интересов государства, от­дельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально-политичес­ким феноменом и не в состоянии ему противостоять.

При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не являет­ся лишь уголовно-правовым явлением. В зависимости от степени об­щественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административ­но-правовая, так и уголовная ответственность виновных.

Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисципли­нарное взыскание.

К гражданско-правовым коррупционным деяниям относятся:

— принятие в дар работниками государственных и муниципаль­ных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граж­дан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и родственников этих граждан; а также дарение таким ра­ботникам подарков в связи с указанными обстоятельствами;

- принятие в дар (и дарение) подарков государственным служа­щим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

К административным коррупционным проступкам, ответствен­ность за совершение которых предусмотрена соответствующим за­конодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование не­законной материальной поддержки кандидатом, зарегистрирован­ным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; мно­гие административные правонарушения в области охраны собствен­ности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, окружа­ющей природной среды и природопользования, предприниматель­ской деятельности и т.п.

Преступлениями коррупционного характера являются предусмот­ренные уголовным законодательством общественно опасные дея­ния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении го­сударственным, муниципальным служащим либо служащим ком­мерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.

К преступлениям коррупционного характера относятся в пер­вую очередь предусмотренные уголовным законодательством дея­ния, непосредственно связанные с подкупом коррупционеров:

воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом;

— незаконное получение и разглашение сведений, составляю­щих коммерческую или банковскую тайну, совершенное путем подкупа;

- подкуп участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;

— коммерческий подкуп;

— получение взятки;

— дача взятки;

— провокация взятки либо коммерческого подкупа;

— подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта в целях дачи им ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода.

Кроме того, к этим преступлениям относятся и иные предусмот­ренные уголовным законодательством следующие деяния коррупцион­ного характера:

невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;

— регистрация незаконных сделок с землей;

— контрабанда, совершенная должностным лицом с использо­ванием своего служебного положения;

— злоупотребление должностными полномочиями;

— злоупотребление полномочиями частными нотариусом и ауди­тором, совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц;

— превышение должностных полномочий при наличии у винов­ного корыстной или иной личной заинтересованности;

— незаконное участие в предпринимательской деятельности;

— служебный подлог.

Особенностями коррупционной преступности являются: - непосредственное причинение ущерба авторитету государ­ственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;

— специфичность субъектов совершения преступлений. Корруп­ционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные государственные, муниципальные служащие, служащие ком­мерческих или иных негосударственных структур. В качестве же под­купающих выступают любые физические и юридические лица;

— использование виновным своего служебного положения воп­реки интересам службы;

— наличие у него корыстной или иной личной заинтересован­ности и умысла на совершение противоправного деяния;

— относительная стабильность регистрируемых преступлений при их высокой латентности, достигающей 90%;

— несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;

— тесная связь с организованной преступностью, представите­ли которых выделяют на подкуп чиновников от 30 до 50% преступ­но нажитых средств;

— повышенная общественная опасность.

Таким образом, коррупционная преступность— это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их со­вершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функ­ций в коммерческих и иных негосударственных структурах.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.