Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИИ И ПРЕСТУПНОСТИ (ПОНЯТИЯ)





1. Понятие и система причин и условий преступлений и пре­ступности.

2. Причины и условия преступлений и преступности.

1. Методологией познания причин и условий преступности и преступлений служат законы детерминизма, единства и борьбы про­тивоположностей, историзма и системности. Философия называет »)олее тридцати видов детерминации. Детерминанта (от лат. ilcterminare — определять) — фактор (явление, предмет материаль­ного либо духовного мира), который определяет появление другого фактора, именуемого последствием.

Криминологическая детерминация в основном использует три иида связей — причинную, обусловливающую и функциональную.


70 • Раздел I. Общая часть


Тема 5. Причины и условия преступлений и преступности (понятия) • 71


 


Причина сама порождает следствие. Причинная связь есть связь ге­нетическая.

Условие — явление, которое формирует причину или создает возможность ее действия. Эта связь с последствием является обу­словливающей.

При функциональной связи явлений изменение в одном ряду явлений вызывает изменения в другом ряду. Примером функцио­нальной зависимости является корреляционная зависимость. Стати­стическая корреляция измеряется количественно от 0 до 1 (теснота корреляции). Нулевая зависимость свидетельствует об отсутствии взаимодействия исследуемых статистических рядов. Близкая или равная единице связь может означать причинно-следственную и обусловливающую детерминацию. Распространенной ошибкой в криминологии является отождествление корреляции с причин­но-обусловливающей связью.



Детерминанты в криминологии по содержанию всегда социаль­ны:социально-психологические, социально-экономические, право­вые и проч.

Причины и условия преступности и преступлений — это систе­ма негативных для данного общества и государства явлений, детер­минирующих преступления и преступность как свое следствие.

2. Классификацияпричин и условий преступности и преступле­
ний проводится по многим критериям. По уровнюразличают при­
чины и условия преступности в целом (они иногда именуются об­
щими причинами), причины и условия отдельных групп преступле­
ний — организованных, несовершеннолетних лиц, неосторожных и
проч. (они исследуются в Особенной части криминологии) и, нако­
нец, причины и условия конкретных преступлений, которые явля­
ются компонентами (элементами) подсистем групп преступлений и
общей системы преступности.



По содержаниюпричины и условия дифференцируются по харак­теру социальной негативности на психологические, экономические, правовые, бытовые и др. Причины преступности и преступлений имеют социально-психологическоесодержание. Содержание усло­вий — самое разнообразное:социально-психологическое, экономиче­ское, социальное, правовое, организационное, бытовое и проч.

По близости к преступности и преступлениям выделяют уело- I вия непосредственные и опосредованные, ближайшие и отдален­ные. В механизме причинно-следственной связи существенную роль играют внутренние и внешние противоречия, возникающие внутри общества и государства или при взаимодействии их с внеш­ним миром.

3. В соответствии с социально-психологической природой
причин преступности и преступлений источником деяния служат
криминогенные потребности, интересы и мотивация личности, общ-


нос Iей, общества.Мотивация одновременно принадлежит и психо­логии личности и причине ее поведения. Мотивация — суть систе­ма криминогенных мотивов, которая побуждает лицо к преступно­му поведению. Она активизирует такое поведение, пока оно не ивершается общественно опасным последствием. Криминогенная но начала деяния, а затем воплощающаяся в нем криминальная мотивация есть причина всех без исключения преступлений, вклю-чая неосторожные. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 73 УПК РФ мотивы пре­ступления подлежат установлению как обстоятельства, подлежа­щие доказыванию в каждом уголовном деле. Никакая, даже самая жстремально-криминогенная внешняя ситуация, никогда не мо­жет сама по себе, минуя мотивацию и вину лица, причинить пре­ступный вред.



4. Криминогенные условия принято подразделять на две груп­
пы: условия, способствующие совершению преступлений (так назы­
ваемые ситуационные условия), и условия, формирующие крими­
ногенную мотивацию. Они, конечно, взаимодействуют на информа­
ционном уровне. Ситуационным условием, например, является
• > i сутствие охраны на фабрике, что способствует формированию ко­
рыстно-безответственного отношения к сохранности производимой
продукции.

По механизму обусловливания преступлений ситуационные ус­ловия преступлений могут быть, в свою очередь, нейтральными, способствующими или препятствующими совершению преступле-11 и и.

Ситуационные криминогенные условия более конкретны, при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел более фиксируемы. Их возможно устранить по представлениям прокуро­ров и определениям судов. Психологические условия, формирую­щие личность и ее мотивацию, более отдалены от факта преступле­ния и гораздо труднее подвергаются четкому профилактическому воздействию. Тем не менее выявление и тех и других условий пре­ступлений и реагирование на них необходимо (что на практике де-нается прка чрезвычайно слабо).

5. Причины и условия конкретных преступлений составляют
элементы системы преступности и ее подсистем — видов преступно­
сти, например несовершеннолетних, организованной, насильствен­
ной и т. д.

Причины преступности носят криминогенный социально-психо­логическийхарактер: потребности, интересы и мотивация общества в целом и соответствующих общностей. В. Н. Кудрявцев назвал их шире — «нравами»:«взгляды и нормы поведения (в том числе рели-i иозные, правовые, моральные), отношения между людьми, типы человеческих характеров, преобладающие ценности, потребности


72 • Раздел 1. Общая часть


Тема 5. Причины и условия преступлений и преступности (понятия) • 73


 


и интересы»1. Причина любого человеческого поведения, в том чис­ле преступного, заключена в его доминирующей системе потребно­стей, ценностей, интересов, мотивации. На уровне подсистем пре­ступности она выражается в мотивации, порождающей соответст­вующие виды преступлений — корыстных, должностных и проч.

Данные о криминогенной социальной мотивации, поскольку официальная уголовная статистика их не фиксирует в виде отдель­ного показателя, выводятся, во-первых, из статистики видов пре­ступности и преступников, во-вторых, из обобщений следственной и судебной практики, в-третьих, из научных исследований, в-чет­вертых, из сообщений СМИ.

Ныне основная криминогенная мотивация в России выглядит так: до 85% — корыстная, в том числе корыстно-насильственная мотивация, до 10% — агрессивная в разной степени межличностной конфликтности, до 5% — мотивация профессионального и граждан­ского пренебрежения к требованиям технической, транспортной, экологической, бытовой безопасности.

В последнее десятилетие, когда под видом реформ произошел криминальный передел собственности («грабительский капита­лизм»), закономерно последовало мощное «окорыстливание» моти­вации преступных деяний. Корысть стала источником появления «трех китов» российской экономики: преступности экономической направленности, организованной преступности и коррупции. Она вызвала к жизни ранее крайне редкие преступления, такие как убийства по найму, захват заложников, похищение человека, терро­ризм, торговля людьми, хищение радиоактивных материалов.

Условия преступности, как и условия ее элементов — преступ­лений, также целесообразно классифицировать на две группы: со­циально-психологические, духовные криминогенные детерминанты и условия, способствующие совершению преступности. Первые суть психологические, культурные, идеологические, политические усло­вия, формирующие криминализацию сознания и психологию обще­ства и общностей. Вторые носят самый разнообразный характер и их можно объединить в три взаимосвязанные укрупненные груп­пы — духовные, организационно-управленческие и правовые.

На лекции и семинарах понятиям и классификации причин и условий преступности и преступлений, охватываемых родовым по­нятием «криминогенные детерминанты», надлежит уделять особое внимание. Тема трудная, в криминологической литературе, включая учебники, высказываются весьма противоречивые суждения. К при­меру, причинами преступности признается само по себе взаимодей­ствие криминогенных детерминант, при котором не различаются

1 Кудрявцев В. Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002. С. 16; см. также рецензию Кузнецовой Н. Ф. // Уголовное право. 2003. № 2.


криминогенные причины и условия. Последние якобы могут ме­няться местами. Отрицается бинарность (двухзвенность) причин и следствий, она заменяется причинной цепью и причинной сетью. Причины совершения преступлений и преступности смешиваются с причинами существования преступности, историческими корнями преступности и проч.

Важно не просто разобраться в системе криминогенных детер­минант, но прояснить их практическое значение для криминологи­ческой профилактики. Содержание причин и условий определяет стратегию и тактику, а также механизм системы профилактики. Так, устранение социально-психологических, духовных, идеологи­ческих причин и условий преступлений и преступности потребует долговременных и серьезных усилий общества и государства по де­криминализации психологии общества в жизни, очевидно, не одно­го поколения его граждан.

Духовная криминализация общества, общностей, личности не может быть просто заблокирована или тем более устранена. Здесь декриминализация должна осуществляться по механизму замеще­ния криминогенных ценностей просоциальными или как минимум непреступными социальными потребностями, моральными ценно­стями, интересами, мотивацией. Пока более двух десятилетий в России идеологи всех политических ориентации безуспешно ищут «национальную идею», выплеснув с водой ребенка в виде социали­стических и православных ценностей, в одночасье перескочив из административно-командного социализма в криминальный капита­лизм, духовные криминогенные детерминанты будут процветать.

Организационно-управленческие и правовые криминогенные условия не передаются в столь долговременном и глубинном про­филактическом воздействии на преступность, они по крайней мере не потребуют духовного обновления поколений. Многие из них поддаются заблокированию, нейтрализации и даже устранению, на­пример путем издания антикриминальных законов и подзаконных актов и создания эффективной системы социально-правового кон­троля за их неуклонным исполнением.

К сожалению, социально-классовый раскол российского обще­ства в 90-х годах прошлого столетия отнюдь не способствует его ду­ховному единению в направлении декриминализации. Крими­нал-капиталисты за единичными исключениями не несут уголовной ответственности за свои тяжкие и особо тяжкие экономические преступления. В местах лишения свободы почти 100% осужденных принадлежат к низшим по доходам слоям населения либо рециди­вистам. За десятилетия не без помощи СМИ создан новый для Рос­сии «Моральный кодекс строителя капитализма». Какие этические ценности он рекомендует, можно заключить по их критике, напри­мер, в «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствова-


74 • Раздел I. Общая часть


Тема 5. Причины и условия преступлений и преступности (понятия) • 75


 


нии», разработанном в начале 2004 г. экспертами Русской право­славной церкви и Торгово-промышленной палатой РФ. В нем, в частности, говорится: «Богатство само по себе не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность. Соб­ственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределя­ются справедливо и ответственно вкладываются в социальную ста­бильность».

Развитие российского общества в последнее десятилетие по пра­вилам, когда «богатые становятся еще богаче, а бедные — беднее», привело к заметному «окорыстливанию» правонарушений, прежде всего коррупционных, со стороны представителей ранее по преиму­ществу законопослушного среднего класса — учителей, врачей, фармацевтов, преподавателей вузов (в 2004 г. вузы заняли первое место по коррупции).

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие причин и условий преступности и преступле­ний.

2. Определите различие между криминальными и некрими­нальными детерминантами преступности и преступления.

3. Каково содержание и механизм действия причин преступно­сти?

4. Какова доминирующая мотивация преступности?

5. Дайте понятие криминогенных условий, их классификацию.

6. Каковы виды классификаций криминогенных детерминант (причин и условий преступности)?

7. Проанализируйте дискуссионные вопросы о понятии причин и условий преступности в криминологической литературе.

Практикум

1. Какое из приведенных суждений представляется вам наибо­лее правильным и почему:

а) в основе причин преступности лежат определенные эконо­
мические факторы;

б) причинами преступности прежде всего являются дефекты
общественного сознания;

в) причины преступности коренятся в индивидуальном созна­
нии части граждан;

г) в обществе нет социальных корней преступности, и причины
преступных проявлений следует искать в явлениях иного порядка;

д) в обществе нет причин преступности, речь должна идти
только об условиях, способствующих проявлению пережитков про­
шлого в сознании людей;


е) причинами преступности являются негативные воздействия микросреды: школы, семьи, производственного и ближайшего бы­тового окружения.

2. Укажите, какие из приведенного ниже перечня детерминант
могут быть криминогенными, нейтральными или антикриминоген­
ными:

— несоответствие между возможностями человека и психофи­зиологическими нагрузками, порождаемыми современными усло­виями жизни;

— несоответствие между количеством людей, получающих среднее образование, и числом реально поступающих в вузы;

— нарушение правил торговли спиртными напитками;

— повышение уровня правосознания людей;

— увеличение количества свободного времени трудящихся;

— расширение масштабов и темпов жилищного строительства;

— значительное увеличение автомобильного парка страны;

— снижение потребления спиртных напитков на душу населе­ния;

— увеличение уровня доходов тех или иных социальных групп населения;

— увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, токсиче­ские вещества;

— повышение уровня материальной обеспеченности трудящихся;

— рост численности населения крупных городов;

— повышение общеобразовательного и культурного уровня на­селения страны;

— расширение культурных связей с зарубежными странами (кино, туризм, спорт, искусство и т. д.);

— миграция сельского населения;

— снижение уровня рождаемости;

— значительное преобладание женского населения над муж­ским в отдельных крупных городах;

— отрицательное воздействие СМИ;

— активное участие населения в управлении государством;

— стирание различий между городом и селом;

— коррупция в правоохранительных органах и в судах;

— повышение уровня нравственности и трудового воспитания подрастающего поколения;

— дальнейшее совершенствование уголовного законодательства в направлении его гуманизации;

— отсутствие воспитательной работы в семье.

3. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие
влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

1) по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений;


76 • Раздел I. Общая часть


Гема 6. Причины и условия преступности в России в конце XX и начале XXI вв. • 77


 


2) по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного (в том числе правового), иного характера.

Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступно­сти (преступлений); б) условия преступности (преступлений):

— плотность народонаселения, его миграция;

— дефекты в сфере управления;

— раскрываемость преступлений;

— слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;

— изменения уголовного законодательства;

— дефектность правосознания;

— «омоложение» структуры населения;

— недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;

— стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;

— бедность, нищета;

— злоупотребление свободой;

— противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;

— пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление нарко­тиков;

— нарушение принципов неотвратимости ответственности, ин­дивидуализации наказания;

— недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;

— отрицательные последствия научно-технического прогресса;

— бытовые, семейные и трудовые конфликты;

— уменьшение возможностей социально-правового за поведе­нием личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ос­лабления традиционных связей внутри социальных групп населе­ния.

4. На семинарах следует регулярно разбирать причины и усло­вия преступлений на материалах «громких» уголовных дел, обсуж­даемых в СМИ и обществе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.