Сделай Сам Свою Работу на 5

ДОЛЖНОСТНАЯ И КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ





ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Понятие и криминологические особенности должностной преступности

Должностная преступность представляет собой совокупность со­вершаемых должностными лицами преступлений (и лиц, их совершив­ших) против государственной власти, интересов государственной служ­бы и службы в органах местного самоуправления.

Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, рег­ламентированная соответствующими правовыми актами деятель­ность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований страны, ущемляются права и законные интересы граждан или орга­низаций, а в целом — интересы общества и государства.

Отличительная черта должностных преступлений состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, они не только снижают их авторитет в обществе, но и подрывают у граждан уверенность в защищенности своих прав и законных интересов.



В результате совершения должностных преступлений наносит­ся и значительный материальный ущерб физическим и юридичес­ким лицам, нарушается нормальная деятельность органов государ­ственной и муниципальной власти, происходит дискредитация вла­сти в целом.

Криминологической особенностью должностных преступлений является их совершение лишь должностными лицами, наделенны­ми властными, организационно-распорядительными, админист­ративно-хозяйственными функциями. К ним относятся, во-пер­вых, представители власти, во-вторых, лица, выполняющие орга­низационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправ­ления, государственных и муниципальных учреждениях, а такжев Вооруженных Силах и других войсках и воинских формирова­ниях страны.

Представители власти — это должностные лица правоохрани­тельных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядитель­ными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Иначе говоря, представителями власти являются лица, наделенные властными полномочиями в отноше­нии неопределенного круга физических и юридических лиц, в том числе судьи, прокуроры, следователи, дознаватели.



Лицами, выполняющими организационно-распорядительные фун­кции, являются лица, осуществляющие полномочия по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуп­равления, трудовыми коллективами государственных и муници­пальных учреждений, а также отдельными работниками этих орга­нов и учреждений. В крут этих полномочий входят подбор и рас­становка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины, принятие мер поощрения и наложения дис­циплинарных взысканий и т.п.

Лицами, выполняющими административно-хозяйственные функ­ции, являются лица, правомочные совершать действия по управле­нию или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализа­ции и т.п., в том числе начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб.

Криминологической особенностью должностных преступлений является также их значительное разнообразие.

В первую очередь это преступления против государственной вла­сти, интересов государственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления:

— злоупотребление должностными полномочиями;

- превышение должностных полномочий;

— отказ в предоставлении информации Федеральному Собра­нию Российской Федерации или ее Счетной палате;



- незаконное участие в предпринимательской деятельности;

— получение взятки;

— служебный подлог;

— халатность.

 

Ряд должностных преступлений посягает и на другие объекты (конституционные права и свободы человека и гражданина, эко­номическая деятельность, правосудие). К этим преступлениям от­носятся:

— отказ в предоставлении гражданину информации;

— воспрепятствование проведению собрания, митинга, демон­страции, шествия, пикетирования или участия в них;

— воспрепятствование законной предпринимательской деятель­ности;

— регистрация незаконных сделок с землей;

- контрабанда;

— привлечение заведомо невиновного к уголовной ответствен­ности;

— незаконное освобождение от уголовной ответственности;

- незаконное задержание, заключение под стражу или содер­жание под стражей;

— принуждение к даче показаний;

— фальсификация доказательств;

- вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта;

- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судеб­ного акта.

Кроме того, к должностным преступлениям могут быть отнесены иные противоправные деяния лиц, совершаемые с использованием служебного положения, если они являлись должностными лицами.

Криминологический анализ должностных преступлений позво­ляет рассматривать совершение некоторых из них как одновремен­ное проявление коррупционной преступности.

Последняя охватывает лишь те должностные преступления, со­вершение которых обусловливается подкупом должностных лиц. В то же время коррупционная преступность включает разнообразные противоправные деяния и не должностных лиц, осуществляемые как в сфере государственной, так и коммерческой деятельности.

Таким образом, соотношение этих видов преступности может быть представлено в виде частично накладывающихся друг на друга кругов.

Специфичным для должностной преступности является отно­сительная стабильность и небольшое количество регистрируемых пре­ступлений при высоком уровне их латентности.

Ежегодно в стране регистрируется около 22—25 тыс. этих пре­ступлений, что составляет 0,8% от общего объема преступности в стране.

В структуре должностных преступлений преобладают служебный подлог (35% — 7000—8000 преступлений ежегодно), получение взят­ки (20% — 4000—4500), злоупотребление должностными полномо­чиями (17% — 3500—4000), превышение должностных полномочий (16% - 3500), халатность (9% - 2000-2200).

Однако сложность обнаружения фактов совершения должност­ных преступлений, само служебное положение должностных лиц, их совершающих, создают значительные трудности правоохрани­тельным органам в борьбе с этим видом преступности. Не случай­но, по мнению экспертов, латентность должностных преступлений превышает 90%.

С высокой латентностью должностной преступности связана и весьма продолжительная преступная деятельность многих должно­стных лиц. Так, отдельные из них безнаказанно получают взятки в течение нескольких лет. Около двух третей фактов преступной ха­латности продолжалось более шести месяцев, а 20% этих преступ­лений — свыше года.

Особенностями обладает и личность должностного преступника. Для нее характерны более высокий удельный вес лиц, достигших 30—40 лет, а также преобладание представителей низшего и сред­него звена иерархии должностных лиц. Трудовая деятельность дол­жностных преступников связана с различными отраслями народ­ного хозяйства и управления, с работой в контролирующих и пра­воохранительных органах, с руководством предприятиями, учреждениями, организациями. При этом совершению этих пре­ступлений зачастую способствует отсутствие у многих должност­ных лиц необходимого опыта работы, недостатки специальной уп­равленческой и юридической подготовки, а также низкий уровень правосознания и нравственности.

Преступления должностными лицами совершаются умышлен­но (исключение составляет только халатность), в большинстве слу­чаев из корыстных побуждений (67%), иной личной заинтересован­ности (защита ведомственных, местнических интересов). Для лиц, совершающих халатность, присуща безответственность, небреж­ность в работе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.