Сделай Сам Свою Работу на 5

Динамика преступности несовершеннолетних за последние пять лет





 

 

Показатели Годы
Зарегистрировано преступлений несовершеннолетних 208 313 195 426 139 681 145368
Темпы роста / снижения +10,0 -6,2 -5Д -24,7 +4,1
Коэффициент преступности на 100 тыс. несовершеннолетних 14—17 лет 2183,3 2012,1 1877,5 1414,7 Данные отсутст­вуют
Доля преступности несовер­шеннолетних в общей преступ­ности 6,9 6,6 6,2 5,5 5,3

Структурапреступности несовершеннолетних традиционно ха­рактеризуется более узким, чем у взрослых, крутом совершаемых преступлений, пониженной долей тяжких и особо тяжких преступ­лений, невысоким числом неосторожных преступлений. Во многом это объясняется спектром выполняемых подростками социальных ролей, а также повышенной латентностью. Ряд преступлений (должностные, воинские, ряд преступлений против семьи и несо-


нсршеннолетних и др.) вообще не могут быть совершены несовер­шеннолетними.

В структуре преступлений несовершеннолетних доминируют из­насилования, хищения, причинение вреда здоровью, хулиганство, паркотизм, вымогательство, угоны автотранспорта. Эти преступле­ния составляют 80—85% всех совершенных несовершеннолетними. 11есомненным «лидером» среди «подростковых» преступлений явля­емся кража (около 60% совершенных преступлений, что на 20% пре-иышает долю краж во «взрослой» преступности). Вторым по распро­страненности среди несовершеннолетних преступлением является грабеж (около 10%), причем устойчива тенденция его роста. Не-1)олыиие доли составляют убийство, умышленное причинение тяж­кого вреда здоровью, разбой, вымогательство, но тенденция их из­менения крайне неблагоприятна: их абсолютные и относительные показатели увеличились в 90-е годы почти в два раза. Доминирую­щей тенденцией является абсолютный и относительный рост опас­ных насильственных и корыстно-насильственных преступлений.



Особенностью преступности несовершеннолетних в последнее временя стало все более частое использование оружия, а также их участие в преступлениях с использованием высоких технологий. В 2004 г. удельный вес несовершеннолетних в киберпреступлениях составил 16%, лиц в возрасте от 18 до 25 лет — 58%.



Тревожной тенденцией является все большее вовлечение несо-першеннолетних в преступный оборот наркотиков. Удельный вес криминального наркотизма в структуре преступности несовершен­нолетних за последние годы увеличился в два-три раза.

Произошли изменения и в мотивационной структуре преступ­ности несовершеннолетних. Значительно усилилась ее корыстная направленность. Так, если раньше лишь 25—30% краж совершались только из корыстных мотивов, в остальных случаях преобладали мо­тивы лжетоварищества, самоутверждения и т. п., то в настоящее время корыстная мотивация превалирует.

Преступления несовершеннолетних носят в 75% случаев группо-вой характер.До недавнего времени особенностью большинства та­ких преступных групп была их малочисленность, нестойкий харак­тер. Ныне наблюдается рост их организованности. В 90-е годы поя-пилась тенденция формирования организованных группировок несовершеннолетних, отвечающих признакам бандитских формиро-ваний (Казань, Йошкар-Ола, Курган, Ульяновск, Люберцы). Увели­чивается и доля так называемых «смешанных» групп (имеющих в своем составе совершеннолетних лиц, обычно обладающих пре­ступным опытом и прошедших «тюремные университеты»). Доля таких групп составляет около 60%.

В последнее время отмечается некоторая тенденция усиления националистической направленности таких группировок (главным


98 • Раздел II. Особенная часть


Тема 9. Преступность несовершеннолетних • 99


 


образом благодаря влиянию взрослых подстрекателей). Общей идеологической основой деятельности таких групп несовершенно­летних является агрессивная ксенофобия.



2. Личность несовершеннолетнего преступника характеризует­ся следующими особенностями.

«Преступная активность»различных возрастных групп несовер­шеннолетних существенно различается. Подростки 14—15 лет со­вершают около 20% всех преступлений несовершеннолетних. Это обусловлено во многом особенностями российского уголовного за­конодательства (лица 14—15 лет несут ответственность только по 20 статьям УК РФ), а также социальным статусом, условиями воспита­ния и контроля.

Для несовершеннолетних преступников характерен еще боль­ший, чем у взрослых «тендерный разрыв»: доля несовершеннолет­них девушек, совершающих преступления, не превышает 8% (у взрослых этот показатель превышает 16%). Еще более малочис­ленной является доля девушек, совершающих преступления в 14—15-летнем возрасте, — менее 5%.

Культурно-образовательная характеристиканесовершеннолетних преступников существенно снижена по сравнению с большинством сверстников, хотя в последнее время среди преступников растет до­ля учащихся (9,1%). Тем не менее среди них, как правило, значи­тельна доля неуспевающих. Во многом это связано с ослаблением требовательности образовательных учреждений к успеваемости и воспитательной работе. В целом для рассматриваемой категории характерны отсутствие интереса к учебе, ограниченность и прими­тивность потребностей, предпочтение пассивно-потребительского досуга с преобладанием негативных его форм (потребление алкого­ля, наркотиков, беспорядочное сексуальное поведение).

Для семейного положениянесовершеннолетних преступников ха­рактерна неполная семья, как правило, без отца (среди осужденных несовершеннолетних таких 43%), и даже в случае наличия обоих ро­дителей — общее неблагополучие (родители-алкоголики, правона­рушители, судимые). Как правило, подобные семьи не только не выполняют традиционную для семьи сдерживающую роль, но и оказывают криминогенное воздействие на формирующуюся лич­ность подростка (по оценкам экспертов, такое негативное влияние имеет место в 40% случаев).

Высок показатель алкоголизации и наркотизации несовершен­нолетних правонарушителей. По данным уголовной статистки, 18% преступлений совершеннолетних совершается ими в состоянии ал­когольного или наркотического опьянения (среди осужденных этот показатель превышает 34%). Согласно оценкам экспертов реальное состояние дел намного хуже.


Обращает на себя внимание также значительная доля несовер­шеннолетних преступников, имеющих психические аномалии (до (>()%), что намного превышает соответствующий показатель у их за­конопослушных сверстников и у взрослых правонарушителей.

Среди несовершеннолетних преступников высок показатель вторичной и даже неоднократной судимости. 25% привлекаемых к уголовной ответственности несовершеннолетних ранее уже совер­шали преступления. Большинство несовершеннолетних преступни­ков привлекались к административной ответственности, имели неоднократные приводы в милицию. Высок реальный уровень по­вторного совершения преступлений после применения к несовер­шеннолетним мер воспитательного воздействия, заменяющих уго-повное наказание. Все это говорит о недостаточной эффективности соответствующих профилактических мер.

Для несовершеннолетних преступников характерны существен­ные искажения нравственного и правового сознания,что во многом вызвано незрелостью личности подростка, ее социальной дезадапта­цией. Наблюдается преобладание эгоистической психологии, рав­нодушия к нуждам других людей и общества. Естественное для под­ростка стремление к самоутверждению реализуется посредством на­силия, причинения страданий слабым и беззащитным. Искажено само понимание дозволенного и недозволенного, формируется пра­вовой негативизм, враждебность к обществу и его институтам.

Для эмоционально-волевой сферыделинквентных подростков ха­рактерны ослабление чувства стыда, развития несдержанности, м живости и некритичности к собственному поведению, ригидность в межличностных отношениях. Неспособность правильно воспри­нимать жизненные трудности часто направляет подобных неустой­чивых лиц на путь преступления.

3. Причины и условия преступности несовершеннолетнихво мно­гом определяются негативными социальными процессами, форми­рующими причинный комплекс преступности в целом. Вместе с тем их действие специфично, главным образом в связи с особенностями психологии несовершеннолетних, их повышенной социальной уяз­вимостью.

Следует учитывать, что определенное значение в генезисе под­ростковой преступности имеют и биопсихологические детерминан­ты. Психологи отмечают, что в период полового созревания (от 11—13 лет до 15—17 лет) у подростков появляется сильное стремле­ние ксамостоятельности, проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоя­тельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовав­шего.

В формировании криминогенных черт личности несовершеннолет­нихрешающую роль играют следующие обстоятельства:


100 • Раздел II. Особенная часть


Тема 9. Преступность несовершеннолетних • 101


 


1) отрицательное влияние в семье. Ранее уже говорилось о кри­миногенном значении семейного неблагополучия и неполноценно­сти семьи. Исследования показывают, что типичным для родителей несовершеннолетних преступников является низкая культура, эгои-стическо-потребительские установки, что определяет неправильную воспитательную позицию в отношении детей. Часто в таких семьях дети подвергаются насилию, жестокому обращению. По некоторым данным, ежегодно в России около 50 тыс. детей и подростков поки­дают семьи из-за насильственных действий со стороны собственных родителей; .

2) отсутствие у родителей возможности обеспечивать мини­мально необходимые потребности детей. Тяжелое материальное по­ложение, в котором по-прежнему находятся большинство граждан России (30% населения — за чертой бедности) крайне отрицательно сказывается на воспитании детей. Очевидно, что в таких семьях ца­рят настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленно­сти. У подростков формируется убеждение (часто обоснованное) в невозможности обеспечить свои жизненные потребности, не на­рушая закон;

3) отрицательные влияния в ближайшем окружении. Исследо­вания показывают, что для большинства подростков с определенно­го возраста влияние сверстников и взрослых лиц в бытовом, учеб­ном, трудовом окружении во многом вытесняет влияние родствен­ников. Включаясь в формальные и неформальные группы и дорожа своим положением в группе, подростки впитывают установленные стандарты поведения и ценности. Огромное значение имеет фено­мен подражания, который во многом определяет поведение несо­вершеннолетних. В этих условиях велик риск «криминального зара­жения». Для подростков типично совершение преступления по мотивам лжетоварищества, солидарности с группой, желания повы­сить свой авторитет в группе;

4) подстрекательство со стороны взрослых преступников, кото­рое, по данным исследований, имеет место не менее чем в 30% слу­чаев совершения несовершеннолетними преступлений. К этому следует добавить значительную латентность такого подстрекательст­ва, часто носящего косвенный характер (пропаганда преступного образа жизни, криминальных обычаев, культуры);

5) распространение в подростковой среде антиобщественных стандартов поведения и ценностей криминальной субкультуры. В нашем обществе, в условиях массового обнищания народа, меж­национальных конфликтов, коррупции, правового беспредела, беспросветности настоящего и отсутствия надежд на будущее про­изошла ломка ценностных ориентации. «Погоня за рублем» стала центральной идеей существования взрослого населения, не говоря уже о молодежи, снизилась ценность человеческой жизни, упала


шачимость культуры, профессионализма, семьи. Общей выражен­ной чертой российского общества стала агрессивность. Большой иклад в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не пучших, проявлений среди несовершеннолетних вносят СМИ, за­частую культивирующие акты насилия, агрессию, превосходство физической силы, героизацию преступников, вседозволенность и безнаказанность, неуважение к национальным, культурным и че-иовеческим ценностям1.

Наряду с отмеченными факторами формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетнихсуще-i iпенно способствуют следующие условия:

1) безнадзорность как отсутствие должного контроля со сторо­ны семьи и образовательных учреждений за поведением несовер­шеннолетних констатируется не менее, чем в четырех пятых случаев преступлений несовершеннолетних. По неофициальным данным, и России зарегистрировано 2 млн безнадзорных детей, причем, в от-пичие от беспризорников 20-х годов, при живых родителях. За годы •реформ» сформировалась целая армия бездомных маргинализиро-ванных подростков — «бацилл преступности», наводнившая рос-i ti некие города. Увеличению числа бездомных несовершеннолетних способствует вынужденная миграция населения, вызванная межна­циональными конфликтами, увеличение числа неблагополучных се­мей. Пополняют ряды бездомных и выпускники детских домов. По манным ряда исследований, через год после выхода из детских до­мов около 30% выпускников становятся лицами без определенного места жительства и занятий, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством;

2) низкий уровень воспитательной работы образовательных уч­реждений. Кризису образования способствуют кадровый дефицит, крайне низкий уровень оплаты труда педагогов и воспитателей, коммерциализация образования в ущерб воспитательным задачам. Но многом утрачены навыки индивидуальной работы с учащимися,

1 Так, в 2003 г. по российскому телевидению демонстрировался телесериал • Ьритада», в котором участники организованной преступной группировки были показаны как вполне симпатичные, благородные люди. Картина была крайне по­пулярна среди подростков. Многие московские школьники даже играли в «брига-ну», присваивая себе клички персонажей киносериала. Как показали социологи­ческие исследования, «профессии» бандита, криминального авторитета оказались наиболее популярным среди школьников.

Всеобщее распространение получили криминальный жаргон, блатные пес­ни и прочие образчики криминальной субкультуры. Блатной «фени» не стесняют-( н многие политические деятели и сотрудники правоохранительных органов. Ме­жду тем и криминальный жаргон, и так называемое блатное искусство несут своим потребителям своеобразную идеологию и смысл. Жаргон и воровские песни весь­ма распространены в среде несовершеннолетних правонарушителей и имеют большое значение на начальной стадии самоутверждения их личности.


102 • Раздел II. Особенная часть


Тема9. Преступность несовершеннолетних«103


 


контроля за их поведением и коррекции последнего. Практически ликвидирована система профессионального образования и проф­ориентации подростков;

3) распад системы общедоступного досуга. В результате полной коммерциализации сферы молодежного досуга он во многом приоб­рел «уличные» формы. Между тем современная «улица» в отличие от прежних городских «дворов» превратилась в пространство с не­определенными границами и полностью освободилась от контроля со стороны взрослых, которые не хотят, да и не могут оказывать ка­кое бы то ни было влияние на подростковые уличные компании. «Уличный» досуг часто связан с антиобщественным поведением (употребление алкоголя, наркотиков, сексуальная распущенность);

4) значительное увеличение доли детей и подростков с отстава­нием в интеллектуальном и волевом развитии. Их криминальный риск оценивается специалистами в 3—5 раз выше, чем у сверстни­ков. Следует отметить, что в целом физическое и психическое со­стояние подрастающего поколения оставляет желать лучшего. По оценкам специалистов, здоровыми можно признать лишь 15—20% детей и подростков и менее 50% призывников.

Значительную роль в системе детерминации преступности несо­вершеннолетних играют также недостатки в профилактической дея­тельности.Система профилактики преступности несовершеннолет­них, действовавшая в СССР и получившая международное призна­ние, по существу, в годы реформ была развалена. Только в последние годы наметилась тенденция ее восстановления.

Высокие показатели повторности преступлений несовершенно­летних говорят также о неэффективности уголовной и пенитенциарной политикив отношении несовершеннолетних. Краткие сроки лише­ния свободы, о неэффективности которых говорили криминологи еще в XIX в., продолжают неоправданно часто применяться судами в отношении несовершеннолетних. Воспитательные колонии в их современном состоянии по своей сути являются не исправительны­ми учреждениями, а «фабриками преступности». Сказывается и их крайне слабое материальное и кадровое обеспечение.

4. Современная концепция предупреждения преступности несо­вершеннолетнихзакреплена в документах международного сообще­ства. Основополагающее значение имеют, в частности, Минималь­ные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосу­дия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские принципы, 1990). Ряд важных положений, имеющих профилактическое значение, содер­жится и в ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 1990 г. Задачей российского государства яв-


ниется скорейшая полная имплементация и реализация положений указанных документов.

Важнейшим принципом профилактики, закрепленным в между­народных актах, является приоритет мер предупрежденияперед уго-иовной репрессией. В отношении несовершеннолетних особое зна­чение получают закрепленные в уголовном и уголовно-исполни-н'льном законодательстве задачи предупреждения преступлений, принципы гуманизма и экономии репрессии. Несомненным досто­инством нового УК РФ является закрепление особых правил уго-кжной ответственности несовершеннолетних в отдельной главе Ко­декса (гл. 14). Положения главы уже дважды (в 2001 и 2003 гг.) пре-к-рпели существенные изменения в направлении дальнейшей гуманизации и дифференциации ответственности несовершенно-пстних. Следует признать справедливым тезис о необходимости приоритетного применения к несовершеннолетним альтернативуго­ловному преследованию (наказанию) — мер воспитательного воздей­ствия, примирительных процедур, во всех возможных случаях, что имеет важное профилактическое значение. Российское законода­тельство движется именно в этом направлении.

Ряд гуманных положений, направленных на обеспечение прио­ритетной защиты прав несовершеннолетних в ходе уголовного про­цесса и исполнения наказания, содержатся в УПК РФ и УИК РФ. В то же время крайне медленно создается система ювенальной юс­тиции, центральным институтом которой являются особые суды для несовершеннолетних. Такая система действует во многих зарубеж­ных странах. Существовали суды для несовершеннолетних и в доре-нолюционной России. Ювенальные суды функционируют в Росто-не-на-Дону и ряде других регионов России. Создание ювенальной юстиции отвечает закрепленной в Конвенции ООН о правах ребен­ка рекомендации «в случае необходимости и желательности прини­мать меры по обращению с детьми-правонарушителями без исполь­зования судебного разбирательства, при условии полного соблюде­ния прав человека и правовых гарантий».

Главным направлением противодействия преступности несовер­шеннолетних, безусловно, является ее предупреждение. Выделяются общее и специальное предупреждение, включающее раннюю, непо­средственную и профилактику рецидива.

Меры общесоциального предупреждениянаправлены главным образом на создание благоприятных условий для социализации де­тей и подростков, реализации их прав и законных интересов, кор­рекции негативных социальных процессов — детерминант преступ­ности несовершеннолетних. Одним из руководящих принципов ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних явля­ется «обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, ум­ственное, духовное, нравственное, социальное развитие». К другим


104 • Раздел II. Особенная часть


Тема9. Преступность несовершеннолетних • 105


 


элементам общесоциальной профилактики Эль-Риядские принци­пы относят доступ к несовершеннолетних к общеобразовательной системе и культурным ценностям, обеспечение содержательного до­суга и отдыха.

Приоритетными задачами общего предупреждения преступно­сти несовершеннолетних на современном этапе являются:

— поддержка материнства и детства, усиление социальной за­щиты малозащищенных слоев населения;

— борьба с безнадзорностью, беспризорностью, маргинализа­цией детей и подростков;

— сокращение молодежной и подростковой безработицы;

— нравственное воспитание молодежи;

— противодействие алкоголизации и наркотизации подростков, пропаганда здорового образа жизни;

— усиление медико-психологической работы с подростками, имеющими психические и физиологические отклонения;

— улучшение дошкольного и школьного образования;

— организация детского и подросткового досуга, усиление его культурной составляющей, поддержка массовой физкультуры и спорта.

Субъектамиобщесоциального предупреждения являются все го­сударственные и негосударственные структуры общества. В первую очередь к таким структурам относятся учреждения образования, ор­ганы опеки и попечительства, органы здравоохранения, занятости, учреждения культуры, СМИ.

10. Специальное предупреждениепреступности несовершенно­летних во многом конкретизирует задачи общесоциального преду­преждения с учетом специфики его объектов, субъектов и этапов.

Нормативная основа комплекса специального предупреждения заложена Федеральным законом от 21 мая 1999 г. «Об основах сис­темы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних». Закон регламентирует деятельность основных субъ­ектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних; кате-горим лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и основания ее проведения; определяют­ся понятия беспризорности, безнадзорности несовершеннолетнего и семьи в социально опасном положении. Отдельные меры специ­ального предупреждения регулируются также многочисленными подзаконными актами.

Основными субъектамиспециальной профилактики являются прежде всего комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, а также соот­ветствующие подразделения органов внутренних дел. Ряд профи­лактических функций, особенно на этапе ранней профилактики, выполняют также образовательные учреждения, органы опеки и по-


псчительства, специальные органы по делам молодежи, органы со­циальной защиты и иные учреждения.

В противодействии преступности несовершеннолетних решаю­щее значение имеет ранняя профилактика.Ее задачами является п щоровление среды и оказание помощи несовершеннолетним, ока-иишимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Мера­ми ранней профилактики являются, например, выявление неблаго­получных семей, «групп риска», принятие мер к родителям и иным щцам, пренебрегающим обязанностями по воспитанию детей, обеспечение содержательного досуга, помощь при трудоустройстве. Раннее предупреждение является наиболее гуманным, эффектив­ным и требующим наименьших затрат специально-профилактиче-i ким направлением.

Ранняя профилактикавключает в себя комплекс мер по коррек­ции поведения подростков, ведущих антиобщественный образ жиз­ни, систематически допускающих правонарушения, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной от­це тственности. В ряде случаев закон предусматривает возможность применения на рассматриваемом этапе профилактики ряда прину­дительно-воспитательных мер (учет в подразделениях по делам не­совершеннолетних ОВД; помещение в центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей; направление в специаль­ное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого ти­па; другие принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судами и комиссиями по делам несовершеннолет­них).

Важное значение имеет пресечение преступности несовершен­нолетних и профилактика преступных посягательств на несовер­шеннолетних (гл. 20 УК РФ), в том числе криминальной деятельно­сти, связанной с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и иную антиобщественную деятельность, а также жестокого обращения с несовершеннолетними, часто являющимся поводом для совершения последними преступлений.

Профилактика повторности преступленийосуществляется в про­цессе исполнения наказания, а также в период после его отбытия. 11рофилактические меры включают контроль и социальную помощь подросткам, совершившим преступления, а также деятельность со­трудников милиции, прокуратуры, судей по выявлению и устране­нию причин и условий конкретных преступлений.

11. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних возможно также классифицировать по масштабу: меры федерально­го уровня, регионального уровня (уровня субъектов Федерации), местного уровня, групповые (контингентные) и индивидуальные. Следует отметить, что перспективным направлением, успешно реа­лизуемым во многих регионах России, является разработка регио-


106 • Раздел II. Особенная часть


I ома 10. Криминологическая характеристика насильственной преступности • 107


 


нальных и местных программ предупреждения преступности несо­вершеннолетних. Общие задачи могут быть конкретизированы с учетом специфики местных условий (национально-религиозного состава населения, социально-экономического положения и пр.).

Важным и перспективным направлением профилактики являет­ся привлечение к выполнению ряда задач общественных организа­ций, церквей различных конфессий, иных институтов гражданского общества. Так, положительные результаты дает участие церкви и иных организаций гуманитарного характера в работе воспитатель­ных колоний.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы предупреж­дения преступности несовершеннолетних, ее эффективность во многом зависит от комплексности принимаемых мер, поддержки государства и общества в целом.

Контрольные вопросы

1. Вчем заключается важность криминологического изучения преступности несовершеннолетних?

2. Назовите основные черты преступности совершеннолетних. Какие изменения произошли в них за последние годы?

3. Дайте общую характеристику уровня и динамики преступно­сти несовершеннолетних за последние 10 лет. Назовите основные особенности структуры преступности несовершеннолетних. В чем причина большей «узости» структуры несовершеннолетних по срав­нению со структурой преступности взрослых?

4. Назовите основные черты личности несовершеннолетнего преступника по трем группам признаков: социально-демографиче­ским, социально-ролевым и социально-психологическим.

5. Охарактеризуйте причинный комплекс преступности несо­вершеннолетних на современном этапе. В чем состоит специфика детерминации преступности несовершеннолетних по сравнению с «взрослой» преступностью?

6. Какие элементы системы предупреждения преступности не­совершеннолетних имеют особое значение на современном этапе?

7. Назовите основные нормативные акты, регулирующие дея­тельность по предупреждению преступности несовершеннолетних.

8. Охарактеризуйте и классифицируйте субъектов предупрежде­ния преступности несовершеннолетних.

Практикум

1. Изучите Минимальные стандартные правила ООН, касаю­щиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Руководящие принципы ООН для преду­преждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские


принципы). Найдите правила, которые используются и не исполь-1уются в законодательстве Российской Федерации.

2. Проведите на семинаре деловую игру на тему «Ювенальная юстиция». Изучите отечественный и зарубежный опыт ювенального правосудия. Обсудите перспективы ювенальной юстиции в России с акцентом на ее криминологическое значение. 2—3 докладчика представляют свое видение модели ювенальной юстиции в виде на-ишдных схем (результаты обсуждаются и оцениваются группой).

3. Изучите данные о преступности и судимости несовершенно­летних за последние 10 лет (см., например: Преступность и право­порядок в России. Статистический аспект 2003: стат. сб. / Госком­стат России. М., 2003. С. 26—34.) Какие изменения в динамике пре-с i упности несовершеннолетних, на ваш взгляд, отражают реальные юнденции преступности, а какие обусловлены «искусственными» факторами?

4. По материалам конкретного уголовного дела (возможно ис­пользование материалов СМИ) составьте справку о личности несо­вершеннолетнего преступника. Выделите причины и условия, по­ил иявшие на формирование антисоциальных установок личности и их реализации в совершенном преступлении. Предложите план индивидуальной профилактики рецидива.

5. Составьте анкету и опросите 10—20 респондентов (взрослых или несовершеннолетних) по проблемам (на выбор): «Влияние СМИ па преступность несовершеннолетних», «Конфликт в семье как при­чина преступности несовершеннолетних», «Имущественное расслое­ние как фактор преступности несовершеннолетних», «Роль образова­ния в предупреждении преступности несовершеннолетних».

6. Подготовьте к семинару сообщение на тему «Состояние пре­ступности несовершеннолетних и ее предупреждение в моем районе, городе, регионе». Попытайтесь вскрыть и проанализировать взаимо­связь между состоянием преступности несовершеннолетних в регио­не и особенностями экономических, социальных, демографических и иных процессов, которые характеры для вашего региона. Выскажи­те свою оценку организации предупредительной работы и сформули­руйте свои предложения по повышению ее эффективности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.